12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рубенко Антонина Николаевна275
Россия, Ростовская обл., Таганрог
7

Применение технологий «Повышение качества преподавания русского языка путем развития метапредметных УУД и ИКТ-компетентности обучающихся»

 Повышение качества преподавания русского языка путем развития метапредметных УУД и ИКТ-компетентности обучающихся

 

Рубенко Антонина Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»


 

Преподавание русского языка в современных условиях обусловлено рядом факторов, требующих особого внимания педагога. Несмотря на то, что большинство обучающихся являются носителями языка, изучение его системы и языковых явлений вызывает значительные затруднения у школьников. Кроме того, зачастую для изучения и продвижения русского языка слабо используются возможности информационных, электронных и игровых технологий. Так как укрепление позиций русского языка является «стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации», в рамках реализации идеологии ФЦП «Русский язык» пробуждение интереса к родному языку – важная задача учителя в настоящее время. Поэтому формы и методы изучения и преподавания русского языка должны соответствовать вызовам времени и удовлетворять потребность в самостоятельной деятельности и творческой активности современного подростка.

Согласно ФГОС ООО, планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают в себя овладение обучающимися системой универсальных учебных действий, в том числе метапредметных. К регулятивным УУД относят умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. К познавательным УУД причисляют умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. В коммуникативные УУД включают умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Именно эти компетенции позволяет развивать использование на уроках русского языка инфографики, которая является современным способом предоставления информации, популярным в молодежной среде. Яркая визуализация обращает на себя внимание и надолго остается в памяти. Немаловажную роль данного ресурса в формировании личности обучающегося подтверждают многочисленные исследователи.

Как указывает Е.В. Рудакова, «инфографика направлена на визуальное восприятие и закрепление образов, задействует зрительную и ассоциативную память пользователя. Она наглядно и просто демонстрирует сложные процессы, цифровую и прочую информацию»1. Эта особенность данного средства обучения позволяет обучающимся развивать способность строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот; исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.

Н.Н. Лукашенко обращает внимание на тот факт, что «в настоящее время в средствах коммуникации происходит переход от вербальной передачи информации к визуальному ее отображению, что приводит к появлению новых направлений и технологий визуализации, позволяющих по-новому сформировать и передать опосредованную визуальность и организовать обучающую среду»2. В этом ракурсе инфографика позволяет обучающемуся научиться обозначать символом и знаком предмет или явление; определять логические связи между предметами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ явления.

О.А. Кондратенко говорит о сложностях современного образования, когда «в условиях непрерывного информационного потока становится слишком много информации, которую должен усвоить школьник» Новым эффективным средством предоставления обучения исследователь называет инфографику, «которая «выручает» в условиях избытка информации и недостатка времени на её осмысление»3. Инфографика помогает научиться объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности, приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения; выделять явление из общего ряда других явлений; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

В.Ю. Грушевская утверждает, что для обучающихся опыт создания инфографики «будет полезен с разных точек зрения: как навык разработки современного средства обучения, с одной стороны, и как мощное средство, дающее опыт проектной деятельности, формирующее ИКТ- компетенции, развивающее творческие способности и когнитивные навыки, с другой»4. Это позволит сформировать навыки выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

В практике работы на уроках русского языка в 10-х классах профильного и базового уровня ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» инфографика использовалась следующим образом:

№ п/п

Тема урока

Этап урока

Роль инфографики

Особенности

Пример

 

Вводный урок. Общие вопросы и структура ЕГЭ по русскому языку.

изучения новых знаний и способов деятельности

форма предоставления информации

доступная форма объяснения, позволяющая долго удерживать внимание обучающегося; возможно использование интерактивной инфографики на электронной доске с последующим предоставлением материала в социальных сетях, в том числе образовательных, например, dnevnik.ru

Прил. № 1

 

Композиция сочинения. Виды и формы вступления и заключения.

