Пример годового аналитического отчета педагога-психолога
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Аналитический годовой отчет
педагога-психолога
за 2022-2023 учебный год
(начальная школа)
Педагог-психолог:
ФИО/подпись
Барнаул – 2023
Аналитический отчет
педагога-психолога 2022-2023 учебный год
В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строилась в соответствии с утвержденным календарно-перспективным годовым планом и должностными обязанностями, с учетом задач, определенных общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель педагога-психолога заключалась во всемерном содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании условий направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса и в обеспечении комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями.
Общая направленность работы психолога определялись следующими практическими задачами:
психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем у учащихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
разработка и реализация индивидуально и системноориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития детей и профилактику конфликтного поведения;
раннее выявление подростков с проблемами в личностном развитии;
содействие осознанию своих интересов и способностей, формирование готовности к сдаче выпускных экзаменов, выбору профиля дальнейшего обучения;
формирование адекватной самооценки, готовности к саморазвитию и сознательному самоопределению;
содействие и оказание помощи детям, родителям, педагогам по актуальным проблемам обучения, воспитания, благополучия и развития детей с ОВЗ;
обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
формирование жизнестойкости участников образовательных отношений;
формирование у всех участников образовательных отношений установок на ЗОЖ;
создание благоприятного психологического климата в школе.
Служебные задачи решались психологом при реализации традиционных направлений школьной психологической службы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащиеся, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, законные представители (родители), сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Психологическая служба школы строилась традиционно по следующим направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- методическая работа;
- просветительско-профилактическая деятельность.
Состав психологической службы сопровождения школы:
- педагог-психолог:
- педагог-психолог:
- социальный педагог:
В начальной школе на текущий период обучается 720 учащихся и 5 обучающихся, находящихся на семейном обучении.
Анализ диагностической работы
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: психологической адаптации, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений по запросу классных руководителей, личностных особенностей ребенка, интеллектуальных наклонностей, школьной мотивации, уровня школьной тревожности и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).
Формы тестового материала: вербальные, письменные, предметные, бланковые, проективные и др.
В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
1. Групповые диагностические исследования
1-е классы. (октябрь 2022 года) Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Признаки адаптации ребенка к школе:
•Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
•Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
•Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
•Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.
Основными признаками школьной дезадаптации являются:
Физиологический уровень. Если ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.
Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.
В сентябре 2022 мною в течение первых двух учебных недель проводилось диагностическое исследование тревожности учащихся первых классов по методике Р.Сирса, которое заключалось в посещении уроков и наблюдении за поведением первоклассников. В обследовании приняли участие ученики 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е класса.
Результаты диагностики тревожности 1-х классов
(обследовано 177 учащихся)
Методика наблюдения Р. Сирса | ||||||
Неделя | Уровень тревожности | |||||
1А | 1Б | 1В | 1Г | 1Д | 1Е | |
1 неделя (5-9 сен.) | 8 | 0 | 6 | 7 | 5 | 1 |
2 неделя(12-16 сен.) | 6 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 |
Где 9-13 баллов – высокая тревожность
5-8 баллов средняя тревожность
1-4 низкая тревожность
Как видно из представленных данных, в большинстве классов преобладает средняя или низкая тревожность. Классов с высокой тревожностью нет. Так же удалость установить, что к концу второй недели обучения уровень тревожности во всех классах оказался низким, что свидетельствует о благополучной адаптации учащихся к школьной среде.
В октябре 2022 мною была проведена комплексная диагностика адаптации учащихся первых классов. Для проведения данного диагностического исследования были использованы следующие методики:
Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации
(Н.Г. Лусканова);
Изучение самооценки «Лесенка» В. Г. Щур (модификация А.М. Прихожан);
Проективная методика «Домики» Автор: О.А. Орехова.
В обследовании приняли участие ученики 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е классов.
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.
Результаты изучения уровня самооценки учащихся 1-х классов
(обследовано 142 уч-ся)
Уровень | Класс (кол-во учащихся) | |||||
1А | 1Б | 1В | 1Г | 1Д | 1Е | |
Завышенная | 10 | 10 | 9 | 16 | 12 | 14 |
Адекватная | 10 | 9 | 13 | 8 | 11 | 6 |
Заниженная | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 |
Низкая | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Резко заниженная | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
По полученным результатам, мы можем сделать следующие выводы: У большинства детей (1А, 1Б, 1Г, 1Д, 1Е) наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
В 1В классе у детей наблюдается высокий показатель адекватной самооценки – (54%), т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Это нормальный вариант развития самооценки. В других классах 1/3 часть учащихся также имеет адекватный уровень самооценки. В некоторых классах (1А, 1Б, 1Г, 1Д) выявлены ребята (7 человек 4,7 %) с заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми. В 1Г, 1Д и 1Е выявлено по 1 учащемуся с резко заниженной самооценкой. Такие ребята могут находиться в состоянии дезадаптации.
Новые задачи, поставленные перед современной школой (не только дать учащимся сумму знаний, но и научить способам их самостоятельного приобретения), известные практические трудности школы (наличие перегрузки учащихся в отдельных учебных предметах, снижение интереса к школе в некоторые периоды обучения, например на рубеже начальной и средней школы) определяют необходимость психологического исследования путей активизации деятельности самих школьников и формирования у них действенного, внутренне заинтересованного отношения к своему учебному труду или уровня школьной мотивации, что является необходимым показателем формирования учебно-познавательных мотивов.
