Примерная адаптированная программа по математике (3 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная адаптированная рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на учебник: 3 класс В.В. Эк "Математика", Москва "Просвещение", 2017.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;
Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом.
Общая характеристика курса.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей.
1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой и общей моторики.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
1.формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
2.повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
3.воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
4.формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
5.формирование и развитие речи учащихся;
6.коррекция нарушений психофизического развития детей.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Место курса «Математика» в учебном плане
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю):
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счетного материала;
- знание названий компонентов сложения, вычитания;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания.
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- и применение переместительного свойства сложения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом);
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
- знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;
- откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;
- знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
- знание и применение переместительного свойство сложения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
- знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
- определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
- краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
- различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
- узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
- знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Метапредметные результаты
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Основное содержание учебного курса
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Контрольные и проверочные работы |
1 | Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. | 10 | |
2 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. | 19 | К/р по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд». |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 13 | К/р по теме: «Сложение в пределах 20 с переходом через десяток». |
4 | Вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. | 12 | К/р по теме: Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. |
Умножение и деление. | К/р по теме: Таблица умножения и деления чисел на 2,3 в пределах 20 | ||
5 | Таблица умножения числа 2. Таблица деления числа на 2 | 11 | |
6 | Таблица умножения чисел на 3 в пределах 20. Таблица деления на 3 равные части в пределах 20. | 8 | |
7 | Таблица умножения чисел на 4 в пределах 20. Таблица деления на 4 равные части в пределах 20. | 6 | К/р по теме: «Умножение на 2, 3, 4, 5 в пределах 20 и деление на 2, 3, 4, 5 равных частей в пределах 20». |
8 | Таблица умножения чисел 5 и 6 в пределах 20. Таблица деления на 5 и на 6 равных частей в пределах 20. | 17 | |
8 | Нумерация чисел в пределах 100. | 15 | К/р по теме: «Счет в пределах 100». |
10 | Числовой ряд 1-100. Счет в пределах 100 (количественный и порядковый). | 10 | К/р по теме: «Нумерация чисел в пределах 100». |
11 | Меры длины, времени. | 8 | Проверочная работа по теме: «Меры длины, времени» |
12 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 20 | К/р по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд». |
Получение круглых десятков и сотни. | 7 | ||
13 | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел и двузначного числа с однозначным. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | 9 | К/р по теме: «Получение круглых десятков и сотни.» |
14 | Числа, полученные при счёте и при измерении. | 10 | К/р по теме: «Числа, полученные при счёте и при измерении». |
15 | Деление на равные части. Деление по содержанию. | 8 | Проверочная работа по теме: Деление на равные части. Деление по содержанию. |
16 | Порядок арифметических действий. | 13 | К/р по теме: «Порядок арифметических действий». |
17 | Повторение. Нумерация чисел в пределах 100 | 8 | К/р по теме: «Сотня. Умножение и деление» |
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длинны: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
Учебно - методическое обеспечение.
1. Учебник "Математика" 3 класс В.В. Эк, Москва "Просвещение", 2017.
2. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса
3. В.В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика. Москва, «Знание», 2009г. 4. П.М.Эрдниев. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-4 классы. Книга для учителей. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 2010г.
5. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2002.
6. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
7. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержательные линии | Кол. час | Дата | Коррекционно- развивающие задачи работа | Основные понятия |
Повторение | |||||
1 | Второй десяток. Предыдущее и последующее число. с.3-4. | 1 | Работать над последовательностью воспроизведения | Название чисел первого и второго десятка | |
2 | Числа чётные и нечётные. с.5 | 1 | Развивать умение группировать предметы | Ряд чётных чисел. Ряд нечётных чисел | |
3 | Присчитывание и отсчитывание по 2. с.6. | 1 | Работать над увеличением объёма памяти. | Однозначные и двузначные числа | |
4 | Количество десятков и единиц в числе. с.7. | 1 | Работать над разложением целого на части | Однозначные и двузначные числа | |
5 | Сравнение чисел. Разрядные таблицы. с.8-9 | 1 | Учить делать выводы. Работать над разложением целого на части. | Больше, меньше, равно | |
6 | Решение простых арифметических задач. с.10-11 | 1 | Учить выделять из общего частное | Части задачи | |
7 | Диагностическая контрольная работа | 1 | Развивать навыки самоконтроля | Задача, пример | |
Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение) | |||||
8 | Работа над ошибками. Решение примеров и задач по теме «Сложение без перехода через десяток». с.12 | 1 | Учить выделять из общего частное | Название компонентов при сложении и вычитании, части задачи | |
9 | Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. с.13-14 | 1 | Развивать зрительную память | Название компонентов сложения и вычитания | |
10 | Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 по таблице. с.15 | 1 | Развивать умение комментировать свои действия | Название компонентов сложения и вычитания | |
11 | Дополнение и решение простых и составных задач по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» с.16 | 1 | Развивать словесно-логическую память | Части задачи | |
12 | Меры времени с.16-19 | 2 | Работать над укреплением памяти | Час, сутки | |
13 | Меры стоимости. с.20 | 1 | Совершенствовать перенос опыта | Рубль, копейка | |
14 | Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков. с.21-22 | 1 | Развивать глазомер, учить сравнивать объекты. | Прямая линия. Кривая линия. Длиннее, короче. | |
15 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. с.23 | 1 | Развивать глазомер. Воспитывать целенаправленность внимания | Дециметр. Сантиметр | |
16 | Виды углов, с.23 | 1 | Совершенствовать точность восприятия | Вершина, стороны | |
17 | Составление и решение примеров на вычисление суммы и остатка с. 24-25 | 1 | Воспитывать устойчивое внимание Учить распределению внимания | Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, остаток | |
18 | Дополнение и решение задач на нахождение суммы. с.26 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | Части задачи | |
19 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток» | 1 | Совершенствовать навыки самоконтроля | Задача, примеры, геометрическое задание | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | |||||
20 | Работа над ошибками Сложение в пределах 20. с.27-28 | 1 | Работать над укреплением памяти | Слагаемое, сумма | |
21 | Прибавление числа 9 с.29-30 | 1 | Развивать словесно-логическую память | Слагаемое, сумма | |
22 | Прибавление числа 8 с.31-32 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Слагаемое сумма | |
23 | Прибавление числа 7 с.32-33 | 1 | Развивать прочность запоминания | Слагаемое сумма | |
24 | Прибавление чисел 6,5,4,3,2. с.34 | ||||
25 | Составление и решение составных задач с.35 | 1 | Тренировать образную память | Части задачи | |
26 | Таблица сложения. Переместительное свойство сложения с.36 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Удобные способы вычислений | |
27 | Мера ёмкости – литр с.37 | 1 | Формировать активность восприятия | Литр | |
28 | Мера массы –килограмм. с. 38 | 1 | Работать над совершенствованием полноты зрительных и моторных ощущений | Килограмм | |
29 | Вычитание в пределах 20. с.39-40 | 1 | Совершенствовать слуховое восприятие, внимание. | Уменьшаемое, вычитаемое, остаток | |
30 | Вычитание числа 9 с.40-41 | 1 | Расширять активный словарь | Уменьшаемое, вычитаемое, остаток | |
31 | Составление и решение составных задач с.42-43 | 1 | Развитие импрессивной стороны речи | Условие, вопрос, решение, ответ | |
32 | Вычитание числа 8 с. 443-44 | 1 | Развивать анализ внимания | Название компонентов при вычитании | |
33 | Вычитание числа 7 с.45-46 | 1 | Совершенствовать перенос опыта | Название компонентов при вычитании | |
34 | Вычитание чисел 6,5,4,3,2 с. 46-47 | 1 | