Статья «Применения интерактивных приёмов на уроках русского языка и литературы»
Применения интерактивных приемов на уроках русского языка и литературы
Цель: охарактеризовать нестандартные формы работы и интерактивные технологии, которые можно применять в учебном процессе.
Задачи: - показать эффективность применения интерактивных приемов на уроках русского языка и литературы;
- помочь участникам учебного процесса разнообразить формы работы на уроках и во внеурочной деятельности.
В современных условиях в связи с понижением интереса школьников к обучению учитель должен использовать способы и методы, которые способствовали бы формированию интереса к изучению того или иного предмета, развитию творческих способностей, активности учащихся, а также приобретению практических навыков. К таковым можно отнести нестандартные формы работы на уроках русского языка и литературы, которые я часто использую на практике.
В своей учебно-воспитательной деятельности я часто практикую проведение интегрированных уроков, т.к. именно эти уроки:
1) позволяют учащимся усвоить знания по русскому языку и литературе в совокупности с другими науками;
2) способствуют формированию познавательного интереса;
3) развивают творческие способности учащихся.
Интегрированный урок русского языка
Тема: Развитие речи. Изложение с творческим заданием.
Цель: дополнить текст изложения описанием внешности персонажей, высказать свое мнение об их поведении и поступках.
Схема интеграции урока
Язык – соблюдение орфографических и синтаксических норм написания изложения.
Литература – знакомство с внепрограммным произведением – рассказом В. Морозова «Да, виноват большой Петя!», анализ литературного произведения, оценка поведения героев.
ОБЖ – беседа по технике пожарной безопасности, по правилам поведения ситуациях, угрожающих жизни людей.
Этика – соблюдение морально-этических норм в экстренных ситуациях.
Развитие творческих способностей учащихся – дополнить изложение описанием внешности героев, высказать мнение о поведении мальчиков.
"Проба пера" или "Я - автор". Для развития творческих способностей учащихся на уроках или в качестве домашнего задания я практикую творческие приемы «Проба пера» или «Я – автор» - написание басен, сочинений в стихотворной форме, составление кроссвордов, литературных викторин, ребусов, загадок, оформление агитационных плакатов, манифестов, рисование иллюстраций к произведениям и т.д.
Интерактивные игры. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке программного материала. Как известно, ролевые игры на уроках способствуют выполнению важных методических задач:
- обеспечению необходимости многократного повторения программного материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать память, внимание, логическое мышление. Среди ролевых игр, мною часто используемых, можно назвать:
1. Ситуации «Учитель–ученик», в которых предусматривается взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют их, исправляя ошибки, при словарных диктантах, при аудировании или чтении молча, при распределительных и выборочных диктантах, при языковых или литературных викторинах и т.д.) Такие ситуации позволяют учащимся почувствовать себя в роли обучающего и проверяющего.
2. Мозговой штурм – тренинговый метод, обычно используемый на уроках литературы. Например, после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого.
3. Театральные инсценировки (с применением элементов костюмов, масок), в которых учащиеся творчески переосмысливают литературный образ, представляемый ими, и обыгрывают его со своей позиции и точки зрения. Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и ворона» может быть исполнена не в общепринятом образе хитрой и льстивой плутовки, а в образе агрессивно настроенного, голодного и бескомпромиссного животного, а Ворона вынуждена не демонстрировать свои вокальные данные, а беспрекословно и добровольно отдать сыр и улететь подальше то этого злого леса и его обитателей. Или, после изучения рассказа А. Чехова «Хамелеон», роль полицейского надсмотрщика Очумелова может быть исполнена не в обычном амплуа глупого и льстивого охранника базарного порядка, а в образе молчаливого бюрократа, который что и дело переписывает протоколы в зависимости от показаний свидетелей происшествия. Хрюкин так и не добивается компенсации за материальный ущерб (укушенный палец). А Собачка не понимает: кого кусать – бездействующую службу порядка или жадного золотника, который готов пожертвовать своим пальцем ради наживы.
Такой подход к инсценировкам литературных произведений, адаптированных к современной жизни, в которых учащиеся чувствуют себя не только актерами, но и авторами сценария, режиссерами, творческой комиссией, обеспечивает не только эффективную отработку и многократное повторение программного материала, но и стимулирует к исследовательской деятельности, мотивирует познавательный интерес (обычно после проведения в классе театральных представлений учащиеся читают внепрограммные произведения этих же авторов).