Результаты изучения уровня школьной мотивации учащихся 1-х классов
(обследовано 140 уч-ся)
Уровень мотивации | Класс | |||||
1А | 1Б | 1В | 1Г | 1Д | 1Е | |
Высокий уровень | 19% | 0% | 25% | 11% | 36% | 33% |
Хороший уровень | 38% | 23% | 54% | 22% | 40% | 24% |
Положительное отношение к школе | 24% | 23% | 17% | 26% | 20% | 24% |
Низкий уровень | 14% | 50% | 4% | 26% | 4% | 9% |
Школьная дезадаптация | 5% | 4% | 0% | 15% | 0% | 10% |
По результатам, полученным с помощью данной методики мы видим, что в 4-х классах (1А, 1В, 1Д) у большинства детей наблюдается хороший уровень школьной мотивации. Подобные показатели имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой. В 1Е преобладает высокий первый уровень учебной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материл и т.д.
В 1Б преобладает низкий уровень учебной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Так же стоит обратить внимание, что в четырех классах (1А, 1Г, 1Д и 1Е) выявлены учащиеся с негативным отношением к школе (школьная дезадаптация), они могут испытывать серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты изучения отношения ребенка к школе
(обследовано 143 уч-ся)
Класс | Вегетативный коэффициент | Суммарное отклонение | ||||||
ХП | СУ | ОР | ПВ | ПОЭ | ЭСН | ППЭ | ||
1А | 1 | 4 | 13 | 4 | 12 | 6 | 4 | |
1Б | 1 | 8 | 10 | 4 | 8 | 12 | 3 | |
1В | 0 | 2 | 20 | 1 | 9 | 12 | 2 | |
1Г | 2 | 6 | 14 | 3 | 11 | 14 | 1 | |
1Д | 3 | 2 | 17 | 2 | 10 | 13 | 1 | |
1Е | 2 | 7 | 11 | 1 | 6 | 11 | 4 |
Где: ХП – хроническое переутомление; СУ – состояние усталости; ОР – оптимальная работоспособность; ПВ – перевозбужденность. ПОЭ – преобладание отрицательных эмоций; ЭСН – эмоциональное состояние в норме; ППЭ – преобладание положительных эмоций.
Цель методики – диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка.
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Значение суммарного отклонения отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.
Как видно из представленных выше данных, во всех первых классах наблюдается преобладание состояния оптимальной работоспособности у учащихся, это 85 учащихся 61% от общего числа первоклассников. Такие дети отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
9 человек 6,4% испытывают состояние хронического переутомления. Работоспособность таких ребят снижена, а нагрузки непосильны.
Так же было установлено, что 68 учащихся 49% пребывают в нормальном эмоциональном состоянии, и еще 14 учащихся 10% испытывают положительные эмоции. Что является нормой для детей. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Однако 56 учащихся 41% находятся в состоянии преобладания отрицательных эмоций. У таких детей может доминировать плохое настроение и неприятные переживании, иметься проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. С такими детьми необходима дополнительная работа классного руководителя и педагога-психолога.
В результате полученных данных было выявлено, что у большинства ребят сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
Учащихся, у которых есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам не было выявлено
Уровень адаптации учащихся
(обследовано 143 уч-ся)
Высокий | Средний | Низкий | Дезадаптация | |||||||
Кол-во чел-к | % | Кол-во чел-к | % | Кол-во чел-к | % | Кол-во чел-к | % | |||
51 | 36 | 72 | 50 | 14 | 10 | 6 | 4 |
По итогам проделанной работы, следует сделать следующие выводы: В целом на данный момент уровень адаптации учащихся 1-х классов – удовлетворительный, т.е. дети успешно адаптируются к школе, налаживают межличностные контакты.
С учащимися, (20 человек) у которых выявлены трудности в психологической адаптации проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе дезадаптации «Я первоклассник!».
Для успешной адаптации обучающихся 1-х классов к школьному режиму, учителям на каждом уроке можно использовать следующие рекомендации:
1. Использовать наглядный материал, так как мышление первоклассников наглядно-образное.
2. Включать в учебный процесс игровые моменты обучения.
3. Проводить больше занятий на развитие мелкой моторики пальцев, внимания, памяти.
4. Обсуждать с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объяснять их необходимость и целесообразность.
По запросу классного руководителя так же было проведено изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детском коллективе и положение в них каждого ребенка.
Использованная методика: социометрия по методу Дж. Морено.
Дата проведения: 04.10.2022
Цель проведения: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемых классах и решения следующих задач.
- измерение степени сплоченности – разобщенности в классе;
- выявление соотносительного авторитете членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Объект анализа: учащиеся 3в класса. Всего в исследовании приняло участие 28 учащихся. Предметом исследования являются некоторые особенности взаимоотношений в системе «ученик – ученик», складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.
Проанализировав ответы на отдельные вопросы учащихся, можно увидеть, что в большинстве случаев ученики исследуемого класса имеют в нем друзей или близких людей, а, следовательно, и класс можно назвать достаточно сплоченным хотя бы на уровне отдельных его членов.
Во время учебы и на переменах ученики активно общаются между собой, советуются по тем или другим вопросам, обсуждают те или другие аспекты учебной и досуговой деятельности, общение проходит в доброжелательном духе и на неформальном уровне в достаточно позитивных тонах. Вместе решают вопрос об организации и участии в постановках воспитательных мероприятий. В конфликтные ситуации пытаются не вступать, когда же они возникают, пытаются всем классом их решать.
Некоторые ученики классов пытаются «доминировать» над другими, а некоторые отдают им руководящие позиции, хотя явной борьбы за руководящие позиции в классах нет. Иногда в ходе совместной учебной деятельности, ученики решают определенные вопросы самостоятельно, не руководствуясь коллективной мыслью, или общими интересами, однако чаще в учебной и досуговой деятельности они прибегают к решению вопросов коллективным путем с помощью учителя.
Следовательно, можно утверждать, что уровень сплоченности класса является удовлетворительным. Однако классному руководителю необходимо помочь в создании комфортного микроклимата коллектива.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализ развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
Также в феврале 2023года была проведена диагностика школьной тревожности учащихся 2-х и 3-х классов. Использовалась методика «Тест школьной тревожности» Б.Филлипс.
Результаты исследования 2-х классов
(обследовано 162 учащихся)
Класс | Факторы тревожности (Среднее значение по классу) | | ||||||
Переживание | Фрустрация | Страх | Страх ситуации | Страх | Низкая | Проблемы и страхи | Общая | |
2А | 52% | 50% | 53% | 58% | 46% | 52% | 56% | 44% |
2Б | 46% | 41% | 43% | 62% | 46% | 45% | 47% | 38% |
2В | 40% | 37% | 41% | 51% | 60% | 37% | 60% | 42% |
2Г | 41% | 41% | 28% | 69% | 57% | 38% | 60% | 35% |
2Д | 46% | 40% | 40% | 56% | 61% | 30% | 62% | 39% |
2Е | 39% | 31% | 44% | 66% | 39% | 41% | 52% | 46% |
Где > 75% высокий уровень тревожности;
>50% и<M 75% повышенный уровень тревожности;
<50% оптимальный уровень тревожности.
Как видно из представленных выше данных, во 2-х классах показатели тревожности во всех классах примерно одинаковые. Наиболее высокий уровень тревожности был выявлен по фактору «Страх ситуаций проверки знаний». Здесь повышенный уровень тревожности зафиксирован во всех классах. Данный показатель может указывать на негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей у учащихся.
«Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «Проблемы и страхи
в отношении с учителями» - эти два фактора показали повышенный уровень тревожности во 2 В, Г, Д классах.
Стоит отметить, что все 2-е классы показали оптимальный общий уровень тревожности, в пределах возрастной нормы. Ни в одном из классов ни по одному из факторов не было зафиксировано высокого уровня тревожности, что в целом может свидетельствовать о благоприятном эмоциональном состоянии учащихся.
Однако, среди всех учащихся 2-х классов, были выявлены дети, имеющие повышенный уровень тревожности по нескольким факторам.
Всего 19 учащихся, что составило 11,72% от общего числа учащихся 2-х классов.
Для этих детей были организованы дополнительные занятия с педагогом-психологом в рамках программы по снижению уровня тревожности у младших школьников и повышение уровня самооценки.
Результаты исследования 3-х классов
(обследовано 147 учащихся)
Класс | Факторы тревожности (Среднее значение по классу) | | |||||||
Переживание | Фрустрация | Страх | Страх ситуации | Страх | Низкая | Проблемы и страхи | Общая | ||
3А | 43% | 47% | 57% | 59% | 57% | 39% | 72% | 48% | |
3Б | 38% | 41% | 37% | 48% | 50% | 33% | 60% | 36% | |
3В | 29% | 27% | 27% | 70% | 37% | 57% | 40% | 42% | |
3Г | 43% | 41% | 39% | 81% | 57% | 30% | 66% | 47% | |
3Д | 47% | 40% | 45% | 52% | 34% | 48% | 52% | 47% | |
3Е | 47% | 37% | 43% | 55% | 48% | 42% | 44% | 48% |
Где > 75% высокий уровень тревожности;
>50% и<M 75% повышенный уровень тревожности;
<50% оптимальный уровень тревожности
Как видно из представленных выше данных, наибольший уровень тревожности вызван фактором «Страх ситуаций проверки знаний». В 3Г этот фактор показал единственный высокий показатель из всех третьих классов 81%. Данный фактор оказылся повышенным также в 3 А, В, Д, Е классах. Это может означать, что учащиеся этих классов испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
Значительно повышенным также оказался фактор « Проблемы и страхи в отношении с учителем» в 3 А, Б, Г, Д классах. То есть, у учащихся преобладает общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения в школе.
По остальным факторам почти у всех классов примерно одинаковые результаты оптимального или низкого уровня тревожности.
Стоит отметить, что все 3-е классы показали оптимальный общий уровень тревожности, в пределах возрастной нормы, что в целом может свидетельствовать о благоприятном эмоциональном состоянии учащихся.
Однако, среди всех учащихся 3-х классов, были выявлены дети, имеющие повышенный уровень тревожности по нескольким факторам.
Всего 15 учащихся, что составило 10,2% от общего числа учащихся 3-х классов.
Для этих детей были организованы дополнительные занятия с педагогом-психологом в рамках программы по снижению уровня тревожности у младших школьников и повышению уровня самооценки.
Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить, что все классы показали оптимальный общий уровень школьной тревожности. Классов с высокой тревожностью не выявлено.
Всего среди всех учащихся 2-3-х классов было выявлено 34 ребенка, имеющих повышенный уровень тревожности по нескольким факторам, что составило 11% от общего числа обследованных. Для этих детей были организованы дополнительные занятия с педагогом-психологом в рамках программы по снижению уровня тревожности у младших школьников и повышению уровня самооценки.
Следующим этапом диагностической работы стало проведение исследования актуального состояния психологической безопасности (обязательный уровень) образовательной среды в образовательной организации. Оценка проводилась по таким параметрам как комфортность (эмоциональное состояние, психологический климат) и защищенность (психологическая, информационная) участников образовательного процесса.
Используемые методики:
для учащихся:
1. Цветодиагностика эмоциональных состояний Е.Ф. Бажинина и А.М. Эткинд;
2. Цветодиагностика эмоциональных состояний Е.Ф. Бажинина и А.М. Эткинд «Ученик- ученик»;
3. Анкета «Учитель глазами ученика»;
4. Опросник «Психологическая комфортность, защищенность, удовлетворенность» В.В. Коврова;
5. Анкета «Безопасность в сети Интернет»
для родителей:
1. Методика «САН» (в отношении своего ребенка)
2. Определение индекса групповой сплоченности К.Сишора (в отношении класса)
3. Анкетирование
4. Опросник «Психологическая комфортность, защищенность, удовлетворенность» В.В. Коврова;
5. Анкета «Безопасность в сети Интернет»
для учителей:
1. Методика «САН» (в отношении своего ребенка)
2. Определение индекса групповой сплоченности К.Сишора (в отношении класса)
3. Анкетирование
4. Опросник «Психологическая комфортность, защищенность, удовлетворенность» В.В. Коврова;
5. Анкета «Безопасность в сети Интернет»
Дата проведения: с 07.02.2023 по 13.02.2023
Классы: 1Е – 21 человек; 2В -27 человек; 3В – 26 человек; 4Б – 24 человека.
Степень психологической безопасности определяется путем выведения среднего значения по всем параметрам обязательного уровня. Для этого все получаемые результаты рассматриваются в единой уровневой системе. Первоначально все используемые методики оцениваются в бальной системе, затем полученные показатели переводятся в уровненную систему. Обобщаются показатели по всем выбранным категориям участников и приводятся к среднему значению.
Обязательный уровень
Оценка психологической комфортности образовательной среды
Параметры/ категории | Преобладающее эмоциональное состояние обучающихся | Социально-психологический климат в классных коллективах | Общий уровень комфортности образовательной среды | |
Качество взаимоотношений «ученик-ученик» | Качество взаимоотношений «ученик-ученик» | |||
Обучающиеся | | |||
1-4 класс | Эмоциональное благополучие | Эмоциональное благополучие | Эмоциональное благополучие | Высокий уровень комфортности |
Родители | | |||
1-4 класс | Позитивное настроение; Хорошее самочувствие; Высокая активность | Высокий уровень | Высокая степень удовлетворенности взаимоотношениями с учителем. | Высокий уровень комфортности |
Педагоги | | |||
1-4 классы | Позитивное настроение; Хорошее самочувствие; Высокая активность | Высокий уровень | Высокая степень удовлетворенности взаимоотношениями с руководством. | Высокий уровень комфортности |
Оценка психологической защищенности образовательной среды
Параметры/ категории | Психологическая и физическая защищённость участников образовательного процесса | Информационная защищенность обущающихся | Общий уровень защищенности образовательной среды |
Обучающиеся | | ||
1-4 класс | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Родители | | ||
1-4 класс | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Педагоги | | ||
1-4 классы | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Анализ результатов исследования показал в целом учебная среда психологически безопасна, так как большинство испытуемых относится к своему «школьному» окружению положительно, отмечают полную удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия. Ученики чувствуют себя комфортно в образовательной организации и психологически защищены.
Также в апреле 2023года была проведена диагностика школьной тревожности учащихся 1Д класса. Использовалась методика «Тест школьной тревожности» Б.Филлипс.
В опросе принимали участие 23 ученика из 29 учащихся класса.
В результате проведения данного исследования были получены следующие результаты.
1. Шкала «Общая тревожность в школе»: Среднее значение по классу составило 6,2 28% это оптимальный уровень тревожности. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- высокий уровень тревожности по данному фактору выявлен не был
- повышенный уровень тревожности по данной шкале был выявлен у 4 учеников – что составило 17% от общего числа опрошенных учеников. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами их включения в жизнь школы не совсем стабильно, и могут присутствовать как положительные, так и отрицательные эмоции, связанные с участием в жизни школы.
