Причастие как самостоятельная часть речи (Русский язык, 7 класс)

3
0
Материал опубликован 9 November 2020

Название урока и класс:

Причастие как самостоятельная часть речи, 7 класс

Цели:

1. Познакомиться с грамматическими признаками причастия.

2.Формировать умения отличать причастия от прилагательного.

3.Развивать мышление, речь.

Планируемые результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику причастия по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о причастии; находить причастие в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетенция): способность использовать родной язык как средство получения знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Организационный момент

2

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.




Откройте тетради, запишите число и "Классная работа".


Актуализация знаний


Вступительное слово

Перед вами таблица со словами.

- Прочитайте слова в столбиках

-Сформулируйте тему урока.

Выслушивает варианты ответов учащихся

Запишите тему в тетрадях: «Что такое причастие?»Причастие –часть речи»


Самоопределение к деятельности


Для того чтобы вы смогли сформулировать цель урока предлагаю вам выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-»

- Причастие - это самостоятельная часть речи.

- Причастие – это особая форма глагола

- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

- Причастия могут быть действительными и страдательными.


Введение понятия


Ребята я предлагаю вам побыть исследователями

Лингвистические наблюдения

Ребята, на доске дана концептуальная таблица, которую вы должны заполнить в группах, опираясь на текст учебника.

Беседа

Определите общее значение прилагательного и глагола.

Определите морфологические признаки прилагательного и глагола

Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола

Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу

План характеристики

Жёлтый

Желтеющий

Желтеет

I.Общее значение

Признак предмета

Признак предмета по действию

Действие

II.Морфологические признаки

Постоянные: качественное.

Непостоянные: ед.ч.,муж.р.,И.п.

Постоянные:несов, вид, неперех., невозвр., наст.вр.

Непостоянные: ед,ч.,муж.р., И.п.

Постоянные: несов. вид, неперех., невозвр.

Непостоянные: изъяв. Наклонение, наст вр., 3-е лицо

III. Синтаксическая роль

Определение

Определение

Сказуемое




Работа по теме урока



Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске

https://uchi.ru/teachers/groups/10065675/subjects/2/course_programs/7/cards/224482

Закрепление материала



Выполните упражнение 52 из учебника.

1 группа выписывает причастие вместе с существительными. (Темнеющая роща, темнеющий лес…)

2 группа выписывает прилагательное вместе с существительными. (тёмная роща, тёмный лес..)


Физкультминутка

3




Закрепление материала



Работа по карточкам Учи. ру

https://uchi.ru/teachers/groups/10065675/subjects/2/course_programs/7/cards/224484

Подведение итогов урока



Мы сегодня неплохо поработали. Давайте поделимся своими впечатлениями.

У вас возникли трудности во время работы?

Смогли вы их преодолеть? Каким образом?

Что понравилось вам на уроке? На каком этапе были сложности?

Оцените нашу работу: выберете смайлик, соответствующий вашему настроению.


Домашнее задание



Выполнить задания по карточкам от Учи. ру

https://uchi.ru/teachers/groups/10065675/subjects/2/course_programs/7/cards/224483



Большой Летящий

Голубой Оторвавшийся

Круглый Лопнувший

Красный Исчезнувший


В левом столбике признаки шарика выражены с помощью……, а в правом – с помощью….

Какие признаки может иметь предмет ? (Форма, цвет, величина, действие.)

Какая часть речи обозначает действие? (Значит, причастие близки не только прилагательным, но и глаголам.)

ВНИМАНИЕ!

Причастие обозначает признак предмета, создаваемый действием самого предмета ( летящий шарик, смотревшие дети) или действием над этим предметом (отпущенный шар, гонимый ветерком шарик). Иными словами, причастие обозначает проявляющийся по времени признак предмета по его действию.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.