изучения новых знаний и способов деятельности

основа конспекта

особенно эффективна для испытывающих трудности в обучении (обучающиеся заполняют пропуски на листе инфографики, затем вклеивают его в тетрадь)

Прил. № 2

Прил. № 3

 

------------- (любой урок)

Рефлексия

форма отражения впечатлений

расширенный лист обратной связи

Прил. № 4

 

------------- (любой урок)

применение изученного

форма презентации мини-проекта

опережающее задание для одаренных детей; побуждение самостоятельной исследовательской деятельности; обучение сотворчеству в условиях команды

Прил. № 5

 

------------- (любой урок)

домашнее задание

форма обобщения, систематизации и закрепления изученного

пробуждение творческого начала; формирование ИКТ-компетенции и навыков поиска информации

Прил. № 6

На протяжении года мы с ребятами использовали инфографику в процессе обучения. Со временем выработался определенный алгоритм ее создания, который может использоваться не только учителем, но и обучающимися:

  1. Подберите материал, который хотите оформить в виде инфографики.
  2. Разбейте информацию по блокам.
  3. Выберите онлайн-ресурс, с помощью которого будет создаваться продукт:1) https://www.canva.com (на русском языке, содержит много шаблонов, цвет иконок изменяется, можно скачать инфографику в разных форматах);2) https://magic.piktochart.com (не русифицирован; много шаблонов, картинок, удобный интерфейс, можно скачать инфографику в разных форматах); 3) https://my.visme.co (не русифицирован; много шаблонов, картинок, удобный интерфейс, можно скачать инфографику в формате jpg); 4) https://www.easel.ly (не русифицирован; много шаблонов, картинок, удобный интерфейс, можно скачать инфографику в формате jpg низкого качества).
  4. Создайте инфографику (необходимо выбрать шаблон, изменить текст, добавить необходимые картинки).
  5. Скачайте разработку.

Инфографики, представленные в качестве примеров в приложениях, разработаны мной и обучающимися Таганрогского педагогического лицея-интерната в 2016-2017 учебном году с помощью описанных выше онлайн-ресурсов.

В ходе занятий нам встретились определенные противоречия. Чтобы создавать инфографику на компьютере без доступа в Интернет, необходимо обладать особыми навыками, знать основы дизайна, уметь работать со специализированным программным обеспечением, тогда как онлайн-ресурсы предоставляют готовые шаблоны, что упрощает работу. К сожалению, в сети нет полностью русскоязычного портала, с помощью которого можно создать инфографику. Большинство интернет-ресурсов используют английский язык. Только один из сайтов русифицирован: https://www.canva.com. Интерфейс портала достаточно прост и интуитивно понятен, а библиотека макетов обширна. Хотя в ней содержится не так много кириллических шрифтов и бесплатных картинок, как хотелось бы. С другой стороны, частичное погружение обучающегося в иноязычную среду моделирует тем самым субъекта поликультурного образовательного пространства.

Успешная интеграция инфографики как средства обучения с УМК И.В. Гусаровой. «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углубленный уровни. (10-11)» позволяет предположить, что данный ресурс можно использовать с любыми программами и учебниками.

Таким образом, использование инфографики представляется перспективным направлением, поскольку это средство обучения соответствует вектору развития современного образования, средовому и системно-деятельностному подходам и персонификации образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грушевская В.Ю. Методика обучения разработке инфографики в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-razrabotke-infografiki-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 10.07.2017). 
  2. Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс: базовый и углублённый уровни 10- 11кл. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
  3. Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления // Научный диалог. 2013. №9 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-v-shkole-i-vuze-na-puti-k-razvitiyu-vizualnogo-myshleniya (дата обращения: 09.07.2017). 
  4. Лукашенко Н.Н. Инфографика как средство визуализации информации используемой в педагогическом процессе Технические науки №57-1, 15.12.2016 URL: http://novainfo.ru/article/9499 (дата обращения: 10.07.2017).
  5. Рудакова Е.В. Особенности использования инфографики в образовательном процессе духовная ситуация времени. Россия XXI век  № 3, 2016 г. Издательство: Некоммерческое партнерство "Академия методического и технического содействия экспертной деятельности" (Курск)  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27223990& (дата обращения: 10.07.2017).
  6. ФГОС ООО URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 10.07.2017).
  7. Рудакова Е.В. Особенности использования инфографики в образовательном процессе духовная ситуация времени. Россия XXI век  № 3, 2016 г. Издательство: Некоммерческое партнерство "Академия методического и технического содействия экспертной деятельности" (Курск)  Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27223990&
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.