Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

1
0
Материал опубликован 6 December 2020

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии


В последнее десятилетие российский учитель находится в поиске особого, творческого подхода к процессу обучения и воспитания с целью создания условий для реализации задач современного образования.

На мой взгляд, один из таких эффективных подходов – системно-деятельностный, способствующий «формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Бытует мнение, что популярность такого подхода в учебном процессе обусловлена тем, что он во многом соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Известно, что согласно основным принципам системно - деятельностного подхода, знания не передаются обучающимся в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Не менее важная причина применения системно - деятельностного подхода в предмете «Технология» - это снижение учебной мотивации как системообразующего  компонента структуры всей учебной деятельности. Не всегда учащиеся приходят в школу с намерением научиться чему-то новому. Необходимо создать педагогические условия, побуждающие самого ученика к развитию творческих, интеллектуальных, практических способностей ради удовлетворения его собственной любознательности.

Чаще всего учитель начинает подготовку к уроку не только с отбора материала и разработки конкретных учебных заданий для каждого этапа урока, но и осмысления собственного арсенала методов, приёмов, направленных на развитие УУД.

На этапе актуализации опорных знаний, использую разные приемы, способствующие мотивации подростков к учебной деятельности, создавая условия для внутренней потребности включения в деятельность. Это стихи, кроссворды с ключевым словом, ребусы, «зашифрованное слово», фрагменты мультфильма или видеофильма, описание жизненной ситуации и т.д.

Например, урок «Технология приготовления бутербродов и горячих напитков» начинаю с интеллектуальной разминки «О чем речь?».


Задание 1.

Послушайте текст, скажите, о каком блюде идет речь:

Говорят, что это блюдо изобрел знаменитый польский астроном Николай Коперник. В начале XVI века, во время войны Польши, среди солдат начались болезни. Вскоре выяснилось, что их причина — в загрязненном хлебе. Чтобы можно было отличить чистый хлеб от грязного, решили смазывать его чем-нибудь светлым. Коперник предложил смазывать хлеб сливочным маслом. Лишь спустя несколько лет догадались хлебный каравай разрезать на куски и каждый из них смазывать маслом. Так появились …(бутерброды)

На этапе постановки учебной задачи на каждом уроке применяю различные приемы: от эвристических вопросов до проблемных задач.

На этом занятии с помощью эвристических вопросов подвожу девочек к теме и цели урока.

- Девочки, а какие напитки подают на завтрак у вас дома?

- А какие бутерброды вы можете приготовить к этим напиткам?

- Давайте сформулируем тему урока.

- Итак, тема урока «Бутерброды и горячие напитки»

- А как вы думаете, что необходимо знать прежде, чем приступить к приготовлению бутербродов и горячих напитков?

- Девочки как вы считаете, какова цель нашего урока?

- Какой будет результат урока?

Известно, что познавательные универсальные учебные действия связаны с умением работать с информационно-коммуникативными технологиями (Интернет, подготовленные тексты, таблица, схема, модель).

Часто на своих уроках использую работу с текстом.

Задание 2.

2.1. Прочитай текст.

Бутерброд (butterbrot) в переводе с немецкого языка означает хлеб с маслом.

По способу приготовления различают бутерброды:

Открытые бутерброды могут быть простыми, если используют один вид продуктов, и сложными, когда используют несколько видов продуктов. На хлеб намазыва­ют масло, сверху кладут кусоч­ки сыра, ветчины, колбасы, рыбы и др. Открытые бутерброды могут быть холодными и горячими.

Для закрытого бутерброда (сандвич) необходимо два ломти­ка хлеба. Ломтики хлеба намазывают маслом. На один ломтик хлеба кладут продукт (мясо, ветчину, сыр, отварную или копченую рыбу, помидоры, листья салата и др.), другим плотно прикрывают сверху.

Происхождение сандвича связывают с име­нем англичанина Джона Монтегю графа Сэнд­вича (1718—1792 гг.). Одни считают, что граф Сэндвич, страстный игрок в карты, чтобы не отвлекаться от игры для ужина, придумал этот сложный бутерброд: можно было продолжать игру и есть, не запачкав при этом рук.

