Применение технического оснащения кабинета «Рулевые-мотористы» при изучении раздела «Судовая сигнализация»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Каскад»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА «РУЛЕВЫЕ-МОТОРИСТЫ»
ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СУДОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ»
Автор: Кузнецова Галина Ивановна, педагог высшей квалификационной категории МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Березники, 2021г.
Пояснительная записка.
В авторской общеобразовательной общеразвивающей программе объединения «Рулевые-мотористы» (автор – Кузнецова Г.И., педагог ДЮЦ «Каскад») 4-го года обучения (4 курс – подростки 14-16 лет) имеются темы, связанные с основами управления судном при выполнении маневров, в том числе, в условиях ограниченной видимости. Согласно «Правилам плавания на внутренних судоходных путях» суда в этих случаях используют зрительную судовую сигнализацию. Судовые огни различаются по цвету (красный, желтый, белый, синий, зеленый), месту расположения на судне (на мачте, на корме, на борту), режиму горения (постоянный, проблесковый), дуге освещения (112,5о, 135о, 225о, 360о). При этом каждое судно несет свои огни в зависимости от габаритных размеров, типа и назначения.
При изучении вышеуказанных тем применяется электрифицированное табло «Судовые огни» не только как демонстрационное пособие, но и в качестве обучающего, тренировочного и тестового пособия.
Табло удобно в работе, после модернизации (см. ниже) стало многофункциональным. На нем возможны следующие функции:
- демонстрация, показ при объяснении нового материала;
- закрепление, отработка умений выставления цвета, режима и расположения огней для каждого типа судна или состава;
- само- и взаимопроверка при подготовке к судоводительской практике и зачету по разделу;
- контроль усвоения изученного материала.
Однако одновременно работать на нём могут не более 3-4 человек. В этих условиях фронтальная форма проведения зачета у курсантов с разным темпом выполнения работы становится невозможной.
Кроме того, табло спроектировано и выполнено в 80-е годы прошлого века, и некоторые параметры имеющихся огней уже не соответствовали современным «Правилам плавания…». Поэтому в 2018г. я самостоятельно доработала и исправила имеющиеся недостатки:
привела в соответствие режимы горения огней и порядок их размещения на судне;
установила защиту от несанкционированного доступа курсантов к работе с табло;
заменила имеющиеся предохранители на новые;
добавила функцию включения звуковых сигналов («ревун», по звуку похож на звонок вызова в рулевую рубку учебного теплохода «Юнга Камы»);
частично изменила дизайн коробки табло (оснастила плакатами дневной и ночной зрительной сигнализации на самоходных и несамоходных судах, буксируемых составах, а также плакатами с изображением плавучей и береговой судоходной обстановки на ВСП) и т.п.).
Ещё один вариант применения электрифицированного табло «Судовые огни» - сюжетно-ролевая игра «Капитаны».
Цель игры: разнообразить формы организации учебной деятельности курсантов (в т.ч. формы контроля ЗУН) на занятии, повысить эмоциональный
фон занятия.
Задачи игры:
Дидактические:
- Закрепить (обобщить, проконтролировать) знания и умения воспитанников по темам «Навигационные знаки»(1 и 2 курс), «Правила плавания на ВВП»(4 курс);
- Ознакомить с некоторыми видами работ, входящими в компетенции профессий речной специализации;
- Способствовать развитию памяти, внимания, координации движений и пространственной ориентации;
- Создать условия для формирования коммуникативных способностей, уважительного отношения к сокурсникам, выдержанности;
- Создать условия для формирования мотивации на приобретение профессий речного-морского профиля.
Игровая:
- «Инженеров путейской службы» - обозначить судовой ход (расставить макеты навигационных знаков);
- «Капитанов» - пройти согласно «рейсовому заданию» по маршруту, ориентируясь по навигационным знакам (+ для 4 курса – согласно «Правил плавания» при расхождении и обгоне судов);
- «Инспектора судоходной инспекции» - контролировать расстановку навигационных знаков и движение судов.
Игровая методика - сюжетно-ролевая игра.
Педагогическая характеристика игры - коммуникативная, продуктивная, тренинговая (варианты: обобщающая, контролирующая).
Количество участников - в пределах наполняемости микрогруппы: 1-2 чел. – «капитаны», 1- 2 чел. – «инженеры путейской службы», 1 чел. – «инспектор судоходной инспекции». Количество микрогрупп – от 1 до 3.
Игровая среда - комнатная.
Игровое оборудование - стол-карта «Схема участка реки Кама 2454 – 2484», комплекты макетов навигационных знаков и судов (по кол-ву микрогрупп), форменные фуражки «капитанов» и пилотки «инженеров ПС», нагрудные знаки «инспекторов СИ», «рейсовые задания» для «капитанов», «инструкции» для «инженеров путейской службы» и «инспекторов СИ»;
дополнительно (для 4 курса) – табло электрифицированное «Судовые огни», макет судовой радиостанции.
Правила игры
После распределения ролей и получения «рейсовых заданий» и «инструкций» игроки приступают к их выполнению:
- «Инженеры путейской службы» - обозначают судовой ход (расставляют навигационные знаки на столе-карте);
- «Капитаны» - проводят свои «суда» согласно «рейсовому заданию» по маршруту, ориентируясь по навигационным знакам (4 курс – согласно «Правил плавания» при расхождении и обгоне судов, подходе к каналу, рейду координируют свои маневры с «капитанами» других «судов» по «радиосвязи», показывают «судовые огни» на табло при расхождении);
- «Инспектор судоходной инспекции» - контролирует расстановку навигационных знаков, движение судов; (4 курс – соблюдение «Правил плавания»).
Методические указания
- Игра проводится после изучения темы «Плавучие навигационные знаки»(1 курс); тем «Знаки указания положения с/х», «Створы», «Информационные знаки», «Знаки на мостах» (2 курс); тем «Правила плавания судов по рекам», «Управление судном при выполнении маневров», «Огни береговой и плавучей обстановки»(4 курс).
- После окончания игры целесообразно провести разбор действий в каждой микрогруппе (само- и взаиморефлексию), отметить лучшую ролевую деятельность некоторых игроков, выявить причины недостатков и ошибок в игре.
- Общее время игры зависит от планируемой педагогом полноты реализации игровых задач («закрепить», «обобщить», «проконтролировать»), возраста воспитанников (1, 2 или 4 курс), количества организуемых микрогрупп. Как правило, время игры может составлять от 15 до 45 минут.
- Роль педагога в игре "Капитаны" - координирующая, наблюдающая, направляющая и корригирующая.
А также мной были разработаны два варианта электронного дидактического пособия «Сигнальные огни», являющихся тренировочным упражнением (1 вариант) и тестом (2 вариант) по разделу «Судовая сигнализация».
Рассмотрим пособие на примере второго варианта – теста. (Оба варианта – тренировочный и тестовый есть в приложениях). Он состоит из трех самостоятельных разделов (частей) по шесть вопросов каждый, расположенных в порядке возрастания сложности материала. Тест выполнен как компьютерная презентация PowerPoint с использованием гиперссылок и звуковых эффектов. Для оформления слайдов теста выбран черный фон, имитирующий условия ограниченной видимости в темное время суток. Сохранены цвет, режим горения огней и место расположения на видимом силуэте судна.
Первый слайд («Приветствие-инструкция») знакомит курсанта с правилами выполнения заданий. Затем слайд с разделами пособия (с гиперссылками)
Затем идут слайды с заданиями по трем разделам, например:
и слайдами с подсказками, например:
Последние три слайда («Ответы») позволяют самостоятельно проверить правильность выполнения заданий.
Тест апробирован в течение трех лет. Как показала практика, практическая ценность заключается в том, что оно может быть использовано при проведении не только фронтального контроля, но и для организации разных форм групповых, подгрупповых и самостоятельных занятий. Кроме того, тест позволяет значительно экономить время педагога и курсантов при контроле ЗУН, удобен в применении. Курсанты охотно работают с тестом, так как он позволяет выбрать индивидуальный темп и сложность задания. (96% воспитанников из трех предложенных форм зачета выбрали данный тест), т.е. способствует индивидуализации и дифференциации обучения.
Разработанное мною пособие актуально для курсантов объединений судоводительских специальностей, так как позволяет отработать до автоматизма и проконтролировать знания, умения и навыки по судовождению в условиях ограниченной видимости, что является важной компетенцией для выпускника учреждения, подобного Березниковскому Детско-юношескому центру «Каскад».
Предоставленный материал соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, так как тренирует самостоятельность мышления, память, внимание, закрепляет навыки работы с компьютерной техникой, способствует закреплению мотивации к продолжению обучения в выбранном виде деятельности.
Технология применения.
- Тест выполняется фронтально (всеми одновременно – при наличии достаточного количества компьютеров, ноутбуков, планшетов) или индивидуально (в свободном режиме). Время выполнения теста каждым курсантом - индивидуально, но не превышает 2-3 мин для каждой из 3-х частей.
- При фронтальной работе с индивидуального компьютера (ноутбука, планшета) курсант курсором мыши открывает нужный раздел теста, выполняет последовательно шесть заданий, записывая при этом свои ответы в бланк или называя их вслух (при индивидуальной работе). Закончив работу, он может сравнить их с правильными, перейдя в раздел «Ответы». За каждый абсолютно правильный ответ он получает 2 балла, при наличии неточности в ответе или неполном ответе – 1 балл. При выполнении двух или трех частей, сумма баллов делится соответственно на 2 или 3.
- При фронтальной работе с одного компьютера (через проектор или телемонитор) педагог курсором мыши открывает нужный раздел теста, курсанты выполняют последовательно шесть заданий, записывая при этом свои ответы в бланк. Когда работа закончена, педагог демонстрирует правильные ответы, перейдя в соответствующий раздел. Так как в ДЮЦ «Каскад» принята трехуровневая («высокий» - «средний» - «низкий») система оценивания, полученные баллы переводятся в нее так: 7 баллов и менее – низкий уровень; 8-9 баллов – средний; 10-12 баллов – высокий уровень.
- Тест может быть использован в минигруппах или парах для организации зачета в виде соревнования (с учетом правильности и времени выполнения теста).
Список литературы:
Сигнальные огни тестовая
PPT / 728.5 Кб
Сигнальные огни тренировочная
PPT / 469 Кб
Захаров А.М., Дадык А.Д. Управление судном и его эксплуатация. М., ''Транспорт'', 1982 г., 328с.
Ольшамовский С.Б., Земляновский Д.К., Щепетов И.А. Организация безопасности плавания судов. М., ''Транспорт'', 1979 г., 216с.
Ольшамовский С.Б.. Судовождение и правила плавания на внутренних судоходных путях. М., ''Транспорт'', 1971 г., 336с.
Удачин В.С, Шереметьев Ю.Н. Навигационные знаки и огни, судовая сигнализация. М., ''Транспорт'', 1988 г., 256с.
Удачин В.С., Соловьев Б.В.. Судовождение и правила плавания на ВСП. М., ''Транспорт'', 1983 г., 240с.
Удачин В.С., Соловьев Б.В. Судовождение на ВВП. М., ''Транспорт'', 1990 г., 282с.
Трефилова Раиса Поликарповна