12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимохина Алёна Владимировна315
Являюсь учителем химии, биологии! Для меня профессия учитель лучшая, так как только здесь можно увидеть невинные глаза детей и их открытую любовь. Учусь в ТГПУ им. Л.Н. Толстого (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Актина и мобильна в своем деле.
Россия, Тульская обл., Тула
2

Применение мультимедийной поддержки на занятии элективного курса по химии «Основные биологически активные вещества, которые встречаются в лекарственных растениях семейства Сложноцветные» для обучающихся 11 классов


Презентация к занятию
PPTX / 11 Мб

Конспект занятия элективного курса

Тема занятия. Основные биологически активные вещества, которые встречаются в лекарственных растениях семейства Сложноцветные.

Цель занятия. Изучить биологически активные вещества, характерные для лекарственных растений семейства Сложноцветные.

Основные понятия: эфирные вещества, дубильные вещества, мать-и-мачеха, фармакологическое действие.

Задачи.

1. Образовательные: способствовать систематизации понятийного аппарата: биологически активные вещества, лекарственное растительное сырье, экстракция; совершенствовать знания по качественным и количественным методам определения флавоноидных соединений.

2. Развивающие: развивать навыки работы с научной литературой, уметь проводить экстракцию лекарственного сырья, качественные методы определения биологически активных веществ (флавоноидов), работать в коллективе, оформлять отчет в соответствии с нормами, делать выводы.

3. Воспитательные: способствовать формированию взаимоконтроля, критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными).

Тип занятия. Урок совершенствования и применения знаний и умений (семинар).

Оборудование, ЭОР: научная литература, дидактический материал, сопровождающая презентация.

Структура занятия.

1. Организационный момент (1 мин).

2. Сообщение темы и цели урока (5 мин).

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (5 мин).

4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений (5 мин).

5. Совершенствование и применение знаний и умений (25 мин).

6. Рефлексия. Подведение итогов (4 мин).

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание и деятельность учителя

Содержание и деятельность ученика

Методы и средства обучения. ИТ

Планируемые образовательные результаты

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку, раздача учебных пособий по теме занятия.

Готовятся к семинарскому занятию.

 

Предметные.

Знать основные группы биологически активных веществ лекарственных растений и их действие на организм человека; основные способы извлечения биологически активных веществ из растительного сырья; сущность методов качественного и количественного определения биологически активных веществ по Государственной Фармакопеи X; определять значение биологически активных веществ для организма человека.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

- структурирование знаний;

-самостоятельное выделение и формулирование целей;

- рефлексия способов и условий действия, контроль, оценка процессов и

результата деятельности;

- построение логической

цепи рассуждений;

- причинно-следственные связи;

-формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- доказательство.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

-целеполагание, составление плана и действий, контроль и самооценка.

Личностные.

Смыслообразование;

-нравственно-этическое оценивание;

- осмысленность знаний и сформированность личностной ценностно-смысловой позиции

результатов.

Сообщение темы и цели урока

Сегодня наше занятие будет проходить в форме семинара, который будет посвящен основным биологически активным веществам, встречающимся в лекарственных растениях семейства Сложноцветных.

Цель занятия – обобщить теоретические знания о биологически активных веществах, которые встречаются в лекарственных растениях семейства Сложноцветных.

   

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Давайте, ребята, подумаем над следующим вопросом (проблемный вопрос):

Почему лекарственные препараты (настойки, экстракты, сушеные травы) семейства Сложноцветных широко применяют в медицине и фитотерапии?

Но чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит проделать кропотливую работу по поиску информации из различных научных источников.

Обучающиеся обсуждают вопрос, записывают предположения.

Беседа (проблемный вопрос). Технология проблемного обучения

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Сначала вспомним основную информацию, пройденную на лекционном занятии, которая Вам поможет не только самостоятельно делать задания, но и искать ответ на вопрос:

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Перечислите биологически активные вещества, которые встречаются в лекарственных растениях.

2. Из перечисленных биологически активных веществ, выберите те вещества, которые содержатся в значительных количествах в растениях семейства Сложноцветные. Назовите лекарственные растения, которые относятся к семейству Сложноцветные.

3. Назовите фармакологические свойства конкретных лекарственных растений семейства Сложноцветные.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы:

1. Флавоноиды, дубильные вещества, эфирные масла (терпеноиды), горькие гликозиды, стеролы, сапонины, каротиноиды, витамины, органические кислоты.

2. Флавоноиды, дубильные вещества, эфирные масла.

3. Желчегонное свойство, при заболеваниях печени и желчного пузыря, для возбуждения аппетита (полынь горькая); дезинфицирующее и противовоспалительное свойства, при заболеваниях ЖКТ (ромашка аптечная); кровоостанавливающее свойство, для улучшения аппетита, против воспаления слизистых ЖКТ и ротовой полости (тысячелистник обыкновенный); желудочные и желчегонные свойства (одуванчик); противогельминтные и желчегонные свойства (пижма).

Беседа (межпредметная связь с биологией).

Технология интегративного обучения

Компьютерные технологии

Совершенствование и применение знаний и умений

Теперь приступим к поиску информации по проблемному вопрос и для этого Вам необходимо выполнить задания.

Задание 1. Дайте характеристику лекарственному растению семейства Сложноцветные по плану (дается раздаточный материал).

Сначала мы вместе дадим характеристику лекарственному растения по плану, затем я раздам Вам конкретное растение, которое вы уже будете самостоятельно анализировать.

План характеристики.

1. Описание строения побега.

2. Описание строения цветка.

3. Химический состав.

4. Фармакологическое действие ЛР.