- у остальных 19 учеников, что составило 83% от общего числа опрошенных учеников, был выявлен оптимальный или низкий уровень тревожности по данной шкале, что может свидетельствовать о том, что общее эмоциональное состояние учеников, связанное с различными формами его включения в жизнь школы стабильно, и в основном присутствуют положительные эмоции, связанные с участием в жизни школы.
2. Шкала «Переживание социального стресса»: Среднее значение по классу составило 3,9 36% это оптимальный уровень тревожности. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
- повышенный уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 4 учеников 17%. Эти дети могут испытывать негативные эмоции, связанные социальными контактами (прежде всего - со сверстниками)
- у остальных 19 учеников был выявлен оптимальный или низкий уровень тревожности, что составило 83% от общего числа опрошенных, что может свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние учеников, на фоне которого формируются социальные контакты (прежде всего со сверстниками) стабильно, в основном присутствуют положительные эмоции, связанные с установлением социальных контактов.
- высокий уровень тревожности по данному фактору не был выявлен.
3. Шкала «Фрустрация потребности в достижении успехов»: среднее значение по классу составило 4,5 35%, это оптимальный уровень тревожности. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- повышенный уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 1 человека 4% от общего числа учащихся, этот ребенок может испытывать неблагоприятные, возможно негативные эмоции, не позволяющие ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- высокий уровень тревожности по данному фактору выявлен не был;
- у остальных 22 учащихся, что составило 96% от общего числа опрошенных учеников, был выявлен оптимальный или низкий уровень тревожности, по данной шкале, что может свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние учеников, на фоне которого развиваются потребности в достижении успеха, стабильно и основном присутствуют положительные эмоции, связанные с потребностью в достижении высокого результата.
4. Шкала «Страх самовыражения»: Среднее значение по классу составило 2,0 33% это оптимальный уровень тревожности. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- высокий уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 2 учащихся 9%. У таких детей часто преобладают негативные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- повышенный уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 5 учащихся, что составило 22 % от общего числа.
- у остальных 16 учащихся, что составило 69% от общего числа опрошенных учеников, был выявлен оптимальный или низкий уровень тревожности по данной шкале, что может свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние учеников, на фоне которого происходит самораскрытие, демонстрация своих возможностей, в целом стабильно и в основном присутствуют положительные эмоции, связанные с ситуациями предъявления себя другим.
5. Шкала «Страх ситуации проверки знаний»: Среднее значение по классу 1,9 32%, это оптимальный уровень тревожности. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
- повышенный уровень тревожности по данной шкале был выявлен у 5 учеников 22% от общего числа учащихся. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что у ребят в небольшом количестве может присутствовать негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
- у остальных 17 учеников, что составило 74% от общего числа опрошенных учеников, был выявлен оптимальный или низкий уровень тревожности по данной шкале, что может свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние учеников, на фоне которого проявляется отношение к ситуациям проверки знаний, в целом стабильно и в основном присутствуют положительные эмоции, связанные с ситуациями проверки знаний, достижений, возможностей.
- высокий уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 1 ученика, что составило 4% от общего числа учащихся. Ребенок испытывает негативные эмоции в ситуациях проверки знаний.
6. Шкала «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих»: Среднее значение по классу 2,2 45%, это оптимальный уровень тревожности. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
- высокий уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 3 учащихся 13% .
- повышенный уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 7 учащихся, это 30% от общего числа учеников. У остальных 13 учеников, что составило 57% от общего числа опрошенных, был выявлен оптимальный низкий уровень тревожности по данной шкале, что может свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние учеников, на фоне которого формируется ориентация на свое мнение и значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, в целом стабильно и в основном присутствуют положительные эмоции, связанные с желанием соответствовать ожиданиям окружающих.
7. Шкала «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»: Среднее значение по классу 1,5 31%, это оптимальный уровень тревожности. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- повышенный уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 2 учащихся, что составило 9% от общего числа учеников.
- высокий уровень тревожности по данному фактору был выявлен у 2 ребят 9% от общего числа. Эти дети имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, у них снижена приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- остальные 19 учащихся имеют оптимальный или низкий уровень тревожности по данному фактору, что составляет 82% от общего числа учащихся.
8. Шкала «Проблемы и страхи в отношении с учителями»: Средний уровень класса составил 5,0 63% это повышенный уровень тревожности. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
- высокий уровень тревожности по данной шкале был выявлен у 2 учащихся 9 %. Эти дети имеют общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе.
- повышенный уровень тревожности по данной шкале был выявлен у 6 учеников, что составило 26% от общего числа опрошенных учеников. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что у детей в небольшом количестве могут присутствовать негативные эмоции, связанные с наличием общего негативного эмоционального фона отношений со взрослыми в школе, снижающим успешность обучения данных учеников.
- у остальных 15 человек, что составило 65% от общего числа опрошенных учеников, был выявлен оптимальный или низкий уровень тревожности по данной шкале, что может свидетельствовать о том, что у данных учеников проблем и страхов в отношениях с учителями не прослеживается.
Вывод: в ходе проведенного исследования в среднем по данному классу был выявлен уровень тревожности в пределах возрастной нормы, однако, полученные результаты, также позволяют говорить о том, что у 4 детей наблюдается повышенный уровень тревожности по нескольким факторам.
