Примеры учебно-практических и учебно-познавательных задач, составленные на местном материале
Примеры учебно-практических и учебно-познавательных задач, составленные на местном материале.
Учитель истории и обществознания
МБОУ Малотебисской ОШ Чановского района
Новосибирской области
Юсупова Р.Ф.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий с учебным материалом. Объектом формирования и оценки становятся не только действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Данные примеры составлены с использованием местного материала, что позволяет привлечь внимание обучающихся к проблемам окружающей действительности, а также формируют гражданственность и активную жизненную позицию
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
Пример задания.
Прочитайте текст и выполните задание.
Текст.
Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят … такие, к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества… К таковым относится проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема…
Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного принятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напоминающее наивное неведение тех, кто сразу после Чернобыльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в заражённой, смертельно опасной для человека местности по видимости всё оставалось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежественного, не вооружённого наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются доступными для зрения и ума, то предпринимать эффективные меры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных» М. Р. Радовель
Конец формы
Дайте определение понятия «Глобальные проблемы»
По схеме (Обобщающее слово +видовые отличия)
2. Используя СМИ, интернет ресурсы найди какие виды глобальных проблемы затронули наш регион?
2 тип: учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.
Пример задания.
1. Используя СМИ, интернет ресурсы составьте кластер «Экологические проблемы Чановского района»
3 тип: учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.
Пример задания.
Учитель: Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Это совсем не про это»
Учитель: В настоящее время проблема воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы Вопрос:
Какие глобальные проблемы в нем затронули авторы?
Характерны ли они для нашего посёлка?
А что можем сделать мы для решения проблемы
Задание. Найти способы решения проблемы загрязнения нашего населенного пункта?
4тип: Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
Пример задания. Задание групповое.
Подготовьте устный журнал на тему: «Экологические проблемы Новосибирской области».
Для этого:
1.Продумайте форму выступления;
2.Придумайте рубрики;
3.Выберите ответственных;
4.Представьте итоговый продукт
5 тип: учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
Пример задания №1. Подготовить листовку «Я за чистую планету»
Справка: Листовка- вид агитационно-политической или информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями
Требования к листовке:
1.Определение конкретной аудитории для которой разрабатывается листовка
2.Листовка должна быть эффектной и привлекательной
3.Стильный и броский заголовок
4.Листовка выполняется на формате А1
5.Можно использовать возможности ПК
Пример задания №2. Написать статью в школьную газету о проблемах загрязнения окружающей среды в п. Малый Тебис.
Статья должна содержать:
Анализ ситуации
Отношение автора к ситуации
Возможные способы решения проблемы
6 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы
Пример задания №1
Для решения проблемы загрязнения окружающей среды в п. Малый Тебис, обучающимися было предложено в рамках «Весенней недели добра» провести акцию по уборке улиц, с привлечением жителей поселка.
Задание: Напиши план проведения акции, планируемые результаты на каждом этапе.
Пример задания №2
Разработай социально-значимый проект на тему «Давайте, жить в чистоте»
По плану:
1.Актуальность
2.Цель
3.Задачи
4.План проведения
5.Планируемые результаты
7 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.)?
Задание. Используя данные критерии выполни оценку предложенной работы.
8 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки
Во время проведения акции по уборке придомовой территории, пожилые жители п. Малый Тебис не смогли убрать мусор, возле своих домов. В классе, ответственном за этот участок, возник спор: одни считали, что необходимо оказать помощь пожилым людям и убрать их территорию, другие считали, что у каждого из пожилых людей есть родственники, которые хоть и не живут в поселке, но могут приехать и помочь.
Задание. Выскажи свое мнение по этому вопросу и приведи аргументы
9 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ
Используя Интернет ресурсы, найди информацию об экологических проблемах в Новосибирской области, составь презентацию на тему «Проблемы экологии Новосибирской области», «Уровень загрязнения воздуха», «Уровень загрязнения воды»
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. https://fgosreestr.ru/