Закусочные бутерброды канапе — это маленькие бутербродики, размером 3х3 см, состоящие из нескольких слоев. Их готовят из различных продуктов: масла, колбасы, ветчины, сель­ди, различных паштетов, овощей и т. д. Канапе могут быть и сладкими: с джемом, вареньем, фруктами и ягодами. Хлеб для канапе нарезают острым ножом тонкими ломтиками, вырезают всевоз­можные маленькие фигурки и обжаривают кусочки до румяной корочки. Обжаренный хлеб называют гренками. Продукты нарезают тонкими ломтиками и подбирают по цвету и вкусу, скалывают специальной палочкой или шпаж­кой, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца, зеленью пет­рушки, дольками помидора.

Тартинки — это тоже маленькие бутерброды из поджаренного хлеба. Но их отличает то, что мясные, рыбные и другие продукты укладывают на поджарен­ный хлеб в горячем виде. Например, котлеты, яични­цу-глазунью, сыр, печеночный паштет, омлет и др.

По виду используемых продуктов бутерброды делят на:

мясные (колбаса, ветчина и др.);

рыбные (икра, копченая или вареная рыба и др.);

сладкие (варенье, мед, шоколадное масло и др.);

овощные (кетчуп, огурцы, сладкий перец др.);

молочные (сыр, творожная масса).

2.2. Определите основную мысль текста.

2.3. Озаглавь текст.

2.4. Вставить в схему пропущенные слова и запомнить


t1607257461aa.gif

При изучении темы «Моделирование фартука» формирую такое действие как умение сравнивать.


Задание 3.

3.1. Разбейтесь на две группы и представьте себе, что каждая из вас — художник-модельер.

t1607257461ab.png

3.2.По очереди назовите выявленные признаки сходства и различия.

3.3. Заполните таблицу «Сходство и различия фартуков»

t1607257461ac.png


Во время практической части урока, использую задания, направленные на формирование действия планирования. На начальном этапе это работа с готовой инструкционной или технологической картой. Затем, когда девочки научились работать по готовому плану, усложняю задачу и предлагаю задания с восстановлением правильной последовательности этапов или задания с последовательностью, содержащим пропуски или ошибки.

А при работе над проектом, девочки без труда могут составить технологическую или инструкционную карту и работать в соответствии с ними.


Задание 4. Определите последовательность изготовления пояса.

А) Выкройте пояс, чтобы нить основы (долевая нить) располагалась вдоль его длины.

Б) Сложите пояс пополам изнаночными сторонами внутрь, проутюжьте через влажный проутюжильник.

В) Наложите прокладочную ткань на изнаночную сторону пояса, приклейте ее при помощи утюга через проутюжильник.

Г) Выкройте прокладочную ткань (флизелин, дублерин) размерами равными длине и ширине пояса.


Задание 5. Дополните технологическую карту на приготовление бутерброда, пользуясь учебником (работа в группе).

Инструкционная карта приготовления бутерброда (Что мы делаем):

1) Хлеб ___________________________________________________.

2) Овощи (помидор/огурец) ___________________________________.

3) Зелень/салат_____________________________________________.

4) Мясо/продукты/сыр________________________________________.

5) Ломтик хлеба смажьте ______и выложите ингредиенты по желанию.

6) Проявите творческий подход к оформлению каждого бутерброда.


Одним из самых важных умений является умение оценивать свою проделанную работу. Для этого я в своей работе использую карты пооперационного контроля.

Оценка, самооценка и взаимооценка каждой операции при изготовлении швейного изделия осуществляется по заранее заданным критериям. Для самооценки и взаимооценки те же самые критерии указываются в технологических картах по обработке определенного узла или приготовления кулинарного блюда.

Это помогает ученицам сосредоточить свое внимание на основных тех­нологических операциях и выполнять их с макси­мальной точностью и аккуратностью.

Для удобства оценки в картах пооперационно­го контроля использована пятибалльная система.

Общая оценка в 5 баллов разбивается по техноло­гическим операциям в зависимости от их важнос­ти в технологическом процессе.

Сложные и наибо­лее важные оцениваются 0,5-2 балла каждая, бо­лее простые — 0,25-0,5 балла.


Карта пооперационного контроля «Выполнение стачного шва вразутюжку»

п/п

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов

Фактическое количество баллов

1.

Машинные строчки должны быть ровные и аккуратные

1


2.

Ширина выполняемых швов должна соответствовать заданным величинам

1


3.

Отсутствие строчек временного назначения

1


4.

Наличие машинных закрепок

1


5.

Качество ВТО

1



Итого

5


Очень часто при выполнении небольших практических работ для отработки рефлексивных умений использую мини-защиту, например, на уроках «Кулинарии».


