Примеры заданий по формированию читательской грамотности при изучении темы «Россия в эпоху преобразований Петра1»
Примеры заданий по формированию читательской грамотности при изучении темы: «Россия в эпоху преобразований Петра1.
Аннотация. В данной работе предложены примеры заданий разного типа по формированию читательской грамотности, которые можно использовать на уроках истории в 8 классе при изучении темы: «Россия в эпоху преобразований Петра1.»
I. Развитие умения «Нахождение и извлечение информации»
Методический комментарий.
Можно использовать на уроке по теме «Начало правления Петра1», повторительно-обобщающем уроке, в качестве домашнего задания.
1.Прочитай два текста и выполни задания.
Текст А)
«Петр прожил свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, и потом развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений; во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем ее общий план; он лучше соображал средства и цели, чем следствия; во всем он был больше делец, мастер, чем мыслитель».
Ключевский В.О. «Русская история», Лекция LX Петр Великий его наружность, привычки. Образ жизни и мыслей. Характер.
Текст Б)
«Царь перерабатывал Россию не без общей политической мысли. Правда, он, делец и практик по преимуществу, был чужд отвлеченным теориям. Но то, что было практического в политических взглядах его времени, он хорошо усвоил. Переменчивость в преобразовательной деятельности не показывает еще отсутствия политического идеала: она является лишь признаком страстных порывов в стремлении к нему. <…> Этим идеалом Петра была Россия как европейское государство».
Богословский М.М. «Петр Великий и его реформа»
Тема: «Развитие умения «Нахождение и извлечение информации» |
||
№ |
Вопросы |
Ответы |
Вопросы открытого типа |
||
1 |
В чем совпадают позиции авторов? |
Оба автора считают Петра больше практиком ,чем мыслителем |
2 |
Как вы понимаете смысл предложения: «Но он не был охотник до досужих общих соображений..» |
Петр не продумывал общий план действий. |
Вопросы закрытого типа |
||
3 |
Прочитайте тексты. Выберите один ответ. О чем говорится в тексте? 1.Характеризуются военные победы Петра1. 2.Рассказывается о жизни Петра1. 3.Дается характеристика Петру-реформатору. 4. Говорится о необходимости строить города как в Европе. |
3. |
4 |
Воспользуйся текстом Б). Какой хочет видеть Россию Петр1? 1. Россия-великая держава 2.Россия –военная держава 3.Россия-самобытное государство 4.Россия-европейское государство |
4 |
5 |
Выбери все суждения соответствующие текстам: |
|
|
1.Петру1 были чужды отвлеченные теории. 2. Петр всегда разрабатывал общий план действий 3.Петр хороший теоретик. 4.Петр1 был больше делец, мастер, чем мыслитель. 5.Петр1 развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку.
|
145 |
II. Развитие умения «Интеграция и интерпретация информации»
на учебных занятиях по истории
Методический комментарий.
Можно использовать на уроке по теме «Значение петровских преобразований», повторительно-обобщающем уроке, в качестве домашнего задания.
1.Ознакомься с предложенными текстами и выполни задания.
Текст
«Чувство долга помогает Петру среди всех превратностей судьбы переупрямить своих врагов, своих сотрудников и свой народ в стремлении к достижению раз поставленной цели. Но заменить определенного плана, дать действиям систему — и это чувство не может. Отсутствие такого плана и системы должны были лишить реформатора возможности господствовать над реформой. Но то же самое условие делало особенно заметной со стороны ту долю личного участия, которая все-таки оставалась. <…>
Личность Петра видна всюду в его реформе; на всякой частности лежит ее печать, и как раз эта-то черта и сообщает реформе в значительной степени стихийный характер».
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры.
Репродукция:
В.А. Серов Петр I.
Тема: «Развитие умения «Интеграция и интерпретация информации» |
||||||||
№ |
Вопросы |
Ответы |
||||||
Вопросы открытого типа |
||||||||
1 |
Совпадает ли мнение авторов текста и репродукции о роли Петра 1 в преобразовании России? |
Да совпадает в первом тексте автор указывает нам о доли личного участия Петра1 в проводимых реформах; На картине мы видим Петра1, изображенного на переднем плане.
|
||||||
2 |
Приведи аргументы, подтверждающие слова из текста: «Личность Петра видна всюду в его реформе; на всякой частности лежит ее печать.»
|
1.В январе 1707 года Петр I собственноручно нарисовал эскизы, букв нового алфавита. 2.Петр1принимает личное участие в строительстве кораблей |
||||||
Вопросы закрытого типа |
||||||||
3 |
Рассмотрите изображение и выберете верные суждения: 1. С именем этого императора, изображенного на картине связаны победы на Черном море. 2.Петр1 изображен на фоне строящейся новой столицы-Санкт Петербург. 3.Строительство города началось после победы в Северной войне. 4. Главным архитектором Санкт-Петербурга при правлении Петра1 стал Доменико Трезини. 5.При Петре1 было отменено крепостное право. |
24 |
||||||
4 |
В тексте есть выражение «Превратности судьбы». Как вы понимаете выражение?
