Применение компьютерной системы динамической геометрии как повышение мотивации учащихся средней школы

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ "ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА" КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ФРАКТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.
Повышение мотивации - важная задача для средней школы. Поэтому для ее решения используются различные способы. Мы использовали фракталы во время внеучебных занятий с использованием Живой математики. Результаты показали повышение интереса к математике. Данный подход оказался достаточно эффективен.
В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
Основными задачами были поставлены:
·формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;
·расширение области пространственного опыта
·развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;
·стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.
На одной из конференций TED 2010 года франко-американский легендарный математик Бенуа Мандельброт рассказал, как математика помогает найти закономерности в самых замысловатых природных узорах и изломах.
Фрактальные воззрения "облегчают" познание мира, потому что фракталы позволяют компактно сжимать информацию, удобно строить модели, более эффективно составлять прогнозы, описывать самоорганизующие процессы [1]. В науке до образования понятия фрактала были подобные воззрения.
При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.
Теория фракталов применяется и при изучении структуры Вселенной.
В биологии можно рассмотреть такие примеры, как биосенсорные взаимодействия и биения сердца, моделирование хаотических процессов. Фракталы используют в своих произведениях и художники, и дизайнера, и композиторы.
С целью активизации всех мною разрабатывается комплекс творческих проектов для учащихся 5 – 11-х классов по математике, в частности по геометрии. Выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки.
К первой относятся исследовательские и творческие работы при изучении математики в 5 – 6-м классе с введением курса наглядно-практической геометрии.
Математика нужна не как шкатулка малонужных знаний, а как школа рационального мышления.
Фракталы позволяют посмотреть на математику совсем с другой стороны, открывают нам глаза. Казалось бы, производятся обычные расчёты с обычными цифрами, однако это даёт нам по-своему уникальные, неповторимые результаты, которые позволяют почувствовать себя творцом природы. Фракталы дают понять, что математика — это тоже наука о прекрасном.