Применение метода проблемного обучения на уроке литературы по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Роль эпизода в структуре романа.

4
2
Материал опубликован 11 August

Применение метода проблемного обучения на уроке литературы по роману А.С.Пушкина " Капитанская дочка".

Роль эпизода в структуре романа.

Тип урока

Урок развития речи общеметодологической направленности.

Цель урока

Работа с текстом, как средство развития логического мышления

Задачи урока

1.Развитие навыков профессионального чтения;
выработка умения вести диалог в четырех направлениях:

А) учитель-ученик.

Б) ученик-ученик.

В) ученик - герой произведения.

Г) ученик-автор.

2.Развитие способности читательской активности
развитие коммуникативных навыков учащихся,
3.Развитие интереса к литературе и навыкам сотрудничества.

4.Развивать логическое и эвристическое мышление, расширять кругозор и культуру речи, накапливать интеллектуальный багаж.

5.Воспитывать любовь и патриотизм.




Вводный этап. Мотивация к учебной деятельности. Определение целей и задач урока.

Урок начинается с приема «Вижу, думаю, удивляюсь». На столе учителя стоит сейф.



Действия учителя

Действия учащихся

Обращение к учащимся: «Ребята, вы видите у меня на столе сейф. Что находится внутри него? Как мы сможем его открыть? Зачем нам это нужно?» Дальше открываем сейф, в котором лежит рабочий лист по роману А.С.Пушкина « Капитанская дочка» и учитель просит взять такой же лист на парте учащихся. « Как вы думаете, этот фрагмент похож на сейф? Почему? Сформулируйте три ключевых вопроса, по которым мы будем с вами работать, опираясь на этот текст».

Учащиеся самостоятельно формируют три вопроса:

Что это за отрывок?

Как с ним работать?

Зачем он нам нужен?

И дают предварительные ответы.

Основной этап. Осмысление описания интерьера в структуре романа.

Методический комментарий. Данный этап урока проходит в форме эвристической беседы и филологического анализа фрагмента текста романа.

Ставятся проблемные вопросы:

Что представляет собой Белогорская крепость ,и почему Петруша никак не может ее увидеть?

Чем объяснить поведение инвалида и Василисы Егоровны при первой встрече Гринева с ними?

Какие отношения между людьми, живущими в крепости?

Какое значение имеет цитата «Старинные люди, мой батюшка», служащая эпиграфом к 3 главе?

Что важного в этом интерьере?

Формулировка задания: для анализа предлагается описание Белогорской крепости и интерьера в доме семьи Мироновых, при первом знакомстве с ними Петруши Гринева.






Это помещение не похоже на казарму. (Это деревенская маленькая изба, где из сеней сразу попадаешь в переднюю).

В доме ощущается любовь и уважение. ( Проявляется через местоимение «наши», инвалид(имеет значение ветеран) здесь свой. Он, как член семьи. Такой же , как Арина Родионовна для Пушкина, Савельич для Гринева. Появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы (чистенькая комнатка, старушка, старичок), обращение «батюшка»).

Эти люди живут очень просто.( В дом можно войти без представления, без соблюдения военного протокола и без этикета. Ни инвалид, ни Василиса Егоровна даже не встали навстречу Гриневу. Они продолжали заниматься своим делом. Т.е. встретили его, как человека близкого).

Живут по-старинному. ( На протяжении такого маленького отрывка дважды интерпретируется прилагательное : старый и по-старинному. Старый инвалид нашивает не подходящую по цвету заплату на старый мундир. О чем это говорит? О достойной бедности (бедность не порок, появится у Достоевского), нет подходящего цвета. О простоте: он даже не думает о том, подходит ли по цвету эта заплата, главное, сохранить мундир или о том, что это основные цвета главных полков страны: зеленый- цвет Преображенского полка, синий – Семеновского, того самого, который помог Екатерине взойти на трон. 28 июня 1762 года на ней был надет мундир Александра Талызина- подпоручика Лейб-гвардии Семеновского полка. Но это был не просто мундир, а манифест, который провозглашал  преемственность с прежним, елизаветинским царствованием, которое, в свою очередь, позиционировалось как продолжающее традиции правления Петра I, и по сути, вычеркивающий правление Петра III, т.к. мундир был старого покроя. А значит, живут по – старинному может означать, что живут как раньше и это важно. Через это прилагательное выражается позиция живущих в крепости людей к жизни в целом.

В крепости заведен порядок дома. (Для Василисы Егоровны нет разницы между гарнизоном и семьей. Она везде хозяйствует. « Я его хозяйка», т.е. его жена. Они одно целое. Она мужа от себя не отделяет.)

А что эта комната может рассказать об Иване Кузьмиче?

Офицерский диплом висит на стене за стеклом. Это придает ему особую значимость. Он дорог для тех, кто здесь живет. Миронов такой же офицер, как и отец Гринева, и очень этим гордится. Для него так же важны понятия долга и чести, как и для Андрея Петровича. По сути через этот диплом мы обращаемся к строчке из эпиграфа : «Да кто его отец?», с вариацией : « кто ее отец?» для Маши. И понимаем, как она была воспитана и почему повесть называется « Капитанская дочка». То, что было важно для отца: долг и честь, важно и ей, как дочери боевого офицера, и она всегда об этом помнит. И бережет честь смолоду.

А что еще висит на стене?

Лубочные картинки.

Зачем о них упоминается, что в них важного? Где еще мы встречали лубок на стене? В «Станционном смотрителе». Там было изображение « Возвращение блудного сына», и мы рассматривали возвращение « блудной дочери». Значит лубочные картины намечают развитие сюжета :

Взятие крепости.

Выбор невесты.

Смерть близких.



Делается вывод на основе сопоставления Гриневых и Мироновых.

Через интерьер Пушкин показывает сходство внутреннего мироощущения между Мироновыми и родителями Петруши. Они люди одного поколения. В обеих семьях главное любовь, честь и долг. Он ехал в гарнизон, ожидая военной муштры и дисциплины. Ожидал сурового капитана. А попал в любящую семью, в дом, где его приняли, как родного. А так же видим три намеченные линии развития сюжета

Заключительный этап. 

Ребята, сегодня мы с вами увидели, что в произведении нет незначительных деталей, на которые не нужно обращать внимания. Увидели как в читательском сознании формируется портрет семьи Мироновых: сначала через взгляд Петруши Гринева, затем старого инвалида и ,наконец, смогли сформировать свое собственное отношение к этим персонажам. « Как вы думаете, у нас получилось открыть «сейф - фрагмент»? Какими инструментами мы пользовались? Напишите дома письмо с вопросом к герою и выразите к нему свое отношение.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ада Гарифовна! Хороший урок!

14 August

Спасибо Вам за оценку. Мне очень приятно.

27 August