Применение современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения качества знаний (из опыта работы в школе при ИУ)

2
1
Материал опубликован 17 September 2019

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ







«Применение современных

образовательных технологий

на уроках физики

с целью повышения качества знаний».

(из опыта работы в школе при ИУ)




Из опыта работы учителя физики

ГКОУ СОШ № 4 при ИУ

Логиновой Ольги Анатольевны

(Выступление на педагогическом совете

(протокол от 26.11.2018 г. № 4)













I.Вступление


Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными относится к числу основных средств их исправления (статья 9 Уголовно-исполнительного Кодекса). Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в статье 112 УИКа.

Контингент сменной школы: это осужденные, отбывающие наказание за различные преступления. Мой опыт преподавателя физики в вечерней спецшколе свидетельствует о наличии ряда факторов, препятствующих обучению и перевоспитанию учащихся таких школ. Среди них: информационная замкнутость, негативная атмосфера, возникающая при концентрации отрицательно настроенных людей в одном месте. Пять часов, проведенных в стенах школы не могут перевесить остальные двадцать проживаемые по законам зоны.

Есть и организационные трудности, предопределенные спецификой обучения в местах лишения свободы. У осужденных нет возможности выполнения домашнего задания. Сроки обучения не совпадают со сроком наказания, условно-досрочным освобождением, помещением в изолятор и т. д. По достижении 30-тилетнего возраста осужденные нередко отказываются от продолжения обучению. Между тем, успешность освоения программы обучения предполагает глубокое погружение в содержание образования и постоянно возобновляемую положительную мотивацию учения.

Результаты проведенного в 2009 г. анонимного опроса:

мешает учиться:

- режим – 44,4%,

- работа – 33,3%,

- отсутствие способностей – 22%,

- обязанность – 11%,

- слабость характера – 8%.

Сложившийся в местах заключение внутренний криминальный порядок крайне устойчив, поскольку разделяется всеми сознательно, ибо буквальное исполнение законов его – единственная гарантия физического выживания.

В таких сложных условиях обучения мотивация познания сводится, в основном, к выстраиванию позитивного отношения учащихся к личности преподавателя, словесного поощрения в ходе уроков, справедливых оценок.

Разумеется, личность преподавателя важна в любой образовательной среде, но здесь же критерии отличаются особой строгостью и широтой. Учитель оценивается как носитель и полномочный представитель преподносимых им ценностей. Любое несоответствие, фальшь, ложь или непрофессионализм отторгают ученика от учителя и предмета.

В жизни заключенного, в мотивации его деятельности, настроении могут играть роль и те мелочи быта, которые в других обстоятельствах вообще не принимаются во внимание. Возникают частые перепады настроения при изменении таких важных для заключенного деталях быта, как вести от родных и близких, жизнь в отряде, перевод в другой отряд, отсутствие или наличие работы, денег, «курева»; накапливаемая усталость от долгого срока. У осужденного может возникнуть также состояние фрустрации. В период фрустрационной ситуации осужденные, впервые попавшие в ИУ, испытывают растерянность, страх, настороженность, отчаяние. У неоднократно судимых появляются безразличие, апатия, уход в себя, волевая пассивность.

Для учащихся-заключенных характерны: крайне узкий кругозор, дефицит знаний, интересов; дурные вкусы и пристрастия. Высшей ценностью для многих выступает материальное благополучие, достигать которого они готовы любыми средствами. Степень искажения морали всегда индивидуальна, но всегда происходит под воздействием искушения.

Низкий общекультурный уровень вновь поступивших в школу учащихся-осужденных коррелирует с низким языковым развитием. Некоторые из них с трудом подбирают нормативную лексику для выражения своих мыслей, многие не умеют четко и грамотно построить фразу; речь их засорена жаргонизмами.

Обучение взрослых людей должно ориентироваться на их способность к самостоятельному мышлению, толкать к самостоятельному поиску решения тех или иных вопросов. Главное в обучении взрослых — включить человека в активную мыслительную деятельность, которая в свою очередь заставит действовать познавательные мотивы учения.

Образование — это не только восприятие определенной информации, но и усвоение ее духовного содержания. Обучение, которое ориентируется только на сообщение готовых знаний проигрывает и в воспитательном отношении. Знания, получаемые осужденными в школе, должны не только и не столько дать им представление о моральных нормах, но и вызвать потребность в таком поведении, которое соответствует этим нормам. Первая половина этой задачи обычно бывает уже решена: осужденный знает как надо вести себя в обществе. А вот решение второй ее половины — главное условие перевоспитания.


За 25 лет работы я пришла к некоторым общим педагогическим и предметным принципам:

- нигде и никак не напоминать ученику, что он преступник, воздействие только учитель-ученик, но ученик взрослый, достойный уважения;

- избегать по возможности обращаться к администрации колонии по вопросу плохого поведения;

- как можно больше словесных поощрений;

- ставить на уроке немногочисленные проблемы и требования, но добиваться неукоснительно исполнения;

- урок должен нести и некоторую сверхзадачу, проблему творческого характера;

- яркое образное объяснение нового материала с привлечением примеров бытового жизненного опыта;

- демонстрация готовности помочь.

Работа с таким контингентом обучающихся должна строиться в следующих направлениях:

1. коррекция имеющихся знаний - обучающая.

2. практическая работа по развитию ассоциативного образного мышления - развивающая.

3. дидактика и репродукция для наиболее слабоуспевающих.

