Применение метода звукотаблиц в стихах в развитии речи дошкольников с ОНР
Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку «Педагогический мастер-класс» (II)
Мастер-класс для педагогов:
«Применение метода звукотаблиц в стихах в развитии речи дошкольников с ОНР»
Цель: формирование компетентности педагогов в использовании метода звукотаблиц в стихах в развитии речи дошкольников с ОНР.
Задачи:
- Вызвать у педагогов интерес к методу звукотаблиц в стихах.
- Познакомить педагогов с методом звукотаблиц в стихах, рекомендациями по их составлению.
- Создать условия для получения педагогами практического опыта создания звукотаблиц в стихах.
Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике развития речи детей старшего дошкольного возраста метода звукотаблиц в стихах.
Ход.
Добрый день, уважаемые коллеги. Добро пожаловать в мою творческую мастерскую теме «Использование метода звукотаблиц в стихах в развитии речи старших дошкольников». Данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как показала практика, формой достаточно эффективной. Почему я разработала метод звукотаблиц в стихах? К началу набора в среднюю группу детей с ОНР я отмечала у большинства из них следующие недостатки в развитии речи, характерные для детей с ОНР со 2 уровнем речевого развития:
-сильное нарушение звукопроизношения (16-20 звуков)
- резко выраженные аграмматизмы
-словарный запас сильно ограничен
-фраза короткая (из 2-3 слов)
-одним словом называют разные предметы похожие по назначению и форме
-сильно нарушена слоговая структура слов
-связная речь не развита
Работая по комплексной программе Нищевой, на первом году обучения на занятиях по обучению грамоте мы изучаем буквы Т П Н М К, обозначающие твёрдые согласные звуки (понятие «мягкий» согласный –вводится на втором году обучения). Поэтому к моменту изучения этих букв у детей уже должны быть поставлены и автоматизированы данные звуки раннего онтогенеза. Практического материала для автоматизации в интересной форме этих звуков на сегодняшний день очень мало, и они зачастую не удовлетворяют меня по своему содержанию. Часто в них используются сложные для детей с ОНР для понимания слова, а также слова со звуками РРь, которые дети в этом возрасте произносят кране редко. Также материал бывает без иллюстраций, что делает работу не интересной, скучной. Дети, многократно повторяя слова быстро утомляются. Таким образом, возникла необходимость в поиске педагогического метода, который бы позволил мне максимально быстро и занимательно устранить недостатки звукопроизношения и речи у детей. Так у меня возникла идея разработать такое пособие, как звукотаблицы в стихах. Со временем я разработала и внедрила в коррекционную работу данные звукотаблицы в стихах, направленные на автоматизацию звуков раннего онтогенеза и на повышение эффективности коррекционно–развивающей работы с детьми с ОНР.
Ранее, у других авторов, я встречала мнемотаблицы для закрепления стихов, также часто авторы размещают картинки для автоматизации звуков в таблицы. Я решила объединить в одно целое звуковку, стихотворение и таблицу.
Звукотаблица в стихах – это уникальный и простой метод автоматизации звуков, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, а также активизируется мышление.
Новизна моего опыта заключается в том, что освоить звукотаблицу в стихах способны дети с разными возможностями. Она универсальна в применении, доступна для детского восприятия, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала. У детей формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.
Общие требования к составлению звукотаблицы в стихах:
- Определяемся с автоматизируемым звуком.
- Открываем компьютер.
- Лист располагается горизонтально.
- Чертим в Word таблицу, состоящую из 4 колонок и 4 рядов.
- Вспоминаем слова с автоматизируемым звуком, сочетающихся в стихотворной форме. При затруднениях открываем интернет-сайт со словами с данным звуком и находим их там.
- Записываем стихотворение на автоматизацию звука.
- Скачиваем иллюстрации, желательно на белом фоне к данному стихотворению в созданную папку.
- Вставляем иллюстрации, уменьшая размер, в таблицу.
- Распечатываем таблицу с картинками.
- Распечатываем отдельно картинки.
- Распечатываем пустую таблицу.
- Отдельно печатаем стихотворение, и приклеиваем его с обратной стороны таблицы с картинками.
- Придумываем, ищем в интернете, создаем сами, распечатываем и ламинируем символы заданий к таблицам.
- Ламинируем таблицы и символы.
Полезные свойства звукотаблицы в стихах:
Наглядность. Все автоматизируемые слова в звукотаблице можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая звукотаблица имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию ярких иллюстраций звукотаблица легко запоминается.
Своевременность. Звукотаблица помогает автоматизировать звук и корректировать недостатки усвоения лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
Творчество. Звукотаблица стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения в речевом и эстетическом плане.
