Доклад «Применение ИКТ для развития мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения»
В последнее время наблюдается все больше детей с нарушениями речи различного генеза. Это требует проведения целенаправленной и систематической междисциплинарной работы специалистов школы по коррекции имеющихся речевых дефектов.
В связи с этим возникла необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Кроме стандартных способов, используемых в логопедической практике, более активно стали использоваться нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с чем использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, но и необходимостью. Используя такой подход к коррекционно-развивающему процессу, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда, позволяет идти в ногу со временем.
Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.
Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:
Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
Активизация познавательной деятельности детей.
Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
РАЗВИТИЕ ЗРИЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КООРДИНАЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
Взаимодействие с компьютером вызывает у детей младшего школьного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и учебной деятельности. Интерес служит формированию внимания, памяти и познавательной активности.
Использование ИКТ помогает предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, этим вызывает неподдельный интерес у ребенка. Дети запоминают лучше такой материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
Возможности использования ИКТ в логопедии:
– повышение мотивации к логопедическим занятиям;
– расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
– возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
– визуализация акустических компонентов речи;
– расширение спектра невербальных заданий;
– организация объективного контроля развития и деятельности развития.
В работе учителя-логопеда ИКТ используем на индивидуальных занятиях, фронтальных, при работе с коллегами – обмен опытом, при работе с родителями.
ИКТ используется на разных этапах логопедической работы:
Подготовительный этап:
При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
Этап дифференциации:
Задания на классификацию слов с изучаемым звуком. Рекомендации для родителей. Презентация с речевыми заданиями
Логопедическое занятие начинается с организационного момента. Можем использовать загадки, и ребусы, и анаграммы. В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Создаю и затем использую в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для обучающихся можем провести с помощью компьютера. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети повторяют эти упражнения. Применяю также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов, рефлексии) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
При организации совместной организованной деятельности (занятиях по обучению грамоте) ИКТ могут быть использованы в начале занятия для обозначения темы, создания проблемной ситуации. Презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты будут сопровождать объяснение учебного материала. ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.
Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:
www.logozavr.ru
www.solnet.ee
www.detiseti.ru
www.lohmatik.ru
www.nachalka.com
http://mersibo.ru
Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.
Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.
В научно-методической деятельности компьютер так же незаменим. С помощью ИКТ осуществляется:
сохранение необходимой информации;
построение графиков и диаграмм;
оформление документации и стендовой информации;
с помощью интернета можно оперативно найти необходимую информацию по любому вопросу;
полноценный обмен информации с коллегами;
участие в обсуждениях профессиональных проблем с другими логопедами.
Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.