Формирование познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ на уроках физики

2
0
Материал опубликован 2 October 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Никулина Елена Николаевна,

учитель физики

ОГБОУ «Центр образования для детей

с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска»

  В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике. Таким образом, возникает необходимость решения проблемы формирования познавательного интереса подростков.

    Одним из ключевых направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. Необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получать полноценное образование и развиваться.

  Актуальность проблемы формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ребенка на дому часто приводит к тому, что он боится общения с другими детьми, становится замкнутым. В итоге ограниченность социальных контактов и бедность социального опыта создают сложность формирования социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации. Очень часто дети-инвалиды боятся различных препятствий и трудностей. Их повышенная тревожность, неуверенность в себе и неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения создают барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром. Но современные темпы информатизации образования и развитие интернета открывают детям с ограниченными возможностями здоровья множество новых способов в получении образования. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

     Вызвать стойкий интерес к учению у современного ребенка можно лишь в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы именно во внутреннем положительном расположении ученика к учению, в стремлении развивать познавательный интерес.

  Одной из самых значительных областей общего феномена "интерес" является познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

     Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути к овладениям знаниями. У обучающихся одного и того же класса можно выделить разные уровни развития познавательного интереса:

    высокий уровень – учащийся проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих их глубокую внутреннюю суть; познавательный интерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает;

    средний уровень – учащийся имеет интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учеником на уроке; такой интерес может быстро остыть, он требует постоянного подкрепления извне;

    низкий уровень – учащийся инертный, равнодушный к учению не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время завершения урока этот учащийся сразу перестаёт слушать, прекращает любую деятельность на уроке.

     В формировании познавательного интереса обучаемых выделяется

несколько этапов: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

  Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках физики может осуществляться через содержание учебного материала и через организацию учебно-познавательной деятельности.

  В педагогике установлено несколько критериев интересности содержания учебного материала:

    новизна учебного материала;

    изучение известного материала под новым углом зрения;

    использование на уроках сведений из истории физики;

    жизненная значимость изучаемых явлений;

    включение демонстрационного эксперимента;

    занимательность учебного материала.

   Физика имеет большие возможности показать ученикам то новое, что может поразить и удивить их. Необходимо создание на уроке проблемной ситуации. Для того чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины. Можно рассмотреть опыт, дающий неожиданный эффект, а потом задать вопрос «Чем это вызвано?» и начать с обучающимся обсуждение, перерастающее в изучение нового материала. В 8 классе при изучении темы «Электрические явления», в начале урока получить молнию от электрофорной машины. Задать вопросы: «Где в природе можно наблюдать данное явление? Как можно его объяснить?»

    Нельзя серо и буднично констатировать физические факты. Нужно строить объяснение как исследование, как открытие. Итог урока должен быть озарением для учащегося. Учитель должен подчеркнуть необычность явления и тем привлечь интерес ученика.

   Содержание учебного материала почти всегда дает возможность рассмотреть его под новым углом зрения. «Новое» можно узнать и о давно известных вещах. Важно, чтобы учитель постоянно подчеркивал этот факт. Например, на уроках математики учащиеся решают множество задач на движение. Вопрос о скорости движения транспорта, пешехода и формула V=S/t знакомы ребятам. Поэтому, формулируя в 7 классе понятие скорости, нужно подумать какие сведения можно сообщить учащимся, чтобы это известное понятие по-новому раскрылось перед ними. Оказывается, что скорость учащихся, сидящих за партами равна и нулю, и 30 км/с в зависимости от того, рассматриваем ли мы эту скорость относительно Земли или Солнца.

    Интерес к науке может привить ученикам сама наука всем своим прежним опытом, своей волнующей историей, своим будущим. Приобщение учащихся к истории развития науки, помогает привить любовь к отечеству, вызывает гордость за достижения российских учёных. К числу необходимых учащимся сведений в первую очередь относятся биографии великих учёных, история значительных научных открытий. Сведения об истоках научных открытий всегда воспринимаются учащимися с большим интересом, они помогают увидеть по-новому то, что стало обычным и привычным.

    Познавательный интерес только тогда будет иметь прочную основу для своего развития, когда связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни найдёт постоянное место в системе уроков. Учеников всегда привлекает жизненная значимость и применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных им явлений, даже таких простых, как растворение сахара в стакане чая, впитывание чернил промокательной бумагой, выбивание пыли из ковра.

 Формированию познавательного интереса обучающихся способствуют домашние эксперименты, занимательные опыты. Примером может служить задание, в котором ученику предлагается исследовать зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды.

   Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности, в чем очень помогают различные развивающие компьютерные программы.

  Информационно-коммуникационные технологии такие, как презентация или видео-презентация доступны уже в течение длительного времени. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета.

    В связи с особенностью детей с ОВЗ невозможно организовать полноценный физический практикум. Лабораторные работы я заменяю на виртуальные. Использование анимированной модели становится единственным наглядным способом представления явления или демонстрационного эксперимента, которые ученик в состоянии воспринять, проанализировать и понять их сущность.

    У обучающихся с ОВЗ при формировании интереса к физике необходимо учитывать то обстоятельство, что ребята удалены от реальной жизни, от различных событий и явлений, в которых их здоровые сверстники непосредственно участвуют в течение своей жизни. Ограниченность детей-инвалидов, недостаток их жизненного опыта заставляет меня более детально и конкретно рассматривать различные явления и устройства. Для них я выбираю такие задачи, чтобы описываемые там явления или предметы были им знакомы из жизни.

  Для исследования эффективности использования современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса детей с ОВЗ был проведен эксперимент. Это – прямое и косвенное наблюдение, беседы, опросы, анкеты, анализ оценок и самооценок, изучение и анализ продуктов деятельности школьников. Для получения полной информации были рассмотрены проявления познавательного интереса обучающихся с ОВЗ на разных этапах: констатирующем, формирующем и контрольном. Я наблюдала за учащимися на протяжении всего эксперимента. На контрольном этапе, так же как и на констатирующем, обращала внимание на наличие у обучающихся следующих качеств: проявляет интерес к изучаемому предмету; интерес направлен на объект изучения; самостоятельно выполняет задание, данное учителем; показывает устойчивые волевые устремления; эмоционально активен на уроках; активно задает вопросы и стремится на них отвечать; проявляет любознательность.

   Метод наблюдения позволил мне сделать вывод, что, безусловно, проделанная работа способствовала формированию познавательного интереса обучающихся с ОВЗ на уроках физики. Это проявлялось в том, что при использовании современных методов обучения и информационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики, обучающиеся стали больше проявлять интерес к процессу творчества, у них стала появляться положительная мотивация, которая способствовала повышению уровня эмоционального настроя.

   В результате выявления уровней развития познавательных интересов у обучающихся с ОВЗ мною была отмечена положительная динамика результатов эксперимента – обучающиеся распределились на среднем и высоком уровнях сформированности познавательного интереса.

   Опыт показывает, что выявленные уровни формирования познавательного интереса дают возможность более направленно и дифференцированно организовывать процесс обучения. Зная основные признаки проявления уровней формирования познавательного интереса, учитель может точнее наметить направления работы с обучающимися, которые будут способствовать развитию его личности.

  Физика, как учебный предмет формирует первичные представления о современной картине мира, способна развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Педагог должен поддерживать высокую мотивацию к предмету с первых уроков и в течение всего процесса обучения, вывести наиболее заинтересованных предметом учащихся на хороший конечный результат, который принесет удовлетворение и учащимся, и родителям, и учителю, явится логическим завершением изучения предмета.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.