Статья на тему «Применение технологических карт на уроках швейного дела»

11
0
Материал опубликован 30 March 2016 в группе

Е.К. Паксянова

учитель трудового обучения (швейное дело)
г. Саратов, ГБОУ СО«Школа АОП №1 г. Саратова»

Применение технологических карт на уроках швейного дела

Основная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы адаптацию в обществе. Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями.

Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес учащихся к учебной деятельности. Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработки у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала.

К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия.

Особое внимание следует уделить таким средствам наглядности, как натуральный образец, который по своим качествам соответствует требованиям к результату труда учащихся и технологическим и пооперационно-технологическим картам, которые представляют собой образцы выполнения отдельных операций.

Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления.

После общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от учащихся трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия, отвечая на вопросы учителя и начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда изучаемые изделия просты по конструкции и технологии изготовления.

На каждое изделие, в беседе с учащимися, с опорой на технологическую или пооперационно-технологическую карту, составляется план пошива изделия. Учащимся предлагается рассмотреть пооперационную карту и обсудить последовательность обработки той или иной детали, при этом нужно следить, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей.

Кроме этого на рабочие места можно положить соответствующий раздаточный материал, например, образцы выполнения определенных швов, виды обработки узлов изделия.

Во время практической работы следует обращать внимание учащихся на те операции, выполнение которых, как правило, вызывает затруднение.

Так же пооперационная карта незаменима при индивидуальной работе со слабыми учениками, или если при выполнении какой-либо операции допущена ошибка.

По окончании практической работы, анализ качества выполненного изделия проводится путем сравнения его с образцом.

Кроме того на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы.

В заключение несколько слов о требованиях, предъявляемых к наглядности:

Наглядность должна соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся.

Быть доступной и составляться с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников.

Наглядные пособия должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями.

Должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой.

Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению учащихся в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.

Литература

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М., 2005. – 448с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М.: НЦЭНАС, 2003

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.