Элективный курс по немецкому языку «Прикладная грамматика» для старшей школы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 106
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА"
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
«Прикладная грамматика»
Составитель: Пчелинцева Г.В.
учитель немецкого языка
Волгоград
Пояснительная записка
Основная цель обучения немецкому языку – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие обучающихся средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению. Курс предметно ориентирован, нацелен на формирование интереса к будущей профессии, связанной с использованием языка.
Основная цель курса – систематизация грамматического материала, усвоенного обучающимися в предыдущие годы обучения.
Основные задачи курса: сформировать навыки активного употребления в устной речи и чтении отдельных грамматических явлений, которые обучающиеся должны узнавать и понимать при чтении. Решение столь сложных задач невозможно без обучения обучающихся технологии языкового самообразования, предполагающего довольно высокий уровень владения языковыми структурами, сформированными грамматическими знаниями, а также обучение способности к самонаблюдению за своим языковым развитием.
Курс является модифицированным, так как он ориентирован на типовую программу, в основу которой положены принципы классных занятий.
Курс предназначен для обучающихся, выбравших в качестве своей будущей профессии лингвистические специальности, он также может быть использован при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к устным работам по иностранному языку.
Категория обучаемых: обучающиеся 11-х классов гуманитарного профиля.
Объём курса: 17 часов.
Система средств обучения:
Для повышения уровня образования учащихся предусматривается лекционная форма, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, творческие задание, тестирование и т.д.
Формы контроля:
Для выявления уровня сформированных умений и навыков на различных этапах обучения в курсе предусмотрен текущий и итоговый контроль в устной и письменной форме.
Формы текущего контроля: дискуссии, опрос, заполнение таблиц, формулирование высказываний-предположений по обсуждаемой проблеме, составление вопросов и ответов на них и др.
Итоговый контроль будет осуществляться в форме грамматического теста теста. Знания учащихся оцениваются по системе зачета/незачета, выраженного в оценке «зачтено»/ «незачтено».
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
- уметь образовывать пассивные конструкции и употреблять их в иноязычной письменной и устной речи;
- уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
- уметь пользоваться справочной литературой, словарями и глоссариями;
- уметь выражать свою точку зрения на основе изученного или прочитанного;
- уметь работать самостоятельно и заниматься самообразованием.
Список литературы:
Karin Hall, Barbara Scheiner “Deutsch als Fremdsprache. Übungsgrammatik für Fortgeschrittene“.
Christian Fandrych, Ulrike Tallowitz „Klipp und Klar. Практическая грамматика немецкого языка“.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема/ подтема | Элементы содержания урока | Умения и навыки | Формы контроля | |
Теоретические вопросы | Практическая часть | ||||
1-2 | Der Gebrauch des Passivs. | Мини-лекция «Der Gebrauch des Passivs» Чтение текста «Bei „Montagsauto“ Geld zurück» Чтение мини-текстов | - объяснить возможности употребления пассивных конструкций в речи - чтение текста в активном залоге - поиск важной информации - представление результатов поиска в виде таблицы - чтение мини-текстов - поиск страдательного залога и аргументация сделанного выбора - составление вопросов к тексту с использованием пассива | - находить конструкции активного залога и аргументировать свой выбор - находить конструкции пассивного залога и аргументировать свой выбор - составлять вопросы по содержанию текста, используя страдательный залог | - таблица - монологическое высказывание - письмо вопросов к тексту |
3-4 | Das Vorgangspassiv. | Чтение мини-реплик в страдательном залоге Чтение текста «Galileo Galilei» Пассив с «es» и без «es» | - чтение предложений в страдательном залоге - перевод предложений на русский язык - определение временной формы страдательного залога - чтение текста с использованием одноязычного словаря - поиск предложений в страдательном залоге - трансформация предложений в активный залог - составление предложений с безличным местоимением «es» и без него - заполнение текста с пропусками | - переводить предложения в страдательном залоге на русский язык - определять временную форму пассива - читать текст с использованием одноязычного словаря - трансформировать предложения из страдательного залога в активный залог - употреблять в речи страдательный залог с безличным местоимением «es» и без него - заполнять текст с пропусками | - монологическое высказывание - письмо предложений - письмо предложений с безличным местоимением и без него - письмо текста с пропусками |
5-7 | Das Vorgangspassiv mit Modalverb. | Мини-лекция «Das Vorgangspassiv mit Modalverb» Чтение текстов «Die Stadtverwaltung zieht Bilanz», „Trinkwasser“, «Ein neues verkehrskonzept“ | - употребление в речи пассивных конструкций с модальными глаголами - тренировка грамматического материала - чтение текста с выделением важной информации - трансформация текста в страдательный залог | - употреблять в речи пассив с модельными глаголами - выделять в тексте важную информацию - трансформировать предложения из активного в пассивный залог | - упражнения на грамматику - письмо текста в страдательном залоге |
8 | Passivfähigkeit | Чтение текстов «Warum starben die Saurier aus?», „Macht Sicherheit sorglos?“ | - чтение текстов в группах с полным пониманием прочитанного - поиск предложений с возможностью трансформации их в страдательный залог - письмо предложений | - читать текст с полным пониманием прочитанного - трансформировать предложения | - письмо предложений |
9-11 | Das Zustandspassiv | Мини-лекция «Das Zustandspassiv» | - образование пассива состояния - знакомство с формами пассива - ответы на вопросы - упражнения на тренировку грамматического материала | - образовывать пассив состояния и его формы | - ответы на вопросы по содержанию мини-лекции - упражнения на грамматику |
12-13 | Gesamtübungen | Чтение текста «Die Berliner Mauer» | - чтение текста с использованием двуязычного словаря - поиск предложений в активном залоге - трансформация предложений в страдательный залог - описание графика - пересказ текста в пассивном залоге | - использовать двуязычный словарь при чтении текста - трансформировать предложения - описывать график - пересказывать текст в страдательном залоге | - письмо предложений - монологическое высказывание - пересказ текста |
14-15 | Gesamtübungen | Чтение текстов «Deutsch-deutscher Menschenhandel», „Bakterien“, „Glasklare Sache“ | - чтение текстов с использованием двуязычного словаря в группах - перевод текста - составление вопросов к тексту - ответы на вопросы - трансформация текстов в страдательный залог | - использовать двуязычный словарь при чтении текста - составлять вопросы к тексту и отвечать на них - трансформировать тексты в страдательный залог | - вопросы к тексту - перевод текста - письмо вопросов и ответов - письмо текстов в страдательном залоге |
16 | Грамматический тест | ||||
17 | Анализ грамматического теста |