Доклад «Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках истории и обществознания в Лозымском филиале»
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках истории и обществознания в Лозымском филиале
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
1. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
2. Большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
3. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях — педагог.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?" , а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью учащимся и педагогам. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
-перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.
-недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)
На уроках истории и обществознания в Лозымском филиале ГОУ РК «РЦО» активно применяются здоровьесберегающие технологии. Они заключаются в следующем.
-
Физкультминутки на уроках в игровой форме
Активно применяются физкультминутки. Детям они очень нравятся. Собрана богатая копилка физкультминуток, в виде стихотворений. Дети с удовольствием повторяют действия из стихотврения. Вот примеры физкультминуток.
1.Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
2. (Ученики за учителем повторяют движения)
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
3. (Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
4. А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
5. Ветер дует нам в лицо (махи руками)
Закачалось деревцо (наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (приседания)
Деревцо всё выше, выше (прыжок и потягивание вверх)
-
Встали дружно, потянулись,
Богу солнца улыбнулись!
Богу Гебу наш поклон,
Многократным будет он!
Руки вверх к богине Нут,
Пусть немножко отдохнут!
Тело наше, сделай круг,
Повтори Амона путь!
Готовы из знаний плести сотни сот,
Поможет нам в этом бог мудрости Тот.
Это неполный список. Последний вариант проведения физкультминутки, посвященный богам Древнего Египта, был показан на открытом уроке истории в 5 классе 13 октября 2016 года (тема урока «Религия Древнего Египта»)
2.Чередование разных приемов и методов преподавания, в том числе игровых.
Длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы вызывает
состояние физического дискомфорта. Чтобы этого не было, применяю на одном уроке несколько приемов и методов преподавания: работа в парах, группах, разгадывание кроссвордов, выполнение заданий из рабочей тетради, работа с иллюстрациями, применение планшетного компьютера и т. д. Благодаря разнообразной работе, творческим делам дети меньше устают. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения,социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
-
Создание хороших гигиенических условий
Нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно); повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время – отопление; неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода в плохо проветренном помещении — всё это негативно сказывается на процессе обучения и здоровье детей. Особенно актуально это на учебных занятиях в 1 корпусе санатория «Лозым», где проводятся уроки истории и обществознания. Кабинет очень маленький, топят очень сильно, поэтому всегда жарко,воздух сухой. Да и детей много в классе. Поэтому постоянно, несколько раз в течение дня проветриваю кабинет. Дети на переменах во время проветривания находятся вне класса. А в начале осени и весной открываю форточки и во время урока. Во время проветривания дверь всегда закрыта, чтобы не было сквозняков, чтобы детей и учителя не продуло и никто вследствие этого не заболел.
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку . Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Эго не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Что педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Анисимова Наталия Васильевна