Статья «Применение практико-ориентированных технологий при подготовке служащих по профессии "Управляющий сельской усадьбой"»
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ «УПРАВЛЯЮЩИЙ СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ»
Изменения, происходящие сегодня в системе профессионального образования, направлены, в первую очередь, на приведение в соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда.
Важным условием развития и модернизации профобразования является практико-ориентированный подход, использование которого в образовательном процессе нацелено на формирование общих и профессиональных компетенций специалиста.
Современное понятие практико-ориентированного образования можно сформулировать следующим образом: это освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время.
Одной из четырех основных задач «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ», является обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Для решения задачи предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя, в том числе, интенсивность обучения, которая будет связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности).
Пункт 7.1. Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Помимо образовательных технологий, для выполнения реальных задач практической деятельности используются различные формы профессиональной занятости студентов: учебно-производственные мастерские, лаборатории, «учебная фирма».
В своей профессиональной деятельности использую технологию «учебной фирмы» при подготовке студентов по профессии «Управляющий сельской усадьбой». Подготовка включает получение соответствующих квалификаций: Агент по закупкам, Учетчик, Водитель автомобиля.
К созданию «учебной фирмы» подошли после изучения необходимого теоретического материала по таким дисциплинам как: «Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства», «Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита», и профессиональным модулям 01 «Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции» и 02 «Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе».
С одной стороны, «учебная фирма» - это комплексная образовательная технология, которая предоставляет возможности узнать основы и тонкости специальности, понять общие принципы функционирования современной фирмы, проявить творческие и интеллектуальные способности. С другой стороны «учебная фирма» - это экономический тренажер, который моделирует работу настоящей фирмы в реальности, с большинством её правовых, экономических и социальных аспектов.
Образовательная технология «учебная фирма» - основывается на принципе «делая – познаю», когда теория изучается через практику, и является хорошей подготовкой к вступлению в профессиональную жизнь. В «учебной фирме» происходит формирование и закрепление профессиональных и общих компетенций будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС.
Технология «учебной фирмы» в лицее:
- позволила реализовать межпредметные связи по перечисленным дисциплинам, так как, это сквозная интегрированная задача, которая выполняется на практических занятиях;
- имеет соответствующее материально-техническое обеспечение - специальное помещение с мебелью, компьютерной и другой офисной техникой, пакет специализированных программ, поставленных фирмой «1С» - Бухгалтерия предприятия, Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия, Зарплата и Управление Персоналом, Комплексный учет сельскохозяйственного предприятия, Управление торговлей, доступ к Интернет-ресурсам.
Все документальные операции оформляются в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Кроме типовых процедур, связанных коммерческим документооборотом, учащиеся получают возможность изучить основы законодательства и ощутить его действие на практике.
Работа в «учебной фирме» дает возможность выпускнику в дальнейшем адаптироваться к любым изменениям экономической и социальной среды и определить свое место в обществе.
Практико-ориентированное образование также связано с организацией учебной и производственной практиками с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом. Заключаются целевые договоры между студентом и предприятием. Такой договор заключается в самом начале освоения профессиональной образовательной программы, чтобы студент мог планировать прохождение практики и свое дальнейшее трудоустройство, а руководители предприятий начали рассматривать конкретного студента как свой кадровый резерв. В лицее разработана форма договора о целевом обучении студентов, заключаемого с работодателем.
Таким образом, в лицее выстроена определенная система работы по реализации принципов практико-ориентированного обучения на всех этапах образовательного процесса, что позволяет нам подготовить высококвалифицированного профессионала, обладающего профессиональными компетенциями, ориентированного на быструю адаптацию на рынке труда.
Литература
1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
2. Климова Е.К. Становление субъекта профессиональной деятельности в ходе практико-ориентированного обучения // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7 – С. 84-85.
3. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.
4. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика [Текст]: колл. монография / Т. Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 188 с.
4