Приемы формирующего оценивания
Лачихина Алевтина Васильевна
Учитель начальных классов, высшая категория
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы»
Свердловская область, город Верхняя Салда
Приемы формирующего оценивания
В контексте современных требований к образованию в информационном обществе функция оценивания претерпевает значительные изменения. Оценивание больше не должно быть только инструментом выявления недостатков; оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность образовательного процесса и повышение его качества через конструктивную обратную связь между всеми участниками этого процесса.
Проблемы традиционной системы оценивания:
- Фокусирование на результате, а не на процессе: Традиционная система оценивает только конечные результаты, не учитывая промежуточные успехи и усилия учащихся. В результате не отражается их реальный прогресс и индивидуальные особенности.
- Субъективность: Оценки часто зависят от субъективного восприятия учителя, что может привести к несправедливости и снижению мотивации у учащихся.
- Отсутствие конкретной обратной связи: Традиционная отметка не дает ученикам четкого понимания их сильных и слабых сторон, что мешает осознанию необходимых улучшений.
Современный подход к оцениванию:
Оценивание – это процесс сбора, обработки и интерпретации информации о результатах обучения для принятия обоснованных решений. Основные задачи включают прогнозирование последствий, обеспечение обратной связи, оценку достижения целей и анализ влияния методических мероприятий.
Функции оценивания разнообразны: они стимулируют учебную мотивацию, диагностируют прогресс, проверяют эффективность обучения и формируют адекватную самооценку у учащихся. Согласно ФГОС, оценивание должно фокусироваться не только на результатах, но и на процессе их достижения, а также на осознании учащимися своих особенностей и путей развития.
Современный стандарт образования основывается на критериальном оценивании, где критерии и алгоритмы выставления оценок являются открытыми и заранее известными. Важной частью является интеграция самооценки учащихся в процесс обучения.
Формирующее оценивание направлено не на получение оценок, а на улучшение качества обучения. Оно встроено в процесс преподавания и предполагает обсуждение целей, вовлечение учащихся в самооценку и обеспечение обратной связью, которая помогает учащимся укрепить уверенность в своих силах.
Этот подход способствует развитию критического мышления и аналитических способностей учеников. Он позволяет не только запоминать факты, но и понимать их значение, устанавливать связи и формировать собственное мнение.
Формирующее оценивание – это инструмент развития, направленный на осознание учениками своих сильных сторон и областей для улучшения, а также на предложение способов коррекции. Его основная цель – помочь учащемуся расти и развиваться, как полив растения, чтобы оно продолжало расти.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им выяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Формирующая оценка – оценка, способствующая обучению:
- элемент эффективного планирования;
- в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
- является ключевым профессиональным навыком педагога;
- обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
- помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты;
- развивает способность к самооценке и взаимооценке;
- отражает все образовательные достижения;
- должна быть постоянным элементом урока.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
- В то время как ученику:
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у него получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Приемы формирующего оценивания.
Для того чтобы внедрить формирующее оценивание в практику, можно использовать следующие приемы:
«Волшебные линеечки»
Использование линеек с четкими критериями (аккуратность, порядок, интерес, красота, трудность, старание) позволяет ученику самостоятельно оценить свою работу и увидеть свои достижения.
«Карта успешности»
Создание таблицы с критериями и полями для отметок по разным темам и периодам помогает ученику отслеживать свой прогресс и визуализировать свои успехи.
«Цветовая символика»
Использование цветов для самооценки (красный – уверен, зеленый – готов, синий – неуверен, желтый – нужна помощь) делает процесс оценки более наглядным и понятным.
«Три звезды и одно пожелание»
Группа учеников выделяет три достоинства работы другой группы и дает одно пожелание по улучшению. Этот метод развивает критическое мышление и способность конструктивно оценивать чужой труд.
«Мысленная шляпа»
Использование техники «шести шляп» для анализа проблемы с разных точек зрения развивает критическое мышление и помогает ученикам видеть проблему во всей ее сложности.
«Синквейн»
Синквейн является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой написание стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом составление каждой из них подчинено определенным правилам. При работе происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн может научить ученика найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
«Фишбоун»
Фишбоун является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активизирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой удобный инструмент для анализа и синтеза, для обработки практически любой информации.
«Самооценка»
Регулярное использование форм самооценки (устного ответа, выразительного чтения, исследовательской работы, проекта) способствует развитию рефлексии и ответственности у учеников.
Как применить формирующее оценивание?
Чтобы эффективно использовать формирующее оценивание, важно следовать нескольким ключевым шагам:
- Определить начальный уровень знаний и навыков учеников. Это поможет понять, на каком этапе находится каждый ученик и какие области требуют улучшения.
- Предоставлять конкретную и полезную информацию о достижениях и проблемах ученика.
- Создавать положительную атмосферу успеха и поддерживать мотивацию к учебе. Похвалы и признание успехов мотивируют учеников к дальнейшему труду и старанию.
- Использовать разнообразные инструменты оценивания, включая тесты, проекты, устные отчеты, наблюдение и самооценку. Разнообразие методов помогает учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
- Включать учеников в процесс оценивания и поощрять их самостоятельность. Это развивает у учащихся чувство ответственности за свой учебный процесс.
Формирующее оценивание – это не отдельная технология, а философия обучения. Оно помогает учителю видеть каждого ученика как индивидуальность, а ученику – почувствовать себя успешным. В результате учащиеся становятся более мотивированными, активными и самостоятельными.
Литература:
- Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie- obrazovatelnyh-rezultatovuchaschihsya-v-sovremennoy- shkole
- Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
- Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.
- Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. К85 Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 128 с. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).