Примеры заданий для формирования читательской грамотности на уроках литературы (5–11 класс)
Примеры заданий для формирования читательской грамотности на уроках литературы
1 группа заданий на проверку следующих читательских умений:
-находить и извлекать информацию
Задание 1. Как меняется настроение лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник»?
Для организации работы по извлечению явно заданной информации, важной для ответа на вопрос задания, учитель предлагает определить сюжет и композицию стихотворения, определить микротему каждой строфы, определить, к какой тематической группе лирики можно отнести произведение М.Ю. Лермонтова.
Вопросы к тексту помогут обучающимся подобрать аргументы: 1) Каким настроением проникнута первая строфа? Чего жаждет лирический герой? Какое символическое значение приобретают образы коня, степи и черноокой девицы? С чем ассоциируются эти образы? 2) Как вторая строфа соотносится с первой? Какой композиционный прием использует поэт? 3) Какое чувство испытывает герой в темнице? Какова реальность? 4) Какое значение приобретает образ лампады? Обратите внимание на яркий эпитет, используемый в создании этого образа.
Задание 2. Прочитайте произведение М.Ю.Лермонтова «Панорама Москвы».
Постройте соответствия: номер иллюстрации - название достопримечательности. Какая из достопримечательностей Москвы, изображенная на иллюстрации, не упоминается в произведении?
Задание 3. Прочитайте текст:
7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37- ми километровый разрыв земной поверхности.
Работа по карте:
1. Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения;
2. Подпишите на карте названия стран и их столиц;
3. Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части;
4. Определите, на территории, каких гор, расположены страны;
5. Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?
2 группа заданий
- интегрировать и интерпретировать информацию
Задание 1.Прочитайте текст и выполните задания
И.С.Тургенев «Собака».
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
1.Найди верные утверждения:
1) в стихотворении три действующих лица
2) герой с собакой оказались на улице во время бури
3) автор считает, что между собакой и человеком есть разница
4) автор считает, что собака и человек равны перед лицом смерти.
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке.
(По Б. Житкову)
Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении?
Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением.
Задание 3. Собаки понимают до 250 слов и жестов, считают до пяти и могут решать простейшие математические задачи. Есть мнение, что уровень их интеллектуального развития соответствует уровню развития двухлетних детей. Собаки помогают больным людям. Есть даже специальный термин "канистерапия". Он означает реабилитационные и лечебные мероприятия с использованием собак. Порода тут совершенно неважна, главное, чтобы хвостатый доктор был умен, максимально терпелив и добродушен. Такое лечение помогает детям с ДЦП, синдромом Дауна, олигофренией, аутизмом, заболеваниями сердца, имеющим трудности с социальной адаптацией. После занятий с собаками у детей улучшается память, координация движений, речь, они становятся более общительными. (по материалам Интернета)
Задание к тексту. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Какая из них и почему больше соотносится с содержанием данного стихотворения?
3 группа заданий
- осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Задание 1. Познакомься с содержанием текста о собаках в предыдущем задании. Твой друг давно мечтает о собаке, но его родители против домашнего питомца. Используя информацию из обоих текстов, подготовь сообщение, которое поможет другу убедить родителей завести собаку.
Задание 2.
Исходный текстом является произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Княжна Мери». Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором герой отвергает любовь. В чем схоже (или чем различается) изображение объяснения героя в этом произведении и в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова?
Учитель: Микрун Е.В.