Статья «Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике»
«Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике»
На сегодняшний день в школьном образовании происходят значительные перемены, охватывающие большую часть педагогического процесса. С появлением новых технологий успешная профессиональная деятельность, социальная карьера зависит от успеха их усвоения, способности адаптироваться к иным условиям труда. В связи с этим современное образование нацелено на формирование у обучающихся данных компетентностей.
Современное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые будут способны проанализировать свои действия, смогут самостоятельно принять решение, при этом прогнозируя возможные последствия, готовы к сотрудничеству и обладают чувством ответственности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Данные изменения характеры и для такого предмета как иностранный язык.
Несколько лет назад в основе обучения иностранному языку лежала классическая методика. Большую часть времени уделяли теории языка. На занятиях обучающиеся изучали новые грамматические конструкции, лексику, читали и переводили тексты, выполняли письменные задания и лишь малую часть времени посвящали аудированию и разговорной речи. В результате такой деятельности обучающийся понимал тексты, знал правила, но не мог вывести данные знания в речь.
С приходом новых технологий, новых целей и требований, изменяются и методики обучения, благодаря которым можно добиться более качественных результатов.
Так, на смену «классики» в английский язык пришли другие методики. Данная статья посвящена следующим методам:
Коммуникативный;
Метод проектов;
Портфель (портфолио);
Активные методы обучения.
Рассмотрим данные методы более подробно. Несмотря на то что коммуникативный подход появился в России в середине 90х, его активное развитие наблюдается сейчас. Основным принципом данного метода является овладение беглой речью. Для развития данного навыка на уроках английского языка используются такие формы работы, как парная, групповая, проектная, монолог-высказывание на проблемную тему, дискуссия. Кроме того, благодаря информационным технологиям мы можем на различных платформах в сети интернет участвовать в дискуссиях с обучающимися из англоговорящих стран.
Смысл проектной методики заключается в способности использовать изученный материал на практике. Во время работы над проектом обучающиеся учатся сотрудничать, что способствует формированию творческих способностей и активности учеников. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то должно быть найдено ее конкретное решение, если практическая – достигнут конкретный результат, готовый к внедрению [4: 21]. Сочетая проектную деятельность с работой на компьютере, урок становится более интересным и современным.
Метод портфолио способствует формированию навыков рефлексии и самооценки. Портфолио выполняет педагогическую задачу вовлечения обучающихся в осмысление результатов обучения и постановку целей дальнейшего развития в изучении иностранного языка [4: 23]. Благодаря данному методу обучающиеся сами способны увидеть свой прогресс в учебной деятельности.
В отдельную группу выделяют активные методы обучения, к которым относятся:
Мозговой штурм (Brain Storming)
Данная техника нацелена на обсуждение какой-либо темы. Обучающиеся озвучивают все, что знают по данному вопросу. Учитель является проводником, который заставляет размышлять обучающихся.
Круглый стол
Учитель формулирует проблему, обучающиеся фиксируют свои идеи и мысли по данному вопросу, демонстрируют все «за» и «против», но в итоге приходят к общему мнению. В данном случае развиваются креативные способности детей.
Игровая методика
Главное достоинство данного метода – отсутствие механизма принуждения. Игровые упражнения обогащают обучающихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. В ходе игр дети быстро запоминают новые конструкции и учатся применять их в речи.
Являясь учителем английского языка в начальной школе, я применяю данные методы на практике, и они отлично «работают». Дети прочно усваивают проигранный материал, уровень заинтересованности в предмете высок, ученики с нетерпением ждут следующего занятия.
Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет сделать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы.
Список использованной литературы:
Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2019.
Колесников А.А., Боговская И.В. Обучение иностранному языку в условиях электронной школы: анализ проблем и перспектив // Иностранные языки в школе. – 2021. - №2. – С. 4-13.
Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для вузов / О. И. Трубицина [и др.] ; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09404-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489717 (дата обращения: 09.02.2022).
П48 Щемелева, И. Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе : учебно-методическое пособие / И. Ю. Щемелева, Ю. С. Васильева, А. О. Наследова, И. В. Нужа. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 118 с. – ISBN 978-5- 8424-0453-7.
Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – 2019 –№ 6. – 80с.