Нравственная же составляющая заключается во всех направлениях как главное содержание и смысл преподавания. Коррекционная работа и работа, направленная на реабилитацию как возврат к утраченным нормам морали и нравственности является основной воспитательной работой для всего курса и включается как элемент каждого урока.

К уроку готовятся ссылки, выдержки из документов и мемуаров, свидетельств эпохи помогающие создать определенный эмоциональный фон, взглянуть с неожиданной стороны.

Разнородность контингента учащихся вечерней школы по возрасту, семейному положению, жизненному опыту, принадлежности к определённым социальным группам, количеству и структуре свободного времени обуславливает необходимость дифференцированного подхода к учащимся – как к определённым их группам, так и к отдельным ученикам. Дифференцированный подход к учащимся – одно из важнейших условий оптимизации учебного процесса в вечерней школе.

Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО! Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»


На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы преподавания с дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к физике, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа поставленных задач. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.


Глава I. Современные образовательные технологии


Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В сегодняшних условиях образованность - это как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Современная методика преподавания дает в руки учителя огромный арсенал средств, позволяющих решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся результативно.

Техне - мастерство, логос - учение (греческое слово), т.е учение о мастерстве. Педагогическая технология - это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.

Добиться поставленных целей и задач в образовательном процессе, в своей профессиональной деятельности мне удается благодаря использованию современных педагогических технологий.

Какие образовательные технологии использую в своей работе?

Сколько бы лет учитель физики не преподавал, он все время сам продолжает учиться. Учитель следит за развитием науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Я взяла тему самообразования “Школьные технологии”, изучила сборник “Современные образовательные технологии”. К.Т. Селевно.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:

Современное традиционное обучение.

Проблемное обучение.

Проектные технологии.

ИКТ технологии.

Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

После теоретического изучения этих технологий решила использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий. Постараюсь рассказать, какие технологии использую в своей работе, чтобы урок был эффективным, интересным.


Глава II. Какие образовательные технологии использую в своей работе?


1. Из опыта работы по традиционному обучению.

В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками. 27 лет педагогической работы в школе дали возможность, выполняя требования к уроку и условия его организации провести большое количество уроков и освоить поведение всех его типов.

Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие “детали”, как термины.

Формы работы различны:

1. Карточки: учитель показывает формулу, ученики называют закон.

2. Диктант.

3. Путаница.

4. Найдите ошибки в тексте.

5. Составь кроссворд.

6. Объясни единицы измерения физических величин.

Такие формы работы и многие другие:

- развивают представление о времени и помогают в усвоениихронологии;

- формируют исторические понятия.

На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:

на уроках физики систематически работать с учебником, облегчить ученикам сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике.

Применяю следующие приемы:

- все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное);

- в рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание);

- разбивка текста на части, выделение главного, составление плана;

- работа над терминами, определениями, выводами;

- осмысливания материала, работа над вопросами и заданиями;

- работа по анализу содержания рисунков, графиков.

Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения знаний.

2. Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.

Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?»

Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?

1. Вопросно-ответная форма. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами и документами – это значит научить его учиться.

Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, документами, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал даю информацию по теме, а затем совместно с ребятами переходим к выполнению проблемных заданий.

4. Проблемное задание - требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденный материал.

Задания бывают несколько видов:

- логически-поисковые - связаные с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых;

- констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний;

- творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.

3.Технология проектной деятельности.

Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ученика.

Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, изготавливают мультимедийные пособия – презентации. Представляют свои проекты на конкурсах, неделях физики, внеклассных мероприятиях. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках физики, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Работая в проекте, ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что учитель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

4. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике. A.M.Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1. В качестве части урока. Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, законы, физические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”.

2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

4. Использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Работа в современной школе не представляется без использования ИКТ. Применение ИКТ в образовательном процессе экономит время учителя и обучающегося, позволяет работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков физики. Программа дает возможность использовать на уроке графики, рисунки, анимацию, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю физики, иллюстрировать свой рассказ. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.

Итоги использования ИКТ таковы:

повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

расширение объёма предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

повышение интереса учащегося к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

5. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Одним из главных направлений в моей работе на протяжении всех лет считаю сохранение здоровья обучающихся. Актуальность данного направления связана с тем, что при поступлении в школу большинство учеников имеют уже II или III группу здоровья, многие состоят на диспансерном учете у врачей.

Данный факт показал необходимость использования новых приемов в организации здоровьесбережения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности:

Санитарно-гигиеническое состояние кабинета (влажная уборка, проветривание, наличие комнатных растений);

Рациональная организация урока;

Учебная нагрузка (расписание уроков в соответствии с нормами СанПин);

Психологический климат на уроке;

Классные часы, посвященные вопросам о сохранении здоровья.


III. Заключение


В процессе своей работы реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в исторической деятельности.

Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.


В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок-соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся.

Я убеждена, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов обучения и воспитания. Только творчески работающий педагог может сформировать творчески развитую личность. Как часто мы сталкиваемся с проблемой, как интересно и необыкновенно начать урок?! Ведь известно, что "хорошее начало урока - это половина его успеха". Каждому из нас необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи.

Главное задание, которое стоит перед обществом XXI столетия - научить их учиться и мыслить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы.

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Новизна: - в интеграции хорошо знакомых элементов педагогических методик и приёмов, что в целом формирует интересный, эффективный подход.

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Ольга Анатольевна! Очень насыщенный и интересный доклад! Читаешь данную разработку и радуешься...прекрасному опыту работы! Побольше бы таких знающих и умеющих специалистов в работе с проблемными детьми.

17 September 2019

Похожие публикации