Статья «Опыт применения современных методик и инноваций в педагогике»

4
0
Материал опубликован 1 February 2022 в группе

b1643704927.png
«Опыт применения современных методик и инноваций в педагогик

Чтобы разобраться в вопросе современных методик в педагогике давайте для начала познакомимся с традиционными методами в педагогике.

К традиционным методам педагогических исследований относятся:

наблюдение

изучение опыта первоисточников

анализ документации

изучение продуктов детского творчества

беседы

А теперь то, что касается инновационной педагогики. На сегодняшний день система образования, так же как и всё общество требует перемен.

Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.

Реформирование образовательной системы (дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного образования) в нашей стране настоятельная необходимость. [1;с. 11].

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. [5].

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

[2;с. 10].

Понятие «инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. [2;с. 24].

Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. [2;с. 33].

t1643704801aa.png

[2;с. 35].

Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориен­тации образовательного процесса.

Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродук­тивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, ор­ганизацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Со­ответствующий поисковый подход к обучению направлен прежде всего на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценност­ных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологи­ческом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достиже­ния учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами. [4].


Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они разви­ваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично заданных целей как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения. [3].

Использованные источники:

1.Клочкова Г.М.Инновационные процессы в образовании: электронное учеб.- метод.пособие/Г.М.Клочкова – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015.-Оптический диск.

2.Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно- методическое

пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гос. ун-та, 2014 — 133 с.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.

4. Подробное изложение технологических разработок остается за пределами этой книги. См.:Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубеж­ных педагогических поисках. М., 1994. Гл.1, 2

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М., 1978. – С. 381.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации