Применение современных технологий на уроках коми языка и литературы

Терентьева Татьяна Александровна,
учитель коми языка и литературы, русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» село Мутный Материк, город Усинск
Применение современных технологий на уроках коми языка и литературы
Современное образование активно внедряет новые технологии для повышения эффективности учебного процесса. В контексте изучения малых языков, таких как коми язык, использование современных онлайн-инструментов становится особенно важным. Одним из инновационных методов обучения являются веб-квесты.
Использование веб-квестов на уроках коми языка и литературы предоставляет уникальную возможность учащимся не только углубить свои знания о языке и литературе, но и развить навыки работы с информацией, критического мышления и коммуникации. Веб-квесты позволяют организовать работу учащихся в Интернете, где они могут самостоятельно исследовать материалы, решать задачи и задания, общаться с товарищами по учебе.
Преимущества использования веб-квестов:
1. Интерактивность: учащиеся активно участвуют в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала.
2. Мотивация: игровой формат делает учебный процесс увлекательным и интересным для учащихся.
3. Индивидуализация: каждый учащийся может работать в своем темпе, выбирать задания согласно своим интересам и уровню подготовки.
4. Обратная связь: веб-квесты позволяют быстро оценивать знания студентов и давать им обратную связь.
Недостатки использования веб-квестов:
1. Технические проблемы: необходимость доступа к интернету и компьютеру может быть ограничивающим фактором для некоторых учащихся.
2. Необходимость подготовки: создание качественного веб-квеста требует времени и усилий со стороны преподавателя.
Данная технология применяется на уроках коми литературы при изучении творчества И.Куратова (стихотворение «У Захара»), И.Г.Торопова (рассказ «Бульон для Шурика»), В.Юхнин (отрывок из романа «Алая лента»), А.Ванеев (стихотворения «Жонь» и «Ниа»), В.Леканов (пьеса «Эхо»). Мною для веб-квеста была разработана серия интерактивных заданий, которые помогли учащимся более глубоко понять содержание произведений, анализировать тексты и обсуждать их с товарищами. Учащиеся были в восторге от нового метода обучения – они соревновались между собой, решая задачи, и активно обсуждали произведения на коми языке. Результаты показали, что использование веб-квестов значительно повысило интерес учащихся к изучению коми языка и литературы.
Приведу пример использования технологии веб-квеста при изучении коми литературы, в частности творчества Альберта Егоровича Ванеева в 5 классе. Предложенный веб-квест нацелен на подготовку восприятия лирики Альберта Ванеева. Адрес веб-квеста: http://2377556.mya5.ru/
Веб-квест «Поэтические страницы Альберта Ванеева» по продолжительности краткосрочный, рассчитан на 3 учебных занятия. На первых двух уроках учащиеся погружаются в мир веб-квеста, знакомятся с ролями и получают подробные инструкции о том, как начать своё "путешествие" по интернету в поисках ответов на вопросы квеста. Они активно исследуют различные ресурсы в сети, собирают информацию и оформляют свои результаты в соответствии с заданным форматом.
На третьем уроке учащиеся представляют свою командную работу перед всеми одноклассниками. Они демонстрируют свой творческий отчёт, который может быть выполнен в виде презентации, видеоролика, мультфильма, календаря, коллажа, альбома или буклета. Каждая команда представляет свой проект таким образом, чтобы он был уникальным и оригинальным, не похожим на другие работы. В результате этой работы учащиеся не только узнают новую информацию, но и развивают свои навыки командной работы, творчества и презентации.
В процессе организации работы над веб-квестами перед учащимися ставятся следующие задачи:
- Познакомить школьников с творчеством А. Ванеева;
- Способствовать развитию интереса к изучаемому предмету, развитию творческих способностей и воображения учащихся;
- Формировать навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, самостоятельной работы с литературой и ресурсами Интернета;
- Расширять кругозор и эрудицию учащихся;
- Развивать критическое мышление и навыки использования информационно-коммуникационных технологий;
- Воспитывать самостоятельность мышления и лучшие моральные качества у учащихся.
Следует отметить, что технология веб-квестов носит интегрированный характер, объединяет идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ.
Структура веб-квеста:
Главная страница
Вступление
План
Роли
Процедура работы
Критерии оценки работ
Страница преподавателя
На стартовой странице веб-сайта размещено приглашение на участие в увлекательном путешествии по творчеству А.Е.Ванеева. Перейдя на страницу "Вступление", участники могут получить общее представление о веб-квесте и его целях. Затем на странице "План" предлагается ознакомиться с общим планом работы, чтобы понимать последовательность действий. Далее на странице "Роли" участникам предоставляется возможность выбрать одну из предложенных ролей: Языковеды, Литераторы, Художники, Психологи, Клипмейкеры, Артисты радио. Каждая роль сопровождается уникальной задачей, специально подобранными заданиями, включая итоговые задания, которые помогут участникам развить свои навыки и проявить креативность.
Задача художников – познакомиться с имеющимися иллюстрациями к рассказу, затем нарисовать свои иллюстрации. Творческая работа: работу можно оформить в виде альбома.
Клипмейкеры изучают рассказ, выбирают нужный эпизод, чтобы получился мультфильм. Творческая работа: создать мультфильм или рекламный ролик.
Артисты радио распределяют роли в команде и тренируются в выразительном чтении. Запись аудио осуществляется любой программой.
Языковеды изучают язык стихотворений Альберта Ванеева. Им следует найти выразительные средства языка, исследовать основные особенности поэтического языка стихотворений А.Е.Ванеева на уровне фонетики, лексики, синтаксиса.
Биографы изучают документы, рассказывающие о жизни и творчестве поэта. Их задача - исследовать жизненный путь Альберта Ванеева и подготовить сообщение о его жизни. Творческое задание – презентация.
Литературоведы анализируют стихотворения поэта.
По завершении всех заданий, участники переходят на страницу "Критерии оценивания". Каждая группа получает баллы за выполнение финального задания, учитывая такие критерии, как самостоятельность подхода к заданию, содержание представленной информации и оформление работы. Важно, чтобы участники проявили свои навыки и креативность в рамках выполнения отчётного задания, что будет учтено при назначении баллов.
Заключение. Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся проанализировали полученные результаты с установленной в начале работы целью. Также на этом этапе необходимо осознание учащимися возможности использования полученных знаний и навыков в других областях деятельности (при изучении других дисциплин).
Рекомендации по созданию и внедрению веб-квестов на уроках коми языка и литературы:
1. Выбор темы: определите цели обучения и выберите тему, которая будет интересна учащимся.
2. Разработка заданий: создайте разнообразные задания, которые будут способствовать развитию различных навыков.
3. Подготовка материалов: подготовьте информационные материалы, которые будут использоваться в квесте.
4. Тестирование: предварительно протестируйте квест на группе учащихся, чтобы выявить возможные проблемы.
5. Обратная связь: после завершения квеста проведите анализ результатов и соберите обратную связь от учащихся для улучшения методики.
Использование веб-квестов на уроках коми языка и литературы открывает новые возможности для обучения и позволяет учащимся более эффективно изучать язык и литературу. Этот инновационный метод может стать ценным инструментом для сохранения и развития коми культуры и языка в современном мире.
Список литературы
1. Остапова Е.В. и др. Коми литература: Учебник-хрестоматия. 5 класс – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2017. – 264 с.