Материал к уроку геометрии в 8 классе «Применение теоремы Пифагора при решении практико-ориентированных задач»
Тема: «Применение теоремы Пифагора при решении практико-ориентированных задач».
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.
Продолжительность: 40 минут
Цель урока: совершенствовать умения применять Теорему Пифагора при решении прикладных задач; показать учащимся на примерах ее практическое применение в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная: закрепить формулировку Теоремы Пифагора, выработать умение применять теорему для решения задач, закрепить знания при решении практических задач;
Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;
Воспитательная: формировать навыки самоконтроля; воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы; воспитывать познавательную активность; повышать интерес к изучению математики.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, репродуктивный.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
СЛ.2 Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем.
АВ2 = АС2 + ВС2
- Ребята, о чем здесь говориться ?
СЛ. 3 2. Актуализация опорных знаний.
1.Фронтальный опрос
Верно, речь идёт о Теореме Пифагора! Итак, начнем
-. Какая геометрическая фигура – главное
действующее лицо в этой теореме? (Прямоугольный треугольник)
-Какой треугольник называется прямоугольным?( треугольник. У которого один из углов равен 90°)
- Как называются стороны прямоугольного треугольника? (Катеты и гипотенуза).
- Какая сторона называются гипотенузой, катетом?
- Ребята, а какие знания из алгебры вам потребуются при использовании теоремы Пифагора?
(Возведение в квадрат, извлечение квадратного корня).
СЛ.4 2.Работа в парах с последующей проверкой
16 | 5 | 64 | 36 |
3 | 8 | 12 | 4 |
144 | 20 | 17 | 100 |
9 | 28 | 24 | 25 |
записаны значения выражений:
1) 42; 2) 62; 3) 32 ; 4) ;
5) 82; 6) ; 7) 32+42; 8) ;
9) 122; 10) 62+82
- Молодцы, ребята. Действительно получилась буква «П». А какие математические термины вы знаете на эту букву? (периметр, площадь, параллелограмм, прямоугольник, Пифагор).
СЛ.5 3. Работа по готовым чертежам
- Сформулируйте теорему.
- Найдите неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике.
СЛ.6
СЛ.7
СЛ.8
СЛ.9 Еще в 17 веке немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер писал: «В геометрии есть два сокровища – одно из них теорема Пифагора».
-Как вы думаете почему Кеплер назвал теорему Пифагора сокровищем? (Решение многих
задач основано на теореме Пифагора. Теорему Пифагора связана с практичекой деятельностью человека).
-Правильно. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как может помочь теорема Пифагора в жизни человека. Давайте сформулируем тему урока.
СЛ.10 Тема нашего урока: «Применение теоремы Пифагора при решении практико-ориентированных задач».
Запишите в тетради 10.03.Классная работа и тему урока
СЛ.11 3.Активизация познавательной деятельности
-Для начала предлагаю поиграть в игру.
Игра "Верите ли вы, что..."
с Теоремой Пифагора вы сталкиваетесь каждый день?
что Теорема Пифагора поможет стать востребованным в реальной жизни?
что Теорема Пифагора применима многих сферах жизнедеятельности человека?
Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам
А сейчас мне нужны три мальчика и две девочки для проведения эксперимента. (приглашаются учащиеся )
1.Вы древние рабочие-строители. Вам необходимо построить прямой угол при разметке фундамента. У вас есть веревка. Как с ее помощью, используя теорему Пифагора, можно это сделать? (веревка разделена на равные 12 частей 3+4+5)
2.Теперь вопрос к девочкам. История из жизни.
Идут две подружки через парк. Одна говорит: -Пошли по диагонали, так короче. Вторая отвечает: -Разницы нет. Помнишь теорему Пифагора- квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Кто из них прав?
А пока ребята размышляют. Давайте решим вместе старинные задачи
4.Решение старинных задач.
СЛ.12
Вернемся к нашим экспериментам. Ребята вы готовы ?
СЛ.13 СЛ.14
-Ребята, есть среди вас те, кто уже знает, кем он станет в будущем? Поднимите, пожалуйста, руку.
Так как с выбором будущей профессии пока определились не все, я предлагаю вам провести профпробы. Но сначала давайте проведём физминутку.
Физминутка. Покажите руками прямой , развернутый, острый и тупой углы. Опишем головой круг.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Дление учащихся на группы (каждый учащийся вытягивает картинку какой-нибудь профессии, учащиеся с одинаковыми картинками садятся за стол с логотипом и названием группы). Каждая группа получает задание.
«Профпробы»
задания группам:
СЛ.15 Строители
Между двумя фабричными зданиями устроен желоб для подачи материалов. Расстояние между зданиями равно 15 м, а концы желоба расположены на высоте 12 м и 4 м над землей. Найдите длину желоба.
СЛ.16 Штурман
Два парохода вышли из порта , следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 15 км/ч и 20 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 ч?
СЛ.17 Топографы
Требуется измерить ширину пруда. Топографы измерили расстояния от пункта R до пунктов P и Q, расположенных по разным сторонам пруда, как показано на рисунке ниже, и удостоверились в том, что угол P – прямой. Если допустить, что расчёты верны, какова протяжённость пруда с запада на восток?
СЛ.18 Криминалисты
Из хранилища, имеющего одно окно на высоте 8 м, пропали драгоценности. Холмс обратил внимание, что на заднем дворе валялась лестница длиной 10 м, и на земле под окном нашел две вмятины на расстоянии 6 м от стены. Преступник проник через окно! Сделал заключение Холмс. Прав ли он?
СЛ.19 Операторы мобильной связи
Спутник связи Билайн находится на высоте 1500 км над с. Солдато-Александровским. Качественная связь обеспечивается на расстоянии 1700 км от спутника. На каком расстоянии от нашего села будет качественная связь?
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения.
СЛ.20 7. Итог урока. Итак, вернемся к нашей игре
Итог урока. Можете ли вы сказать,
- что с теоремой Пифагора вы сталкиваетесь каждый день?
- что теорема Пифагора поможет стать востребованным в реальной жизни?
- что теорема Пифагора применима во многих сферах жизнедеятельности человека?
СЛ.21 - Продолжите, пожалуйста предложение.
Сегодня на уроке
Я узнал, что ………………………………...
- Мне понравилось на уроке ………………..
- Было интересно……..………………………
- Сегодня я работал …………………………
- Я удивился …………………………………
- Я запомнил …
СЛ.22-СЛ.23- Резерв
СЛ.24
8.Информация о домашнем задании
Домашнее задание: повторить теорему Пифагора, составить и решить задачу, в которой используется теорема Пифагора (отдельно поощряется оригинальность оформления задачи и её решения)