Приемы мотивации на различных этапах урока
Приемы мотивации на различных этапах урока
‘’Учение, лишенного всякого интереса и взятое силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить’’
К.Д. Ушинский
Формирование учебной мотивации школьников можно считать одной из основных проблем современной школы. Учебная деятельность тесно связана с мотивацией учения. Мотивировать учащихся к учебной деятельности - значит, затронуть их важные, личные интересы.
В процессе обучения школьников необходимо создать условия, в которых ученик приобретает эмоционально-мотивационный настрой. По мнению Д. Толлингеровой, такой настрой обязательно присутствует, если учитель использует постановку проблемных вопросов, создание проблемной ситуации, необычную форму преподнесения материала (кроссворды, ребусы, шарады), анализ жизненных ситуаций и др.
Приемы создания мотивации учебной деятельности разнообразны. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках.
Организационный момент
Использование цитат, пословиц.
Например,
учитель предлагает учащимся задание:
разгадать слова коур, дельебез, назние.
Учащиеся получают следующие слова: урок, безделье, знание. Затем можно поставить перед ними вопрос, какое слово для них лишнее на уроке и почему. Дальше нацелить их на плодотворную работу на уроке.
Предложить детям расшифровать пословицу: Ебз рутда не ловышьви И букыр из рупад. Учащиеся получат пословицу: без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
Этап подготовки к основному этапу урока
Для определения темы урока,
Учитель предлагает учащимся определить тему урока по предложенным фактам. Но эти сведения, должны вызывать у них интерес и не быть слишком длинными.
Например,
Алгебра как наука возникла в связи с их решением.
Л.Н. Толстой писал, что ‘’большинство жизненных задач решаются так же, как они: приведением их к самому простому виду’’.
Около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью них.
У них, как и у растений есть корень (речь идет об уравнениях)
Учитель предлагает учащимся отгадать загадки
Например,
Эти знаки только в паре,
Круглые, квадратные.
Мы все время их встречаем,
Пишем многократно.
Заключаем, как в коробки,
Числа в... (скобки)
Я добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.
Я для сложения гожусь
И этим очень я горжусь (плюс)
Нет, не со зла он отнимает
Просто долг свой выполняет.
Отнимать большой мастак
Этот всем знакомый знак (минус)
Б. Кордемский, А. Ахатов
(тема урока: раскрытие скобок)
Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд, например
На доске запись. Тема урока: Теорема….
Далее учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд и узнать, чье имя носит теорема.
у | р | а | в | н | е | н | и | е | |||
п | р | и | в | е | д | е | н | н | о | е | |
к | о | р | е | н | ь | ||||||
т |
(Нужно собрать слово из выделенных букв)
Бывают линейные, квадратные….(уравнения)
Как называется квадратное уравнение, у которого, а=1?(приведенное)
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений,
И знак особый – радикал –
С ним связан, вне сомнений.
Заданий многих он итог,
И с этим мы не спорим,
Надеемся, что каждый смог
Ответить: это … (корень)
Как называется число, вычисляемое по формуле:
в²-4ас? (дискриминант)
Тема урока: Теорема Виета.
Учитель ссылается на то, что приобретаемое знание на уроке понадобится при изучении последующего материала или на других предметах. Например,
При изучении темы ‘’Пропорции’’ урок можно начать следующим образом: ’’ Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать пропорции. Это тема очень важная, умение составлять пропорции, решать задачи с их помощью вам понадобится в дальнейшем и на уроках физики, химии, биологии’’.
Создание проблемной ситуации
Учитель предлагает учащимся задание, невыполнимое вообще, например
при изучении темы ‘’Неравенство треугольника’’ предложить учащимся построить треугольник, со сторонами равными
5 см,3 см и 1 см. Треугольник построить дети не могут, и возникает потребность в новом знании.
Учитель дает практическое задание, с которым ученики еще не сталкивались, например
При изучении темы ‘’Умножение десятичных дробей’’. Дать учащимся задание на вычисление площади прямоугольника со сторонами 0,5 мм и 1,5 мм. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение и потребность в новом знании.
Сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Например,
предложить учащимся следующую ситуацию: В городе работают два магазина по продаже мобильных телефонов. В ‘’черную пятницу’ ’первый магазин предлагает скидку на телефоны некоторых марок в 25%, а во втором магазине стоимость тех же телефонов уменьшится на четверть их цены. В каком магазине выгоднее совершить покупку?
Возникает в результате обсуждения разброс мнений и мотивация учащихся на приобретение новых знаний.
Этап первичной проверки понимания
Использование стихотворений, сведений из истории математики
После введения и разъяснения учителем какого-нибудь алгоритма. При выполнении задания ученикам нужно будет воспользоваться новым алгоритмом. Например,
Учитель предлагает детям задание: Расставьте стихотворные строки в нужном порядке. При расстановке строк учащиеся будут использовать алгоритм приведения одночлена к стандартному виду.
А на степени отдельно
Мы внимание обратим.
Как задача полегчала,
Перемножим и с другим.
Дружно числа мы умножим
И поставим впереди,
Перемножим степени сначала
С основанием одним,
Одночлен, чтоб был красивым,
И не стал противоречивым
В вид стандартный превратим,
Не затратив много сил.
Этап закрепления знаний и способов действий
Не все учащиеся с большим усердием выполняют упражнения на отработку новых умений и знаний. Но такая ‘’работа’’ пойдет быстрее, если их немного заинтересовать.
Сообщение сведений из истории математики, например
Учитель сообщает детям легенду о Евклиде: царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Не привыкший встречать затруднения, царь вызвал Евклида и спросил, нет ли какого-то особого, доступного лишь правителям способа усвоить эту науку. На что Евклид ему ответил ….
Учитель не договаривает ответа Евклида и предлагает учащимся самим узнать его , выполнив задание:
Какие треугольники не существуют?
а)5,2 и 7 в
б)3,8 и 13. науке
в)19,12 и 12 даже
г)6,8 и 1. геометрии
д)9,1 и 2 нет
е)7,14 и 10 привилегий
ё)7,29 и 12 царских
ж)9,6 и 1 путей.
Из правильных ответов дети составляют фразу.
Приведенные здесь приемы мотивации учебной деятельности далеко не исчерпывающие. Они основаны на использовании в содержании обучения: элементов историзма - знакомства с историей возникновения и развития математических теорий; привлечение материала из гуманитарных дисциплин (стихотворения, изречения, эпиграфы к урокам); показе области приложений математических знаний в повседневной жизни; постановке учебных проблем.