12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Камаева Жанна Анатольевна38
5

Использование конструктора компетентностных заданий на уроках математики в начальной школе для повышения качества математического образования (из опыта работы)

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую статью «Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками»

Использование конструктора компетентностных заданий на уроках математики в начальной школе для повышения качества математического образования (из опыта работы)

Компете́нтность — это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, готовность осуществлять тот или иной вид деятельности [1]. В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий.

Конструирование компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций рассмотрено мною в методике «Конструктор задач», разработанной Л.С. Илюшиным [2]. Л.С. Илюшин выделяет шесть категорий учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждая категория раскрывается им через систему действий обучающегося.

Ознакомление предполагает воспроизведение изученного материала. Общая черта данной категории – припоминание соответствующих сведений, выбор объекта деятельности и выявление фактов, понятий, принципов, закономерностей, связанных с поставленной задачей.

Понимание характеризуется постановкой проблем, связанных с объектом ситуации, передачей идеи новым или каким-либо другим способом.

Применение отражает использование знаний из различных областей для решения проблем.

Анализ – проведение различий между фактами и предположениями, формулировка задач на основе анализа ситуации.

Синтез обоснование и представление выбранного способа.

Конструктор задач Л.С.Илюшина предполагает возможность использовать набор формулировок заданий в виде «незаконченных предложений». Использовать эту технологию можно на любом этапе обучения с 1 по 11 классы. Так как я предлагаю использовать данный конструктор в начальной школе, то формулировки некоторых заданий можно адаптировать для младшего школьного возраста или исключить из таблицы. Всё это зависит от готовности класса принять данную информацию. Рекомендую составить таблицу так, чтобы каждая группа отличалась по цвету: ознакомление – жёлтый, понимание – розовый и т.д. Так проще ориентироваться детям начальной школы.

t1599710226aa.png

На первом этапе учащиеся не слышат понятие «конструктор задач, заданий», это только методический прием учителя для разработки урока в 1 классе. При подготовке к уроку в 1 классе я выбираю карточки-фразы. Формулирую задание сама. К концу обучения в начальной школе ученики уже смогут самостоятельно формулировать задание по началу фраз. Таким образом, конструктором заданий может пользоваться и учитель, и ученики.

Второй этап – с 2 класса - учащиеся видят, что вопросы-задания различны, начинают понимать, что они связаны не только по цвету, но и по характеру заданий. Вводится понятие «конструктор задач (заданий)». Дается возможность поработать с каждым набором деталей КЗ (конструктор задач, заданий) поочередно. То есть, на одном уроке выдаются формулировки на ознакомление, и учащиеся составляют вопросы-задания. На другом уроке – на понимание и т.д.

Третий этап – с 3 класса - учащимся дается возможность собрать из КЗ задания для закрепления или изучения учебного материала. Роль учителя при этом - организатор деятельности, консультант, сопровождающий самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. У учащихся на партах имеются подсказки начала фраз для тех учебных целей, которые необходимы на данном уроке. Учитель может сам составлять подобные «подсказки» в зависимости от цели и задач урока. Например:

понимание

применение

оценка

1.Назовите основные …

2.Сгруппируйте вместе…

3.Составьте список понятий, которые…

4.Расположите в определенном порядке…

5.Объясните причины того, что…

6.Изложите иначе (переформулируйте)…


1.Составьте план, который…

2.Покажите связи, которые…

3.Сделайте предположение…

4.Приведите пример того, что (как, где…)..

5.Сделайте рисунок, схему, которая…

6.Предложите способ, позволяющий…

7.Сравните и объясните…

8.Проанализируйте с точки зрения…

9.Сравните точки зрения …

10.Придумайте игру, которая…

1.Определите, какое решение….

2.Оцените значимость…

3.Определите критерии оценивания…

4.Выскажите свою точку зрения…

5.Назовите «плюсы» и «минусы»…


На урок с применением данной технологии рекомендую делать технологическую карту, чтобы понимать, какие задания конструируют учащиеся, какие – учитель. Карта позволяет видеть, что учтены все 6 учебных целей, которые предлагаются в «Конструкторе». Пример технологической карты выбора заданий из «конструктора заданий»:

4 класс. «Задачи на движение»

Учебная цель

Кто выбирает задание

Номер карточки

Примерная формулировка задания

ознакомление

учитель

3

Составьте список понятий, касающихся задач на движение.

понимание

учитель

9

Обрисуйте шаги, необходимые для того, чтобы найти S, V, t учитывая то, что данные величины могут быть в разных единицах измерения.

применение

учащиеся

19

Проведите эксперимент, подтверждающий, что чем меньше скорость, тем больше времени потребуется для прохождения одного и того же расстояния.

анализ

учитель

23

Проанализируй структуру задачи с точки зрения нахождения S, V, t.

синтез

учащиеся

31

Найди необычный способ, позволяющий найти S, V, t в данной задаче, но для этого используй способ решения предыдущей задачи.

оценка

учащиеся

38

Оцените значимость изучения данной темы для применения в жизни.

    Таким образом, выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, мы обеспечиваем наполнение урока всеми познавательными целями. Погружаясь в решение компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций, обучающиеся не просто включаются в выполнение задания, они принимают деятельность в целом. Выполнение подобных заданий способствует более глубокому осмыслению программного материала и даёт возможность формировать различные универсальные учебные действия. Данный «Конструктор задач (заданий)» я использую не только на уроках математики. Очень интересно применять эту технологию на уроках окружающего мира и литературного чтения.

Источник информации:

1.Википедия

2.Журнал «На путях к новой школе». Образовательный центр «Участие». Санкт-Петербург


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.