12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана21
Россия, Московская обл., Королев
3

Статья «Применение информационных технологий на уроках физики»

С.С.ЕГОРОВА

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Королёв Московской области

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Информационные технологии в курсе физики средней школы требуют учитывать особенности уроков различных типов. Такой учёт сводится не столько к программно-аппаратному обеспечению урока, как к доработке содержания процесса обучения, интенсификации выдачи материала, контроля качества обучения при внедрении IТ-технологий. В докладе раскрыты особенности различных типов уроков физики с применением IТ-технологий.

Информационные технологии внедряются во все сферы жизни. Однако их внедрение связано с учётом особенностей предметной деятельности и объекта информатизации. Невозможно перенести без изменений информационные технологии, например, передовых научно-исследовательских институтов непосредственно в среднюю общеобразовательную школу. Однако вполне реально выбрать из этих технологий ту часть, те структуры и компоненты, которые упростят и облегчат образовательный процесс, прежде всего для учащихся.

Современная школа уделяет особое внимание информационным технологиям. Уже не достаточно использовать  в образовании три основных инструмента: книгу - как источник информации, тетрадь – место для самостоятельной работы ученика и доску – как средство представления информации всему классу. В настоящее время учитель обязан использовать средства информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Информационная технология обучения, основанная на применении компьютера, благоприятствует повышению эффективности урока. Урок становится более насыщенным, познавательная деятельность учащихся возрастает. Компьютер может использоваться как инструмент для исследования физических явлений, а также, учащиеся могут не только создавать, изучать различные зависимости, но и работать с идеальными моделями. Внедрение новых технологий не означает, что они заменяют традиционную методику предмета, но это дает мощный импульс для развития творческих способностей учащихся.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков. Рассмотрим некоторые типы уроков физики в средней общеобразовательной школе.

1. Уроки с объяснением нового материала. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование интерактивной доски создаёт ряд преимуществ: изложение нового материала  сопровождается его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами, видеофрагментами. На таких уроках имеется возможность использовать большое количество наглядного материала, который позволяет показать ученику реальность происходящих событий, практическую значимость науки. Видеозаписи физических экспериментов позволяют более детально изучить суть физического явления. В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин.

2. Закрепление нового материала. Закрепление  пройденного материала обычно происходит  после объяснения. Оно сопровождается различными вопросами. В этом случае, очень удобно использовать мультимедийный проектор, особенно  при работе с графиками, с заполнением обобщающих таблиц, созданием схем и т.п.

3. Уроки решения задач. Тяжело учащимся решать задачи целый урок. Применение информационных технологий облегчит и заинтересует учащихся. Во-первых, можно организовать моментальную проверку самостоятельно решённых задач, спроецировав их решение на доску. Во-вторых, можно придумать нетрадиционные способы решения. В-третьих, увеличивается объем выполненных на уроке заданий.

4. Лабораторные работы. Информационные технологии  компенсируют отсутствие физических приборов в школах, используя живые модели физических, астрономических процессов и явлений, что вызывает большой интерес у учащихся. Слайды урока оказывают хорошую помощь учащимся при проведении лабораторной работы. Они помогают грамотно организовать эксперимент, последовательно указывая шаг за шагом. Ученики с помощником компьютером чувствуют уверенность в своих силах и выполняют работу с удовольствием.

5. Тестовые и контрольные работы. Здесь на помощь приходит программа создания тестов, контрольных работ, которая моментально показывает ребятам результат.  Каждый ученик видит, в каком вопросе он сделал ошибку, какую задачу решил правильно. Проведение тренировочных тестов по ЕГЭ  и ГИА в выпускных классах, способствует повышению результатов их сдачи. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

6. Викторины. Игровая форма заинтересовывает ребят.   Набранные в игре баллы вдохновляют команды. Учащиеся мыслят, запоминают, повторяют.

7. Уроки-игры, путешествия. Чаще всего это обобщающие уроки, проводимые в нетрадиционной форме. Они способствуют углубленному изучению материала. При проведении игровых уроков можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Использование проектора позволяет сделать игру реальной, насыщенной фотографиями, рисунками и т.п. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

Задача учителя - сделать урок привлекательным и по-настоящему современным. В этом ему помогут информационные технологии, которые: вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; увеличивают возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения; позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, уровня их обученности. Ученики активно участвуют в проектно-исследовательской работе. Готовят творческие работы, рефераты, проекты. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. У детей повышается интерес к урокам.

Однако применение информационных технологий на уроках физики возможно только после детального анализа, как сути процесса информатизации, так и всесторонней оценки образовательно-педагогического пространства, в которое внедряется этот процесс, причём в конкретных формах организации уроков.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.