Возможность пересмотра. Пересмотр звукотаблицы через некоторое время помогает усвоить стихотворение в целом, запомнить иллюстрации к нему, а также увидеть новые идеи для речевых игр.
В своей педагогической практике применять звукотаблицы в стихах для автоматизации звуков раннего онтогенеза я начала в 20-21 учебном году, с детьми 5 лет. Использовала их как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. В 21-22 году продолжала ими пользоваться, постепенно разрабатывая и другие звукотаблицы на автоматизацию звуков различных групп.
Итак, эвукотаблица – это стихотворение, включающее в себя ряд ярких цветных картинок- слов существительных с автоматизируемым звуком в разной позиции. Занимаясь по звукотаблицам, дошкольники вовлекаются в процесс автоматизации звуков в игровой ситуации. Дошкольник с нарушением речи - активный участник, способный рассуждать,
обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, ребенку предлагается уже готовый подбор картинок, с другой стороны - представляется широкое поле для фантазии и творчества.
Картинки-предметы подобраны с учетом звуковой наполняемости слов, количества звуков в слове, позиции звука в слове. Среди знакомых предметов намеренно размещена картинка с редко встречающимся или малознакомым словом. Объяснение значения слова расширяет словарь дошкольника. Например, звукотаблица со звуком [н] содержит малоизвестное детям с ОНР слово «наседка», звукотаблица со звуком [п] - слово «палата». Работая по таблице, дошкольник закрепляет умение ориентироваться на листе бумаги, уточняет понятия "столбик", "строчка", " ряд". На одном занятии можно использовать столько заданий, сколько необходимо на усмотрение учителя-логопеда (в зависимости от цели индивидуального или подгруппового занятия). Все игровые задания разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Варианты использования
- Перед ребенком на стол логопед кладет звукотаблицу и начинает произносить стихотворение показывая на каждую картинку «волшебной палочкой». Ребенок слушает его и наблюдает за картинками. В дальнейшем выставляя отдельные карточки-картинки из этого стихотворения на данное поле, повторяет текст.
Звукотаблица со звуком Т
Вата, туфли, таз, коты,
Тыква, бант, петух, цветы,
Ветка, винт, батон, моток,
Паста, тапки, молоток.
Звукотаблица со звуком П
Папа, шляпа, пушка, пол,
Пылесос, лапша, помпон,
Пугало, поднос, лопата,
Попугай, паук, палата.
Звукотаблица со звуком М
Майка, мама, яма, ком,
Дама, сумка, дом, альбом,
Дым, мука, комод, мужик,
Мальчик, маска, мак, магнит.
Звукотаблица со звуком Н
Ноты, дубина, нога, магазин,
Нас, паутина, танк, лимузин,
Наседка, насос, малина, кабан,
Калина, осина, ночь и фонтан.
Звукотаблица со звуком К
Кот, венок, паук, окно,
Танк, ботинок, колесо,
Кактус, мак, коса, кабина,
Дудка, сумка, волк, калина.
- Если нужно, то проводится словарная работа, например, логопед объясняет, что такое моток, палата, лимузин, калина и т.д.
- Ребёнку можно предложить рассказать данное стихотворение без зрительной опоры на образец. Для этого нужно выложить картинки на пустое поле.
- Логопед может использовать на одном занятии как одну игру, так и несколько игр. Для этого выставляется перед звукотаблицей одна карточка-схема дидактической игры или упражнения, или логопед может на самой звукотаблице закрыть нужные картинки карточками-символами, а ребёнок, открывая картинку, выполняет задание.
Игры для развития лексико-грамматических категорий и связной речи:
- Дидактическая игра «Один-много» - упражняет в употреблении множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. (Шляпа – много шляп). Усложнение - добавить прилагательное к существительному.
- Дидактическая игра «Назови ласково» - развивает умение изменять слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (Шляпа-шляпка). Усложнение - добавить прилагательное к существительному.
- Дидактическая игра «Жадина» - упражняет в употреблении имён существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои», «моё». (Моя шляпа). Усложнение - добавить прилагательное к существительному.
- Дидактическая игра «1-2-5» - упражняет в согласовании существительного с числительными (Одна шляпа, две шляпы, много шляп). Усложнение - добавить прилагательное к существительному.
- Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?» - упражняет в употреблении существительного в Р.П., развивает зрительное восприятие, внимание, память (Нет шляпы). Усложнение - добавить прилагательное к существительному.
- Дидактическая игра «Любуюсь кем или чем?» - упражняет в употреблении существительного в Т.П. Усложнение - добавить прилагательное к существительному.
- Дидактическая игра «какой, какая, какое?» - упражняет в подборе имен прилагательных к существительному (Чёрная, мужская, новая, удобная шляпа).