Урок-суд
Элемент урока русского языка. Суд над несклоняемыми именами существительными иноязычного происхождения.
Главный принцип – развить умение анализировать и обобщать языковые явления, вести исследовательскую работу.
Тема: Несклоняемые заимствованные имена существительные
Цель: выяснить, виновны ли неизменяемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи.
Схема элемента урока
Судья: «Виновны ли несклоняемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи?»
1.Прокуроры: «Не всегда понятно лексическое значение этих слов»
Адвокаты: «Есть словари иностранных слов с толкованием значения»
2.Прокуроры: «Не изменяются»
Адвокаты: «Как можно изменить слово иноязычного происхождения по законам русской лингвистики?»
3. Прокуроры: «Не склоняются»
Адвокаты: «Но ведь можно определить род этих слов по роду нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город – мужской род, Онтарио – озеро – средний род), а число и падеж – по именам прилагательным и числительным, которые к ним относятся (Он поклонился почтенной мадам (единственное число, дательный падеж). На зеленых авеню (множественное число, предложный падеж) проходил торжественный парад)»
Присяжные: «Признать невиновными, т.к.
1) это результат взаимодействия и взаимопроникновения многих языков;
2) эти слова обогащают состав русского языка»
Итог суда:«Несклоняемые заимствованные имена существительные не виновны в редком употреблении, т.к. каждый эрудированный человек должен обогащать свой словарный запас и использовать заимствованные слова в речи»
Урок брейн-ринг
Главный принцип этого урока – необходимость повторить материал изученной темы или раздела учащимися, что способствует закреплению.
Правила проведения урока брейн-ринга.
1. Класс делится на команды по 6 человек.
2. Играют одновременно по 2 команды.
3. Учитель задает по 3 вопроса в каждом раунде.
4. Учитель задает вопросы и произносит команду «время», после чего капитан имеет право поднять руку, что свидетельствует о готовности команды отвечать, затем один из участников должен дать правильный и полный ответ на вопрос.
5. Если одна команда дала неправильный ответ, тогда другая команда получает право на ответ и 20 секунд для размышления.
6. Если капитан команды поднял руку до команды «время», тогда учитель объявляет «фальш-старт» и команда лишается права отвечать на этот вопрос.
Вопросы к уроку-брейн-рингу по русскому языку (итоговый урок по теме «Имя существительное»)
1. Почему имя существительное отвечает на два вопроса: кто? и что?(существительные делятся на одушевленные и неодушевленные)
2. Какие имена существительные относятся к общему роду?( 1) существительные, содержащие оценку, качество характера: неряха, молодец; 2) существительные, называющие лица по профессии: редактор Иванова)
3. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа? ( 1) название составных и парных предметов: брюки, сани; 2) название материалов или их остатков: консервы, очистки; 3) название промежутков времени, игр: сутки, шахматы; 4) название действий и состояния природы: переговоры, заморозки; 5) некоторые географические названия: Афины, Карпаты)
4. На какие лексико-грамматические разряды делятся нарицательные имена существительные?(конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные)
5. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?( 1) собирательные существительные: листва, молодежь; 2) вещественные существительные: песок, щавель; 3) название качества или признака: белизна, злоба; 4) название действия или состояния:плавание, удивление; 5) собственные названия: Москва, Пушкин; 6) слова: бремя, вымя, пламя, темя)
6. В каких случаях мягкий знак пишется на конце имён существительных после шипящих?(в существительных женского рода, относящихся к III склонению)
7. Какие имена существительные относятся к І склонению? Приведите примеры (существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я: юноша, девушка)
8. Какие имена существительные относятся ко ІІ склонению? Приведите примеры (существительные мужского рода с нулевым окончанием: апрель, существительные среднего рода с окончанием -о, -е: поле)
9. Какие имена существительные относятся к ІІІ склонению? Приведите примеры (существительные женского рода с нулевым окончанием: ночь)
10. Назовите разносклоняемые существительные?( 10 существительных на -мя: имя, время, бремя, темя, вымя, пламя, племя, семя, знамя, стремя, существительное мужского рода путь)
11. Какие существительные являются несклоняемыми? (существительные иноязычного происхождения: кофе, кольраби, некоторые географические названия: Сочи, Баку, сложносокращенные слова: ГАИ, ТЮЗ)
12. Как определить род у несклоняемых географических названий? (по роду нарицательного существительного, которым это название может быть заменено: Сочи - город - мужской род)
13. В каких случаях НЕ пишется слитно с именами существительными?( 1) если без НЕ не употребляется: неряха; 2) если возможна замена синонимом без НЕ: неправда - ложь)
14. В каких случаях в именах существительных пишется суффикс ЧИК? (у существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных Д, Т, З, С, Ж: летчик)
15. Какую синтаксическую функцию выполняют имена существительные? (существительные могут выступать в роли всех членов предложения)
Для закрепления, систематизации и обобщения изученного материала по теме или разряду можно проводить не только уроки-брейн-ринги, но и уроки-викторины, и уроки-конкурсы «Самый умный», где вопросы могут использоваться те же, но состязания будут проходить не в командной, а в личной форме.