Классному руководителю были даны практические рекомендации и советы по снижению уровня школьной тревожности у учащихся.
2. Индивидуальные диагностические исследования
За 2022-2023 учебный год были проведены индивидуальные диагностические исследования, всего 155 исследований. Среди них исследования познавательных процессов, в частности комплекс диагностических методик для выявления особенностей внимания, мышления, памяти и восприятия – 132 человека, 18% от общего количества обучающихся начальной школы.
Были проведены индивидуальные обследования учебной мотивации – 94 учащихся (13 %) от общего количества обучающихся начальной школы.
Были проведены индивидуальные обследования эмоционально-волевой сферы личности – 26 человек (4%) от общего количества обучающихся начальной школы.
Были проведены индивидуальные исследования агрессивного поведения детей – 5 человек. Были проведены обследования детско-родительских отношений – 2 человека (1%) от общего количества обучающихся начальной школы.
Рекомендации:
Педагогу-психологу провести с учащимися индивидуальные консультации, на которых ознакомить школьников и их родителей с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития; выпускникам 4 классов с проблемами в личностной сфере совместно с психологом наметить пути решения возникших проблем.
В связи с тем, что достаточное количество учащихся испытывают на уроках высокий уровень тревожности и негативные эмоциональные переживания, а также трудности в освоении основной образовательной программы, учащимся необходимо посещать занятия по психологической коррекции повышенной тревожности и коррекции познавательных процессов.
3. Психологическое консультирование
Для повышения работоспособности, улучшения эмоционального самочувствия и снижения напряженности в течение года проводились индивидуальные консультации по запросам со стороны педагогов, самих учащихся их родителей.
В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.
Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Консультирование выполнялось с учетом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач.
Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:
-способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
-развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы;
-развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
-облегчать реализацию и повышение потенциала личности.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
-с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х классов по предупреждению дезадаптации;
-с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
-по запросам учителей, родителей.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
-поведенческую;
-эмоциональную;
-конфликтологическую;
-диагностическую.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях со сверстниками;
- детские страхи и пути преодоления;
- методы воспитания и наказания детей;
- нарушения детско-родительских отношений;
- ознакомление и рекомендации по результатам диагностический исследований;
- польза и вред Интернет-ресурсов;
- методы мотивации ребенка к обучению;
- методы воспитания ребенка с ЗПР;
- консультации с родителями и детьми, состоящими на учете в КДН;
- консультации с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ методах воспитания, рекомендациях и помощи ребенку с РАС, ЗПР, тяжелыми нарушениями развития.
В течение 2022 - 2023 года было зарегистрировано 76 обращений участников образовательного процесса к педагогу-психологу.
Со стороны педагогов – 37 обращений.
Со стороны родителей таких обращений было 32.
Со стороны учащихся – 9 обращений.
Рекомендации:
Принять меры по пропаганде психологического сопровождения среди учащихся и родителей.
В целом можно считать, что проведенная консультативная работа за истекший период была достаточно эффективной и позволяла решать все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, нередко консультации носили разовые характер, что может быть связано с недостаточной мотивацией на дальнейшую работу. В связи с этим планируется уделять больше внимания мотивировании. участников образовательного процесса на более глубокую и длительную работу с педагогом-психологом.
4. Коррекционно-развивающая деятельность
В 2023 году с января по май были организованы коррекционно-развивающие занятия по профилактике дезадаптации первоклассников по программе «Я - первоклассник» с учащимися 1-х классов. Цель программы – профилактика дезадаптации к школе, психолого-педагогическая поддержка обучающихся 1-го класса в период адаптации к новой социальной ситуации.
Результатом проведенной работы по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (30 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, элементы сказкотерапии, классные часы.
Класс | Количество участников | Количество проведенных занятий |
1А | 5 | 18 |
1Б | 6 | 18 |
1В | 2 | 18 |
1Г | 5 | 18 |
1Д | 6 | 18 |
1Е | 6 | 18 |
По завершении программы у большинства ребят сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и к учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. Так же повысился уровень положительного отношения к школе среди учащихся с низким уровнем психологической адаптации. Однако, стоит отметить, что у некоторых ребят имеется незначительная боязнь школы, что может приводить к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Поэтому можно сделать вывод о том, что программа «Я – первоклассник!» имеет эффективность в преодолении школьной дезадаптации.
Так же с февраля по май 2023 года мною были проведены коррекционно-развивающие занятия по коррекции школьной тревожности по программе «Маленький волшебник». Цель программы - снижение уровня тревожности у младших школьников и повышение уровня самооценки.
Класс/группа | Количество участников | Количество проведенных занятий |
Группа 2-х классов | 10 | 14 |
Группа 3-х классов | 13 | 14 |
В результате проведенных в мае повторных диагностических исследований учащихся с высоким уровнем тревожности удалость установить:
1. В контрольной группе 2-х классов среднегрупповой общий уровень тревожности снизился на 12,9 % и составил 76,85% по сравнению с 89,75% на начало периода. Так же снизились отдельные показатели уровней тревожности у некоторых детей, например «страх самовыражения» снизился сразу у 5 детей.
