Урок математики в 11 классе на тему «Применение производной при решении задач ЕГЭ»
Учебные: Повторить теоретические сведения по теме «Применение производной» обобщить, закрепить и улучшить знания по данной теме .
Научить применять полученные теоретические знания при решении различного типа математических задач .
Рассмотреть методы решения заданий ЕГЭ, связанные с понятием производной базового и повышенного уровня сложности.
Воспитательные:
Обучение навыкам: планирование деятельности ,работы в оптимальном темпе ,работы в группе, подведение итогов .
Развивать умение оценивать свои способности ,умение контактировать с товарищами .
Воспитывать чувства ответственности и сопереживания .Способствовать воспитанию умения работать в команде ; умения .. относится к мнению одноклассников .
Развивающие: Уметь оформлять ключевые понятия изучаемой темы . Развивать навыки работы в группе .
Тип урока : комбинированный :
Обобщение ,закрепление навыков применение свойств элементарных функций ,применение уже сформированных знаний , умений и навыков применение производной в нестандартных ситуациях.
Оборудования : компьютер ,проектор ,экран ,раздаточный материал .
План урока :1. Организационная деятельность
Рефлексия настроения
2. Актуализация знаний учащегося
3. Устная работа
4. Самостоятельная работа в группах
5. Защита выполненных работ
6. Самостоятельная работа
7. Домашние задание
8. Итог урока
9. Рефлексия настроения
Ход урока1. Рефлексия настроения .
Ребята ,доброе утро .Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца )!
А какое у вас настроение ?
У вас на столе лежат карточки с изображениями солнца ,солнце за тучей и тучи .Покажите какое у вас настроение .
2. Анализируя результаты пробных экзаменов ,а так же результаты итоговой аттестации последних лет ,можно сделать вывод о том ,что с заданиями математического анализа ,из работы ЕГЭ справляются не более 30%-35% выпускников .Вот и в нашем классе по результатам тренировочных и диагностических работ верно выполняют их не все . Этим и обусловлен наш выбор .Будем отрабатывать навык применения производной при решении задач ЕГЭ .
Помимо проблем итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения ,в какой мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы дальнейшем ,насколько оправданы как затраты времени ,так и здоровья на изучение этой темы .
Зачем нужна производная? Где мы встречаемся с производной и используем ее ? Можно ли без нее обойтись в математике и не только?
-Сообщение ученицы 3 минуты –3. Устная работа .
4. Самостоятельная работа в группах (3 группы)
Задание 1 группы) В чем заключается геометрический смысл производной?
2) а) На рисунке изображен график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
б) На рисунке изображен график функции y=f(x) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Ответ 1 группы :1) Значение производной функции в точке x=x0 равно условному коэффициэнту касательной ,проведенной к графику этой функции в точке с абсциссой х0.Нулевой коэффициент равен тангенсу угла наклона касательной (или, другими словами ) тангенсу угла образованного касательной и .. направлением оси Оx)
-рис.1
2) А)f1(x)=4/2=2
3) Б)f1(x)=-4/2=-2
Задание 2 группы1) В чем заключается физический смысл производной?
2) Материальная точка движется прямолинейно по закону
x(t)=-t2+8t-21, где х – расстояние от точки отсчета в метрах, t –время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t=3 с.
3) Материальная точка движется прямолинейно по закону
x(t)= ½*t2-t-4, где х – расстояние от точки отсчета в метрах, t– время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 6 м/с?
1) Физический (механический) смысл производной состоит в следующем .
Если S(t) закон прямоленейного движения тела ,то производная выражает мгновенную скорость в момент времени t:
V(t)=S(t)
2) X(t)=-t^2+21
V(t)=-x(t)=-2t=8=-2*3+8=2
3) X(t)=1/2t^2-t-4
V(t)=x(t)=t-1
t-1=6
t=7
Задание 3 группы1) Прямая y= 3x-5 параллельна касательной к графику функции y=x2+2x-7. Найдите абсциссу точки касания.
2) На рисунке изображен график функции y=f(x), определенной на интервале (-9;8). Определите количество целых точек на этом интервале, в которых производная функции f(x) положительна.
1) Т.к прямая y=3x-5 паралельна касательной то угловой коэффициент касательной равен угловому коэффициенту прямойy=3x-5,т.е , k=3.
Y1(x)=3 ,y1=(x^2+2x-7)1=2x=2 2x+2=3
X=0,5
2) Целые точки –это точки с целочисленными значениями абсцисс .
Производная функция f(x) положительна ,если функция возрастает .
Ответ: 10
Вопрос :Что вы можете сказать о производной функции ,которую описывает поговорка «Чем дальше в лес ,тем больше дров»
Ответ : Производная положительна на всей области определения ,т.к эта функция – монотонно возрастает
6. Самостоятельная работа ( на 6 вариантов )
7. Домашнее задание .
Тренировочная работа Ответы:1) -0,5
2) 0,75
3) -3
4) -0,25
5) -0,75
Итог урока.В завершении урока я хочу вам прочитать стихотворение :
«Музыка может возвышать или умиротворять душу, живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства, философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей. Но математика способна достичь всех этих целей.»
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Спасибо за работу !