Урок путешествие по разделу
«Лексика» в форме игры-сказки в 5 классе
Учащиеся совершают сказочное путешествие по разделу «Лексика». По сценарию один из учеников, заблудившись в лесу, попадает в руки Бабы- Яги, которая предлагает пятиклассникам выполнить ряд заданий сказочного характера по теме «Лексика», и если у них все получится, то она отпустит их одноклассника.
Приведу несколько заданий из данного урока.
Баба Яга:
- Мой друг Змей Горыныч жестокий. А какой он еще? Кто больше подберет синонимов к данному слову?
- Есть у меня еще один друг. Зовут его Кощей Бессмертный. Он злой, страшный, жадный, ленивый. А вот всеми вами любимая сказочная героиня Василиса Прекрасная обладает абсолютно противоположными качествами. Скажите, какая она?
- Я очень люблю поэзию. Сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете, какие слова в нем одинаково произносятся и пишутся. Но обладают разным лексическим значением. Как называются такие слова?
Серая норка в лесу жила,
И норка ее просторной была.
Прибежав однажды на полянку,
Она увидела журчащий ключ,
Но двери собственного дома
Забыла закрыть на ключ.
Небольшое театрализованное представление помогает раскрыть актерские таланты и развивать уже имеющиеся творческие способности учащихся. Задания носят дифферинцированный характер, располагаются по мере возрастания трудности. Это помогает задействовать всех школьников, имеющих разных уровень знаний. Здесь в игровой форме учащиеся вспоминают изученный материал: о синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах и т.д.
ение изученного по теме
«Словообразование и орфография» в 6 классе
Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель. В процессе чтения учащиеся записывают из него ключевые слова.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Своё пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!
Это значит:
-Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!
Это значит:
-Спрячь меня под щитом!
Затем учащиеся выделяют у этих слов корни. Рассказываю о том, для чего нужно разбираться в строении слова. Вспоминают, какой раздел науки о языки изучает строение слова.
После окончания беседы в классе появляется Незнайка, который просит учеников помочь ему разобраться с заданиями по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». Под руководством учителя дети выполняют задания Незнайки, объясняя орфограммы.
После выполнения работы учащиеся спрашивают, какое теперь настроение у Незнайки. Тот отвечает: «Прекрасное!» Учитель просит объяснить написание этого слова, герой задумывается. Ученики решают помочь ему разобраться и с правописание приставок пре- и при-.
Незнайка заинтересовывается русским языком и разбирает с ребятами и способы образования слова.
В конце урока проводится небольшой тест по пройденному материалу.
УРОК-АУКЦИОН
Подобные формы нестандартных уроков достаточно эффективно использовать на этапе обобщения либо закрепления изученного материала. Их предназначение заключается в систематизации полученных знаний в ходе традиционных уроков русского языка и стремлении к осознанному владению известными правилами по данному учебному предмету. Характерной особенностью уроков-аукционов является выполнение ряда теоретических и практических заданий и упражнений, которые содержат в себе элементы состязательности следующего плана. Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовет…, кто правильнее подчеркнет или даст определение …, кто образнее опишет и т.д.
В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученногов пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей.
Урок-аукцион
«Правописание приставок» в 6классе
В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученногов пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей.
Урок состоит из нескольких туров, тоесть из мини-аукционов. Победитель каждого из них получает красную фишку. Ученик, набравший к окончанию урока большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона.
Примеры теоретических и практических заданий и упражнений.
Тур 1. «Кто точнее?»
- Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка..
Тур 2. «Кто правильнее?»
-Из русской народной песенки «Кисонька-мурысонька» выписать все слова, в которых есть приставки, и выделить их. Кто правильнее всех это сделает, будет победителем конкурса.
Тур 3. «Кто больше?»
-К каждому выписанному слову нужно «применить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые известны вам.