2. В контрольной группе 3-х классов среднегрупповой общий уровень тревожности снизился на 14,07 % и составил 72,76% по сравнению с 86,83% на начало периода. Так же снизились отдельные показатели уровней тревожности у некоторых детей, например «страх ситуаций проверки знаний» снизился сразу у 3 детей; «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - снизился у 4 учащихся.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что программа имеет высокую эффективность в преодолении школьной тревожности.
В течение года мною также проводились коррекционно-развивающие занятия по формированию психологического здоровья для учащихся «группы риска» и детей из семей, имеющих статус СОП «Следуй за мной». Были так же проведены индивидуальные беседы с детьми группы «риска».
Были проведены индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности, проблем с адаптацией в новом классе.
В течение учебного года мною оказывалась психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 27 – человек, в том числе детям-инвалидам (психолого-педагогическое сопровождение).
Для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ были составлены программы, включающие в себя следующие блоки:
- коррекция познавательной деятельности;
- коррекция эмоционально-волевого развития;
- коррекция психомоторного и сенсорного развития;
- личностно6е и коммуникативное развитие;
- развитие учебной мотивации.
Занятия разрабатывались согласно рекомендациям ТПМПК. Занятия проводились регулярно, учитывая физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
Содержание предложенных занятий дало возможность активизировать потенциал учащихся, способствовать формированию у детей умения работать самостоятельно и совместно со взрослым (при тяжелой структуре дефекта) и стимулировать их активность. Использование большого количества игровых заданий и организации индивидуальной формы обучения повысило заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствовало повышению школьной и учебной мотивации.
Все занятия проводились на материале, в соответствии с планированием к учебной программе, что обеспечило их эффективность и позволило осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях. Обсуждение многих заданий (рефлекция), предусмотренные программой, способствовало формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению слушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
Тематика занятий, количество участников отражены в журнале коррекционно развивающих занятий для детей ОВЗ.
Педагогом-психологом проводилась диагностическая, консультативная, профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса. По запросам классных руководителей и родителей для уточнения характера затруднений в усвоении школьной программы педагогом-психологом индивидуально обследованы 100% учащихся, претендующих на обучение по общеобразовательной программе в форме индивидуального обучения на дому.
После диагностического обследования учащихся и анализа условий и особенностей обучения проведена следующая работа:
- составлены психологические характеристики на учащихся (содержатся в информационном банке психолога);
- составлены планы психолого-педагогического сопровождения учащихся (по необходимости-мероприятия психолого-педагогической реабилитации или- составлены и розданы памятки для педагогов и родителей (особенности, приемы работы) по работе с данной категорией детей;
- с классными руководителями и учителями-предметниками проведено 8 консультаций по особенностям индивидуальной работы с данной категорией;
-100% детей обследованы на ТПМПК (определены формы обучения);
В результате проведенной работы дети с ОВЗ, своевременно получают психологическую, коррекционную помощь специалиста.
- по запросу для детей проводятся индивидуальные еженедельные занятия с психологом (по индивидуальным программам);
- у большинства детей уменьшились поведенческие последствия, предупреждено появление дополнительных отклонений в развитии.
Проблемы: Снижение успеваемости учащихся младшего школьного возраста обусловлено отсутствием мотивации, наличием поведенческих особенностей, особенностей эмоционально – волевой сферы, сложной структурой дефекта (интеллектуальные нарушения). Данная категория детей нуждается в специальной психологической помощи, особом подходе в организации учебного процесса.
Пути решения:
Педагогу-психологу проводить мероприятия в соответствии с календарно-перспективным планом.
Так же в рамках внеурочной деятельности мною проводились групповые занятия с детьми мигрантами по программе «Познай себя», направленные на сплочение коллектива и коррекцию межличностных отношений, профилактику асоциального поведения и проблем в обучении, общении. Всего в программе «Познай себя» принимают участие 41 человек, учащиеся 1-4 классов.
По запросу классных руководителей были сформированы группы из учащихся 2Е, 2Д, 3Г, 4В. С учащими из этих классовых мною проводились тренинговые занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения и профилактику девиантного поведения.
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако стоит обратить внимание на низкую посещаемость занятий учащимися 3-4 классов. Возможно это связано со следующими причинами: недостаточная мотивированнось учащихся, высокая «загруженность» учащихся. В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционной работы.
6. Психологическое просвещение и профилактика
Данная работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.
В течение 2022 – 2023 учебного года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции. Снятия напряжения и возбудимого поведения.
Групповые занятия по сплочению и развитие личности, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.