- Дидактическая игра «Что делает?» - упражняет в подборе глаголов к существительному (Шляпа лежит).
- Дидактическая игра «Подбери цвет» - упражняет в формировании навыка согласования относительного прилагательного с существительным (Коричневая, чёрная, желтая и т.д. шляпа).
- Дидактическая игра «Книжка» - упражняет в развитии связной речи. Ребёнка просят составить небольшой рассказ о данном изображении. (Шляпа-это головной убор. Её носят мужчины и женщины, шьют из фетра).
Игры для развития интонационной выразительности речи:
- Дидактическое упражнение «Задай вопрос» - упражняет в навыке построения вопросительного предложения. (У папы новая шляпа?)
- Дидактическое упражнение «Скажи радостно» - упражняет в навыке построения восклицательного предложения. (У папы новая шляпа!)
- Дидактическое упражнение «Три медведя» - способствует развитию фонематического слуха, интонационной выразительности речи, звукопроизношения, речевого дыхания, темпа речи.
Логопед предлагает рассказать стихотворение всё или по строчке используя разные голоса и интонацию (за папу, маму или малыша). Приемы: «Скажи: тихо – громко», «быстро – медленно», «весело – грустно» с проговариванием поставленных звуков.
Игры для развития ориентации:
- Дидактическое упражнение «Стрелки» - способствует развитию ориентации на листе бумаги и употреблению предлогов в речи. Логопед раскладывает вокруг картинки стрелки в разных направлениях и просит назвать картинку справа от данной, слева, сверху, снизу.
- Дидактическое упражнение «Найди» - способствует развитию ориентации на листе бумаги. Логопед просит найти картинку первую, вторую, третью или четвертую по счету в верхнем, нижнем, втором, четвёртом и т.д. ряду или в любом столбце.
Игры для развития навыков звукового анализа и синтеза (для детей старшего дошкольного возраста):
- Дидактическое упражнение «Ладошки» - упражняет в умении определять количество слогов в слове с помощью хлопков в ладоши. (Шля-па- два слога).
- Дидактическое упражнение «Определи место звука» - упражняет в умении определять место звука в слове. (Шляпа-звук Ш находится в начале лова).
- «Назови первый, (последний) звуку - упражняет в умении определять место звука в слове. (Шляпа - первый звук Ш, последний-А)
- Дидактическое упражнение «Составь предложение» - упражняет в умении составлять предложение по схеме.
Примеры работы по звукотаблицам предлагаю посмотреть в видео.
Рекомендации (из опыта работы): первое, это то, что если педагог искренне увлечен происходящим, то в ответ и ребенок будет заинтересован процессом.
Кроме этого:
- следите за звукопроизношением
- давайте задания, соответствующие интеллектуальным и речевым способностям ребенка
- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали не только полным, но и кратким ответом, чтобы не было утомляемости
- беседуйте по картинкам раскрывая смысл непонятных и незнакомых слов
- составляйте небольшие рассказы;
- добавляйте и усложняйте задания в соответствии с возможностями детей,
- экспериментируйте, и у вас все получится.
За сравнительно недолгое время использования метода звукотаблиц в стихах, я вижу положительную динамику в речевом развитии моих детей:
В более короткие сроки
- исправляется звукопроизношение
- отрабатывается слоговая структура слов
- пополняется словарный запас
- совершенствуется фонематическое восприятие
- улучшается лексико-грамматическая структура речи
- развивается всязная речь
Вывод: Использование звукотаблиц в коррекционной работе вызывает у детей интерес, стимулирует работоспособность, в интересной стихотворной форме помогает автоматизировать звук и способствует развитию интонационно-выразительной речи, развитию лексико-грамматических категорий, совершенствованию связной речи, развитию навыков анализа и синтеза.
Применение дидактического пособия обеспечивает решение поставленных задач в наиболее приемлемой для детей форме- игровой.
Практическая часть. Предлагаю всем вместе сочинить стихотворение на автоматизацию звука для звукотаблицы. Картинки вы сможете скачать из интернета сами и вставить их в свою звукотаблицу.
Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание.
Список литературы.
- Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.
- Баронова В.В. Тетрадь – тренажёр для формирования навыка образования падежных и предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста. СПб, : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. – 32с
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой и ручной и общей моторики. - СПб.: КАРО, 2003. – 96.
- Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ - М: Издательство ГНОМ, 2012.
- Назарова Е. В. Тетрадь – тренажёр для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. - 16с.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.352 с.
- Нищева Н. В. Тетрадь – тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. – 24с
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
- Педагогические технологии и инновации [Электронный ресурс], URL: http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm (дата обращения 25.09.2019)
- Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
- Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
- Интернет – ресурсы.