12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степанова Мария Геннадьевна15

М. Г. Степанова

учитель начальных классов, учитель-дефектолог МБОУ «ООШ № 27», г. Абакан

Приемы нетрадиционного рисования на уроках как средство развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Включение детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Нетрадиционное рисование помогает детям с ОВЗ адаптироваться в новой для них среде. Использование таких технологий на уроках оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка на моторику рук [1].

Для определения уровня развития мелкой моторики у 20 учащегося 2-х классов МБОУ «ООШ № 27» г. Абакана, в возрасте от 8 до 12 лет была проведена диагностика Н. И. Озерецкого (1923). Диагностика 
позволила выявить, что 55 % детей имеют низкий уровень развития моторики. Для этих детей характерны выраженная персевераторность движений, отсутствие топологической сферы, преобладание ошибочных 
ответов при простом копировании, во многих случаях инструкция не выполняется, ошибки не замечаются. У 45 % детей состояние моторики ниже среднего, что характеризуется стойким нарушением координации, изолированностью или аллированостью движений. Доказано, что развитие мелкой моторики на прямую зависит с развитием речи.

Для развития мелкой моторики на уроках были подобраны и разработаны нетрадиционное приемы рисования, которые применялись в работе с данными детьми. Например, в «Приеме рисования пальцами» создается ситуация того, что под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой в синюю, третий в желтую и можно предложить детям для рисования в этой технике нарисовать картину «Спелая вишня». В приеме «Печать от руки» нужно обмакнуть всю ладонь в краску и оставить отпечаток на бумаге. Отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Отпечаток руки может превратиться в лебедя (четыре пальца и ладонь – туловище, отставленный в сторону большой палец – шея). В работе также применялся такой прием, как «Кляксография» (игры с кляксами), он помогает развивать глазомер, координацию, фантазию, воображение.

Так же интересным приемом является «Монотипия». Для него потребуется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Рисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижимаем к правой и разглаживаем, дальше дорисовываем – это может быть «Осенний парк».

В приеме «Цветные ниточки» используются нитки длинной 
25–30 сантиметров, окрашенные в разные цвета, выкладываем их на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводим наружу. Складываем половинки листа, прижимаем их друг к другу, разглаживаем. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Это «Вологодские кружева» или «Морозные узоры».

В приеме «Граттаж» натираем альбомный лист свечой, затем покрываем гуашью или тушью.

В приеме «Рисование на наждачной бумаге» рисуем восковыми карандашами, предварительно снимая с них бумажную обвертку. Наждачную бумагу немного нагреваем, для того чтобы карандаши лучше скользили. Работа получается интересной, объемной. Можно также рисовать пальцами, используя в этом приеме гуашь.

В приеме «Мел и губка» мочим губку, рисуем по поверхности мокрой губки мелом. На листе бумаги делаем различные отпечатки. Можно мел измельчить. Полученные отпечатки мы дорисовываем пальцами, ладошкой можно использовать ватные тампоны.

Для оценки эффективности применения этих и многих других приемов была проведена повторная контрольная диагностика. При сравнении результатов начальной и итоговой диагностики можно увидеть, что состояние мелкой моторики детей улучшилось. Таким образом, резюмируем, что предложенные приемы нетрадиционного рисования эффективны в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Библиографический список

Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А.Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова [и др.]. М.: Академия, 2001. С.246.

Степанова М. Г., 2021



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.