Применение современных технологий на уроках технологии в адаптированной школе для обучающихся с нарушениями интеллекта
Применение современных технологий на уроках технологии в адаптированной школе для обучающихся с нарушениями интеллекта
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных - областях деятельности;
- развивать мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
На уроках использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализации ее природного потенциала, а также помогают обучающимся четко и грамотно формулировать свои мысли, глубоко разбираться в существе решаемых вопросов.
На деятельности детей с нарушением интеллекта сказываются особенности их психического и эмоционального развития, неустойчивости внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов – представлений недостаточное развитие ручной моторики, речи.
Внедрение современных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, что особенно важно для обучающихся с нарушениями интеллекта.
Реализуемые образовательные и воспитательные методики и технологии | Примеры применения современных технологий на уроках технологии в адаптированной школе для детей с нарушениями интеллекта (профиль "цветоводство и декоративное садоводство") | ||||
Личностно-ориентированное обучение И.С. Якиманская Элементы данной технологии способствуют созданию условий для проявления познавательной активности, для развития интеллектуальных умений. | Разноуровневые вопросы и задания: Перечисли цветковые растения (знание) Объясни, почему растения цветковые? (понимание) Выбери из предложенных растений цветковое растение ( применение) Соотнеси цветковые растения с соответствующим изображением (анализ) Составь предложение с любым из растений (синтез) Докажи, что это цветковое растение (оценка) Индивидуальный подход. Обучающиеся выполняют практическую работу: сильные дети выполняют работу по памяти, средние – по инструкционной карте, слабые – по инструкционной карте с изображениями выполняемых работ, очень слабые – при помощи иллюстраций и помощью учителя. | ||||
Тестовая технология Майорова А.Н Система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. | Вопросы для тестов. 1.Обведите кружком вариант ответа «да» или «нет», который вы считаете правильным. Как называются растения, выращиваемые человеком? культурные
дикорастущие
2.Закончите предложение. После сбора семена однолетних цветковых растений укладывают … 3. Обведите номер правильного ответа. Для чего проводят перекопку почвы? а) для удаления вредителей. б) для поддержания почвы в рыхлом состоянии. в) для внесения удобрений . | ||||
Технологии проблемного обучения А.М.Матюшкиным, И.И.Махмутовым и др. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности | Создание проблемных ситуаций. 1.Тема «Размножение бегонии клубневой» Для благоустройства участка нужно вырастить 15 бегоний клубневых. Как можно решить эту проблему? 2.Тема «Вегетативное размножение растений» Из одного растения бальзамина нам нужно вырастить несколько. Как это можно сделать? 3.Тема «»Несовместимые цветы» Нужно составить букеты, которые будут долго украшать нашу школу. Как достичь этого результата? | ||||
Технологии уровневой дифференциации В.В. Фирсов. Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. | 1. Обучающихся объединяю в группы по уровню умственного развития (уровню достижений). Тема «Практическая работа. Уход за комнатными растениями» Слабая группа обтирает листья растений с крупными черешковыми листьями (диффенбахия, гибискус и др.), сильная группа с сидячими листьями (хлорофитум, сансевиерия и др.) 2. Обучающихся объединяю в группы по уровню физического развития (сила сжатия кисти). Тема «Практическая работа. Обрезка стеблей кустарников» Обучающиеся со слабой силой сжатия кисти обрезают тонкие стебли, а с сильной – толстые. | ||||
Информационно-коммуникационные технологии Н.Краудер, В.П. Беспалько Использование ТСО - компьютера, видеозаписи, Интернета - формирует умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. | Использование на уроке интерактивной доски: 1.Тема «Культурные и дикорастущие цветковые растения». а) На доске фото цветковых растений и названия. Соедини название растения с его фото. б) На доске названия цветковых растений. Перенеси в один столбик названия культурных растений, в другой - дикорастущих. 2. Тема «Характеристика бегонии клубневой» На доске изображения цветки бегонии различных оттенков, в том числе и несуществующих. Выбери цветки, какие могут быть у бегонии клубневой. | ||||
Игровые технологии. К.Д . Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Выготский, С.Л.Рубинштейн. Проявление всех видов активности: мышления, действия, речи; эмоционально-личностное восприятие информации | На этапе или уроке закрепления использую игры «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»; кроссворды, викторины, ребусы по изученной теме. На уроке изучения нового материала игра-путешествие. Тема «Органы цветкового растения», путешествие проходит от корня к цветку. Деловая игра. Тема «Озеленитель и цветовод, их обязанности». Обучающиеся делятся на 2 группы, одни цветоводы, другие озеленители, каждая группа разрабатывает свои обязанности, затем один из группы рассказывает о них. |
Использование современных педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.