1.Радостные события в жизни человека. 2.Неожиданные перемены в жизни. 3.Божественное провидение. 4.Крушение надежд.
|
2 |
||||||
5 |
В тексте говорится о реформах, проводимых Петром1, соотнеси названия проводимых реформ и их содержание.
|
А.1 Б.2 В.3 |
III. Развитие умения «Оценка и использование информации»
Методический комментарий.
Можно использовать на уроке по теме «Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.», повторительно-обобщающем уроке, в качестве домашнего задания.
14 февраля 1718 года Петр I подписал Манифест «Об отречении от наследия Его Царского Величества перворожденного сына Царевича Алексея Петровича»:
«Божиею милостью, мы, <…>, царь и самодержец всероссийский и проч., и проч., и проч. объявляем духовного, военного и гражданского и всех прочих чинов людям всероссийского народа, нашим верноподданным.
Мы уповаем, что большой части из верных подданных… ведомо, с каким прилежанием и попечением мы сына своего перворожденного воспитать тщились. Он всегда вне прямого нам послушания был и ни о чём, что довлеет доброму наследнику, не внимал, не обучался, и учителей своих, от нас приставленных, не слушал…
И видя мы его упорность в тех его непотребных поступках, объявили ему …что ежели он впредь следовать нашей воле и обучаться тому, чтобы наследнику государства пристойно, не будет, то его лишим наследства… Но он, забыв страх и заповеди Божии, которые повелевают послушну быть и простым родителям, а не то что властелинам, …уехал и отдался под протекцию цесарскую, объявляя многая на нас яко родителя своего и государя неправдивые клеветы, будто мы его гоним и без причины наследства лишить хотим, и якобы он от нас в животе своём небезопасном, и просил оного, дабы его не токмо от нас скрыл, но и оборону свою против нас и вооружённою рукою дал...
И хотя он, сын наш, за такие свои противные от давних лет против нас яко отца и государя своего поступки, особливо ж за сие на весь свет приключённое нам бесчестие через побег свой и клеветы, на нас рассеянные… достоин был лишения живота; однако ж мы, отеческим сердцем о нём соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания его освобождаем. Однако ж… не можем по совести своей его наследником по нас престола российского оставить, ведая, что он, по своим непорядочным поступкам, всю полученную по Божией милости нашими неусыпными трудами славу народа и пользу государственную утратит...
И тако мы, сожалея о государстве своём, …для пользы государственной, лишаем его, сына своего <…> за те вины и преступления, наследства по нас престола нашего всероссийского, хотя б ни единой персоны нашей фамилии по нас не осталось…»
Тема: «Развитие умения «Оценка и использование информации» |
||
№ |
Вопросы |
Ответы |
Вопросы открытого типа |
||
1. |
Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос.В чем обвиняется царевич Алексей? |
Царевич Алексей обвиняется в организации заговора против Петра1,азначит против государства. |
2. |
Как вы считаете в чем причины того, что сын Алексей выступил против своего отца(Петра1)? |
Реформы Петра вызывали неприятие у патриархальной аристократии, видевшей в них разрушение традиционного для неё мира. Лидером патриархальной аристократии стал Царевич Алексей, который был воспитан на старинных традициях московского двора |
Вопросы закрытого типа |
||
3 |
Кто стал официальным наследником российского престола после подписания Петром I данного Манифеста? 1.Петр Алексеевич 2.Елизавета Петровна 3.Петр Петрович 4.Анна Петровна |
3. |
4 |
Какова была участь царевича Алексея по возвращении в Россию? 1.Его отправили в монастырь 2.Его судили, вынесли приговор, он умер в тюрьме 3.Он был оправдан 4. Смертный приговор привели в исполнение-он был казнен. |
2. |
5 |
Найдите в приведенном списке два имени, имеющие непосредственное отношение к описываемом в тесте событиям 1.Е.Лопухина 2.Екатерина Алексеевна 3.П.Толстой 4.Елизавета Петровна |
13 |
Литература.
Е.А. Гевуркова «Рабочая тетрадь по истории России», издательство «Экзамен», Москва ,2018г.