12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ватагина Ирина Валерьевна32
Россия, Вологодская обл., Череповец
0

Применение практико-ориентированных педагогических технологий на занятиях по дисциплине: "Гигиена и экология человека"

Ватагина Ирина Валерьевна


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»




ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Учиться нужно посредством практики. Даже если вы и считаете, что умеете что-то делать, вы не можете быть в этом уверены, пока не попробуете.

Софокл



Подготовка специалистов, отвечающих требованиям времени — одна из главных задач профессионального образования. В ФГОС третьего поколения в системе СПО отмечается, что «…образовательное учебное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся» [1].

Отличительными особенностями активных методов обучения, применяемых в системе СПО, являются: активизация мышления студентов, самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации студентов; постоянное взаимодействие субъектов учебного процесса, преподавателя и студентов, посредством прямых и обратных связей [5].

На лабораторно-практических и семинарских занятиях по дисциплине: «Гигиена и экология человека» применяются следующие методы активного обучения:

Деловая игра,

Решение ситуационных задач,

Подготовка и защита проектов.

Применение игровых технологий в образовательном процессе решает важные педагогические задачи, оно способствует созданию у обучающихся целостного представления о профессиональной компетентности; активизации мышления и повышению самостоятельности студента; приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятие решений, сотрудничества; формированию познавательной мотивации и многие другие [4, с. 52-54]. Иными словами, деловые игры, помогают студентам адаптироваться к реальной профессиональной среде. Причем, подготовка специалистов посредством игр – это не «натаскивание» на формирование отдельных умений и навыков, а настоящее развитие их сознания и личности [3]. Важное отличие педагогической игры от игр вообще – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата [2]. В рамках лабораторно-практического занятия по теме: «Экологические и гигиенические проблемы питания» проводится деловая игра «Расследование пищевых отравлений». Между студентами распределяются роли: «пациенты», «медицинские сестры/фельдшера» и «санитарные врачи». «Пациентам» выдаются карточки, где указаны симптомы отравления, перечень продуктов, которые они употребляли незадолго до появления симптомов, место, где они питались и другая необходимая информация. «Медицинские сестры/фельдшера» проводят опрос пострадавших, заполняют бланк экстренного извещения о пищевом отравлении, оказывают первую медицинскую помощь. «Санитарные врачи» организуют сбор материалов для лабораторных исследований, обобщают полученную информацию, выясняют возбудителя пищевого отравления, пути и причины инфицирования продуктов, проводят мероприятия по предупреждению подобных случаев. Данная игра проводится после изучения темы: «Пищевые отравления», она нацелена на закрепление полученных знаний, повышение активности и самостоятельности обучающихся, а также стимулирует познавательный интерес к будущей профессии.

К методам кейс-технологии, активизирующим учебный процесс, относится решение ситуационных задач и упражнений. Ситуационные задачи в учебном процессе применяются с целью формирования общих и профессиональных компетенций на основе деятельности в условиях, приближенных к реальным. Ситуационная задача включает в себя условия (описание ситуации, исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. На лабораторно-практических занятиях по гигиене и экологии человека студенты с помощью справочных материалов решают ситуационные задачи, где предлагается оценить качество атмосферного воздуха, питьевой воды, микроклимата в помещении, рассчитать уровень естественной освещенности в помещении, предложить рацион питания для различных групп населения, оценить физическое и биологическое развитие детей и подростков. Решение задачи должно содержать вывод (заключение) по данной ситуации, а также рекомендации по улучшению параметров, отклоняющихся от нормальных значений.

Метод проектов подразумевает решение определенной задачи, оформленного в виде конечного продукта. Данный метод применяется в ходе подготовки к семинарскому занятию по теме: «Методы, формы и средства гигиенического воспитания и обучения населения». Медицинский работник должен уметь преподносить информацию по устранению факторов риска и профилактике заболеваний в доступной и наглядной для пациентов форме. Студентам предлагаются примерные темы проектов («Принципы рационального питания детей и подростков», «Рациональное питание при умственном труде», «Рациональное питание в пожилом возрасте», «Профилактика пищевых отравлений», «Оптимальный двигательный режим», «Профилактика стресса», «Отказ от вредных привычек» и другие). Продуктом могут являться памятки, буклеты, санитарные бюллетени, лекции. Разработанные материалы студенты представляют на семинарском занятии, рассказывая об актуальности выбранной темы, аудитории, для которой разработано данное средство, условия, при которых оно может применяться в реальной профессиональной деятельности медицинского работника.

Таким образом, применение технологий активного обучения позволяет разнообразить учебный процесс, повысить познавательную активность, организовать практико-ориентированный подход в обучении, а, следовательно, повысить качество профессиональной подготовки студентов в колледже.











Список литературы

Андрейченко З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения / З.М. Андрейченко // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №8. - С. 133-137.

Викторова К.М., Ткачук М.А. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся / К.М. Викторова, М.А. Ткачук // Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. - № 4-1 (40). - С. 79-81.

Кальней В.А., Милёшкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО /В.А. Кальней, Е.Н. Милёшкина

// Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. – 2014. - №1. - С. 124-126.

Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова ; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368.

Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 57-61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027 / (дата обращения: 15.03.2021).









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.