5. Экологические особенности произрастания ЛР.

6. Сбор лекарственного сырья.

Перечень ЛР: ромашка аптечная, календула лекарственная, василек обыкновенный череда, мать-и-мачеха, подсолнечник, тысячелистник обыкновенный, одуванчик обыкновенный.

По результатам работы предлагаю заполнить таблицу.

Задание 2. Заполнить таблицу «Общая характеристика БАВ»,

используя раздаточный материал (учебник Фармакогнозия Карпук).

Обучающиеся ведут поиск информации в научной литературе.

Вместе с учителем описывают характеристику лекарственного растения – пижма обыкновенная.

1. Многолетнее травянистое растение высотой до 100-150 см. Стебли в верхней части ветвистые. Листья очередные, в очертании продолговатые, длиной до 20 см, перисто-рассеченные, доли их продолговато-ланцетные, перисто-надрезные или зубчатые.

2. Цветочные корзинки диаметром 7-12 мм, собраны в густые щитки. Все цветки трубчатые, оранжево-желтые.

3. В цветочных корзинках и листьях содержится эфирное масло (бициклические терпеновые кетоны α-туйон и β-туйон), флавоноиды и горькие вещества.

4. Используют в форме настоя или отвара при аскаридозе и острицах, в виде травяных сборов при холециститах.

5. Произрастают по всей территории России; обычно близ жилья, по обочинам дорог, железнодорожным насыпям, образуют значительные заросли.

6. Собирают отдельные распустившиеся цветочные корзинки без цветоножек.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, затем озвучивают результаты.

Самостоятельная работа. Технология группового обучения

Рефлексия. Подведение итогов

Сегодня мы с Вами изучили биологически активные вещества лекарственных растений семейства Сложноцветных.

Рассмотрели, за какие фармакологические свойства отвечают БАВы в лекарственных препаратах.

Так почему широко применяют лекарственные препараты семейства Сложноцветных?

Обучающиеся отвечают на поставленный проблемный вопрос «В лекарственных растениях семейства Сложноцветных содержатся высокое разнообразие биологически активных веществ, которые различным образом (желчегонные, противовоспалительные, дезинфицирующие свойства и т.д.) оказывают влияние на организм. Также лекарственные растения семейства Сложноцветных повсеместно произрастают и часто встречаются в экологических сообществах».

Беседа

Приложение 1.

Задание № 2. Заполнить таблицу «Общая характеристика биологически активных веществ».

Биологически активные вещества

В каких лекарственных растениях сем. Сложноцветных встречаются?

Фармакологическое действие

Горечи (гликозиды)

Полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная.

Усиливает перистальтику желудка, желчегонное, улучшение аппетита.

     

Образец заполнения таблицы.

Биологически активные вещества

В каких лекарственных растениях сем. Сложноцветных встречаются?

Фармакологическое действие

Горечи (гликозиды)

Полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная.

Усиливает перистальтику желудка, желчегонное, улучшение аппетита.

Флавоноиды

Бессмертник (цмин) песчаный, василек синий

Усиливают секрецию желчи печенью, панкреатического и желудочного сока отделами ЖКТ; применяется внутрь для лечения почек и мочевыводящих путей, сердечнососудистой системы, наружно — для лечения воспаления глаз, аллергических конъюнктивитов, солнечных ожогов.

Сапонины

Рапонтикум сафлоровидный

Принимают при переутомлении, посттравматической реабилитации, половом бессилии, хроническом алкоголизме.

Эфирные масла (терпеноиды)

Пижма обыкновенная, ромашка аптечная (ободранная), тысячелистник обыкновенный

Применяют как желчегонное средство при лечении заболеваний печени и желчного пузыря, для изгнания аскарид и остриц из ЖКТ; принимается внутрь при воспалениях поверхности желудка и болезненных спазмах кишечника; используется при лечении

конъюнктивитов, стоматитов, рожистых воспалений кожи; возбуждающее аппетит, кровоостанавливающее, противовоспалительное, спазмолитическое, бактериостатическое действие.

Витамины

Ноготки лекарственные (календула лекарственная), сушеница топяная (болотная), череда трехраздельная

Используются как ранозаживляющее, противовоспалительное и бактерицидное средство.

Настой применяют внутрь в качестве желчегонного, противовоспалительного средства при заболеваниях ЖКТ; ускоряет регенерацию язв, ран на слизистой

поверхности желудка, ДПК, ожоговых очагов на поверхности кожи; применяют в педиатрии при диатезах, скрофулезе (золотухе).

Приложение 2.

Раздаточный материал к заданию №1.

Список литературы.

1. Гринкевич Н.И. Химический анализ лекарственных растений: Учеб. пособие для фармацевтических вузов/ Н.И. Гринкевич, Е.Я. Ладыгина, Л.Н. Сафронич, В.Э. Отряшенкова. – М.: Высш. школа, 1983. – 176 с.

2. Карпук В.В. Фармакогнозия: учебное пособие/ В.В. Карпук. – Минск: БГУ, 2011. – 340 с. – (Классическое университетское издание).

3. Мазнев Н.И. Энциклопедия лекарственных растений/ И.Н. Мазнев// 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мартин. 2004. – 496 с.

4. Медицинская ботаника: Учебник для студентов вузов/ А.Г. Сербин, Л.М. Серая, Н.М. Ткаченко, Т.А. Слободянюк; под общ. ред. Л.М. Серой. – Х.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. – 364 с.

5. Муравьев Д.А. Фармакогнозия: Учебник/ Д.А. Муравьев, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев// 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2002. – 656 с.

Дата проведения: с 27 марта по 7 августа
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.