Задание 6. Презентация приготовленного блюда

Наше блюдо называется …………………………….

При выполнении работы использовались следующие продукты …………………., а также инструменты и приспособления …………………

Вид нарезки продуктов…………………………………

Вкусовые качества блюда: отличные, хорошие, удовлетворительные.

Показатель качества

Критерии оценки

Вкус


Цвет


Запах


Консистенция


Внешний вид


Если бы мы начали работу заново, то …………………


Оценивание учебных успехов может проводиться в форме игры «Найдите ошибку в высказываниях».


Задание 7.

1

Бутерброды готовят непосредственно перед подачей на стол

+

2

Бутерброды бывают только открытые и холодные

-

3

Ломтик хлеба для бутерброда должен быть толщиной 2 см

+

4

Срок хранения бутербродов в холодильнике 3 часа

+

5

Горячие и большие бутерброды едят вилкой и ножом

-

Оценивание может проходить в форме самопроверки или взаимопроверки. Обязательно разбираем допущенные ошибки и даются критерии оценивания:

Оценка «5» – нет ошибок;

Оценка «4» – одна ошибка;

Оценка «3» – две ошибки;

Оценка «2» – три ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия формируются в совместной деятельности обучающихся. Рефлексию работы в группе провожу с помощью листа продвижений.

Лист продвижения

в процессе совместного выполнения группового задания

Лист продвижения в ходе группового общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам.


1.

Планирование

2.

Распределение функций и их выполнение

3.

Соответствие исполнения проекта плану

4.

Контроль продвижения по заданию

5.

Представление результатов

6.

Лидерство


Планирование. Отметьте верное утверждение

А. Планирование совместное

Все обсуждали и вместе составляли план

Б. Планирование единоличное

План составлялся руководителем группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы

В. Планирование отсутствует

Ничего не планировали


Распределение функций и их выполнение. Отметьте верное утверждение

А. Распределения функций не было, каждый действовал сам по себе

Б. Часть учеников оказались вне общего дела, часть —
выполняли свою работу

В. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности

Соответствие исполнения проекта плану. Отметьте верное утверждение



Ученики

1

2

3

4

А. Активность ученика не связана с планом работы группы





Б. Во время исполнения отступал от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане





В. Выполнил работу в соответствии с планом






Контроль продвижения по заданию. Отметьте верное утверждение

А. Контроль осуществлялся руководителем команды

Б. Контроль осуществлялся различными членами группы
как за своими действиями, так и за действиями партнеров

В. Контроль был индивидуальный - каждым или отдельными членами группы только за своими действиями

Г. Контроль отсутствовал


Представление результатов (активность при презентации). Отметьте верное утверждение



Ученики

1

2

3

4

А. В презентации не участвовал





Б. Участие в презентации незначительное





В. Участие в презентации значительное






Лидерство. Отметьте верное утверждение

А. В группе была борьба за лидерство, которая негативно
повлияла на результат

Б. Явных лидеров не было

В. Был признанный лидер / лидеры, его (их) работа
позволила группе добиться хорошего результата


Таким образом, применение системно-деятельностного подхода обеспечивает осознанную мотивацию в обучении предмета «Технология» и дает старт для развития универсальных умений и навыков.

Мне удалось усовершенствовать процесс обучения благодаря организации социального взаимодействия обучающихся на разных этапах обучения, их межличностной коммуникации. Важнейшей особенностью учебного процесса становится развитие способности ребенка «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия, умения самостоятельно оценивать свою работу, презентовать себя как личность, умения брать ответственность за свой труд.

Реализация системно - деятельностного подхода позволила мне добиться стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по предмету по итогам внешнего и внутреннего мониторингов.

Наблюдается повышение уровня школьной мотивации, творческой активности своих учеников, их желанием участвовать в олимпиадах различных уровней, занимая при этом призовые места, что свидетельствует об эффективности системно - деятельностного подхода в изучении предмета «Технология».



Список литературы

Кожина О.А. «Быстрый и объективный контроль умений учащихся», Школа и производство, № 1, 2002, с. 40-41.

Пушкина Н.В. «Моделирование фартука», Школа и производство, № 8, 2003, с. 34-36.

Технология: Обслуживающий труд. 6 класс. Методическое пособие к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой «Технология: Обслуживающий труд» / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2015.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации