Современное представление о нарушениях слуха в психологии, их этиология и систематика

0
0
Материал опубликован 11 January 2019 в группе

Современное представление о нарушениях слуха в психологии, их этиология и систематика

Степень нарушения слуха мы оцениваем потому, в какой мере сохранилась способность воспринимать и воспроизводить речь. Известно, что по степени потери слуха выделяют 2 основные категории: 1)глухота, 2) тугоухость.

Глухота – полное отсутствие слуха или такая форма его понимания, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слухового аппарата.

Тугоухость – снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако, при усиления голоса это восприятие становится возможным.

Наиболее часто выделяют 3 группы причин патологии слуха(Д.И. Тарасов)

1)Наследственный характер – причины приводят к нарушениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости.

2)Эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода, ведущих к появлению врожденной тугоухости:

-болезни матери в период беременности(краснуха, грипп и др.)

-прием беременной женщины алкоголя, наркотиков(особенно в первые месяцы беременности)

-прием лекарств (резус – несовместимости плода и будущей матери)

3)Воздействуют на орган слуха здорового ребенка на ранних стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной тугоухости. Наиболее частой причиной появления приобретенной тугоухости являются последствия перенесенного острого отита. Одной из причины – воспаления ствола слухового нерва, так же инфекционные заболевания, скарлатина, туберкулезный менингит и др. К причинам , приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода, оперативные вмешательства на среднем ухе, разрыв цепи слуховых косточек при травмах,аденоидные вегетации.

Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация Л.В.Неймана (4-группы глухих):

1 .Глухие дети воспринимают низкие частоты(125-15гц) реагируют на очень громкий голос у самого уха(крик)

2. Воспринимают частоты(150-500гц) реагируют на громкий голос у уха, на громкие звуки на небольшом расстоянии

3. Звуки в диапазоне низких и средних частот (125-1000гц) звуки музыки , инструментов, бытовые звуки

4. от 125-2000гц звуки музыки , инструментов, бытовые звуки

В зависимости от средней потере слуха в первом диапазоне по Нейману выделяют 3степени тугоухости : 1-ая до 50дб; 2-ая от 50-70дб; 3-ая от 70-80дб – далее глухота. Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие степенем слуха на 15-20дб Л.В. Нейман предлагает принять эту степень слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Глухота наступает на уровне 83-85дб.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха разработанная Р.М.Боскис построена на критериях, учитывающих своеобразие детей с отклонениями в функции слухового аппарата. 2 основные группы детей : глухие и слабослышащие.

- к группе глухих относятся дети, которые в следствии врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть речью

- к слабослышащим относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи.

В зависимости от развития выделяют 2 группы слабослышащих:

- слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками(звукопроизношение и др.)

- слабослышащие с глубоким недоразвитием функции речи

Среди глухих выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

- ранооглохшие, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся не слышащими (до речевой период)

-позднооглохшие, потерявшие слух в 3-4 года(уже речь сформировалась)

На основании классификации Р.М.Боскис, осуществляется дифференцированное спец обучение детей ч нарушениями слуха. В педагогической классификации были созданы различные типы школ:

-спец школа для глухих детей

-спецшкола для слабослышащих позднооглохших.

Внимание : трудности переключение внимания, больше времени требуется на «вырабатывание»

Ощущение и восприятие: большое значение имеет развитие зрительного анализатора. Особенности глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов, трудности восприятие предметов в необычном ракурсе.

Для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные ощущения(кожные ощущения)

Характерна асинхрония – недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне других.

Речь: дети с нарушением слухом могут овладеть словесной речью только в условиях спец обучения.

Память : память глухих детей совершенствуется входе формировании словесной речи, в процессе игровой и учебной деятельности.

Мышление: привалирование наглядных форм мышления над понятийным, страдает точность и полнота отражения существенных признаков, трудности в оперировании понятий, в сравнении величин, в понимании взаимообратных отношений между величинами, характерна обратимость мыслительных операций.

Обучение и воспитание: создаются школы-интернаты. Школы 1вида – глухие дети,2вида – слабослышащие и позднооглохшие.

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

Глухие(ранооглохшие) дети – к этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. Позднооглохщие дети – «глухие, сохранившие речь» - те, кто потерял слух в возрасте, когда речь уже была сформирована. Причины потери слуха: Воздействуют на орган слуха здорового ребенка на ранних стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной тугоухости. Наиболее частой причиной появления приобретенной тугоухости являются последствия перенесенного острого отита. Одной из причины – воспаления ствола слухового нерва, так же инфекционные заболевания, скарлатина, туберкулезный менингит и др. К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода, оперативные вмешательства на среднем ухе, разрыв цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений.

Слабослышащие дети – в зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладеть речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

Психологическая диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика умственного развития и интеллекта.

Выделяют следующие подходы в представлении об интеллекте:

1. Образовательный подход (интеллект как способность обучаться)

2. Информационный подход (интеллект как совокупность процессов переработки информации)

3. Социокультурный подход (интеллект как результат социализации и влияния культуры в целом)

4. Генетический подход (интеллект как форма адаптации организма с окружающей средой по Пиаже).

Классификация тестов интеллекта:

1. Невербальные тесты – состоят из заданий, стимульный материал которых предназначен для исследования наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Методики: доски Сегена – представляют собой пластины с вырезанными геометрическими фигурами, в которые необходимо вставить соответствующие этим вкладыши; матрицы Равенна (черно-белый и цветной вариант) – черно-белый предназначен для измерения невербального мышления (от 8 до 60 лет). Стимульный материал состоит из 60 таблиц, разбитых на 5 смысловых групп (А,Б,С,Д,Е) выявляют относительный % соотношения (95% - очень высокий интеллект, 75-94% - высокий, 40-64% - средний, 25-39% - ниже среднего, ниже 25% - нарушенный интеллект), цветные матрицы Равенна предназначены для детей от 5 до 10 лет, состоят из 36 таблиц разбитые на 3 серии (А,Б,В) по 12 таблиц в каждой; лабиринтный тест – ребенок ведет карандашом по заданному направлению.

2. Вербальные тесты – как правило позволяют оценить словесно-логическое мышление. Чисто вербальных методик немного. Большинство современных методик имеют комбинированный вид: шкалы измерения интеллекта Дж.Векслера. Возраст от 3 до 74 лет, тест проводится только индивидуально. Содержит 6 вербальных и 6 невербальных шкал. Время проведения теста примерно 1,5ч. Тест полностью стандартизирован и имеет возрастные нормы. Тест применяют для разграничения нормы от патологии интеллектуального развития.

Вербальные шкалы:

1. шкала осведомленности – 30 вопросов о жизни (пример: что нужно сделать чтобы вскипятить воду?...)

2. шкала сходство – 19 заданий, которые начинаются с вопроса «Чем похожи?» (кошка и мышка, день и ночь…)

3. шкала арифметика – 24 задачи, решаемые устно из программы начальной школы (от простых к сложным)

4. шкала понимание – 18 заданий в которых следует объяснить как поступать в определенных ситуациях (3-х бальная оценка)

5. шкала словарный запас – 30 заданий, в которых испытуемый должен объяснить значение слова (от простого к сложному)

6. шкала повторение цифр – диагностика оперативной памяти. Ребенку предъявляются цифры от 3 до 9 в прямом порядке и от 2 до 8 в обратном порядке.

Невербальные шкалы:

1. шкала завершение картинок – 30 карточек с рисунками, на которых чего-то не хватает

2. шкала кодирование – для дошкольников 5 символов, для школьников 9 – ребенок должен закодировать цифры знаками.

3. шкала упорядочивание или последовательность картинок – 14 заданий из набора картинок (сначала разрезные картинки, затем сюжетные) время ограниченно

4. шкала Кубики Коса – это красно-белые кубики, у которых по 2 грани окрашены красным и белым. Испытуемому предлагают 12 заданий и по образцу он должен сложить узор из кубиков

5. шкала сборка объекта – это 5 заданий, в каждом из которых испытуемый должен сложить определенную фигуру из предъявленных частей

6. шкала лабиринт – 10 изображений лабиринта.

Методика Рассела – чисто вербальная методика, может применяться в групповых исследованиях, рассчитана на детей от 7 до 14 лет, полностью овладевших навыками счета и чтения. Эта методика по времени занимает 40 минут, очень экономична по раздаточному материалу, дети работают самостоятельно, задания построены по типу тех, которые они выполняют в учебниках.

Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра – предназначен для исследования особенностей интеллекта, возраст от 14 до 60 лет. Время примерно 1,5ч. Этот тест не стандартизирован т.к. Амтхауэр работает только с нормой и использует для определения индивидуальных интеллектуальных особенностей.

Интеллектуальный культурно-свободный тест Кетелла – это набор графических заданий, которые автор выделил как универсальный матрицы измерения природных задатков человека. Возраст применения от 6 до 60 лет. Содержит 105 вопросов время от 25 до 50 минут.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) – автор Гуревич. Имеет 3 модификации:

Для младшей школы ТУРМШ – содержит 2 части: вербальная и не вербальная, в которых заложена готовность ребенка к школе.

ШТУР – с 6 по 9 классы

АСТУР – для поступающих в ВУЗы

Методика узнавание фигуры – испытуемому предлагают образец таблицы с внесенными фигурами

Методика запоминания 10 слов

Корректурная проба (внимание)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.