В целях повышения психологической культуры участников образовательного процесса проведены следующие мероприятия:
Категория участников | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Примечание |
Учащиеся | Классный Час (1Е) | «Первоклассное путешествие» | Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации |
Классный час (1Д) | «Школьные правила и зачем они нужны» | Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации | |
Классный час (4Г) | «Информационная безопасность в сети Интернет» | Просвещение, сплочение коллектива | |
| | | |
Классный час (3Г, 3Д) | «Дари добро, будь вежлив!» | Просвещение, сплочение коллектива | |
| | | |
Классный час (2А) | «Я умею слушать других!» | Просвещение, сплочение коллектива | |
Психологическая игра для детей из семей со статусом СОП | «Поговорим о дружбе» | Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации | |
| Классный час (4А,4Г,4В) | «Мы выбираем ЗОЖ» | Просвещение, профилактика |
| Классный час (1Е,1В) | «Приумножь добро!» | Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации |
| Классный час (2Е) | «Дружи как супергерой» | Просвещение, сплочение коллектива |
| Просвещение учащихся с помощью буклетов и памяток | - «Компьютерная безопасность»; - «Профилактика конфликтного поведения»; - «Конфликт. Пути выхода» | Просвещение |
Родители | Родительские собрания | «Психологические особенности младшего школьного возраста»; «Трудности психологической адаптации первоклассников к школе»; «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий» Родительское собрание будущих первоклассников «Психологическая адаптация к школе»
| Особенности развития личности |
| Просвещение родителей с помощью памяток и буклетов | - «Компьютерная безопасность»; - «Как слушать ребенка или секреты активного слушания» - «Как воспитать толерантного человека» - «Профилактика конфликтного поведения» | |
Педагоги | Психолого-педагогический консилиум | «Аналитический отчет о психологической адаптации учащихся». Круглый стол «Психологическая адаптация первоклассников» | Определены направления работы на учебный год, «группа риска». |
| Выступление на МО классных руководителей | «Этапы работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении»; «Организация работы по профилактике буллинга в образовательной организации » | |
| Просвещение педагогического коллектива 1-4 классов с помощью буклетов и памяток | «Психологическая дезадаптация признаки, причины, последствия»; «Агрессия и дети»; «Конфликт. Пути выхода из конфликта» | |
Так же профилактическая и просветительская работа велась в рамках проведения советов по профилактике и МО школьной службы сопровождения.
Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем необходимо обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
7. Организационно-методическая деятельность
Подборка диагностических методик, заполнение папки «Диагностика» тестами, опросниками для младших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, а также подбор диагностического инструментария для детей с ОВЗ.
Составление календарно-перспективного плана педагога-психолога и планов на текущий учебный год.
Составление документации для детей с ОВЗ.
Составление протоколов диагностических обследований.
Составление годовых отчетов о деятельности педагога-психолога.
Составление коррекционно-развивающей программы по профилактике дезадаптации первоклассников «Я первоклассник».
Разработка программы коррекционно-развивающих по профилактике школьной тревожности «Маленький волшебник».
Составление коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ.
Подготовка методических материалов (тематические подборки бесед с учащимися, родителями, учителями,).
10. Разработка буклетов, памяток по темам: «Компьютерная безопасность», «Агрессия и дети», «Как слушать ребенка или секреты активного слушания»
«Как воспитать толерантного человека», «Профилактика конфликтного поведения»
11. Участие в административных совещаниях, семинарах, психолого-педагогических консилиумах:
- Психолого-педагогический консилиум: выявление «группы риска»;
- Вебинар «Особенности работы педагога с обучающимися с РАС 8.4»;
- Вебинар «Особенности работы педагога с обучающимися с РАС 8.2 »
- Вебинар «Особенности работы педагога с обучающимися с ЗПР»;
- Вебинар «Особенности консультирования и диагностирования обучающихся группы суицидального риска»;
- Вебинар «Деятельность ППК по выявлению обучающихся с ОВЗ. Сроки прохождения ПМПК»;
- Вебинар «Причины нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте».
- Участие в заседании муниципального учебно-методического объединения педагогов – психологов образовательных организаций «Типичные нарушения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей – инвалидов в образовательной организации». (МБУ ДО ГППЦ г.Барнаул);
- Участие в заседании учебно-методического объединения педагогов – психологов образовательных организаций «Организация ППМС помощи учащимся в условиях общеобразовательной организации». (МБУ ДО ГППЦ г.Барнаул);
- Участие в заседании учебно-методического объединения педагогов – психологов образовательных организаций «Диагностика рисков девиаций и возможностей ресоциализаций несовершеннолетних правонарушений». (МБУ ДО ГППЦ г.Барнаул).
- Курсы повышения квалификации КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи» по теме «Организация информационно-просветительской работы с родителями» г. Барнаул
Результативность работы: реализация деятельности строилась в соответствии с типовыми функциональными обязанностями и календарно-перспективным планом педагогов-психологов. Продолжаю осуществлять работу, направленную на создание психолого-педагогических условий, позволяющих субъектам образовательного процесса успешно обучаться в педагогической среде. Безусловно, поставленная цель достижима, только в комплексной работе с другими специалистами: социальным педагогом, логопедом, администрацией школы и, прежде всего, классными руководителями.
Систематически посещаю методические объединения педагогов-психологов, педсоветы, принимаю участие в семинарах по вопросам преемственности, участвую в вебинарах, сотрудничаю с педагогами-психологами ОО т другими смежными специалистами.
Вывод: анализируя проведенную за 2022-2023 учебный год работу можно утверждать, что деятельность осуществлялась в соответствии с календарно-перспективным планом и по всем направлениям.
Методическую деятельность за истекший период можно оценивать как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющие программы и разработать новые с учетом потребностей образовательного процесса. Кроме того, стоит больше уделить внимания разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами и программам работы с одаренными детьми.
Педагог-психолог: ФИО./подпись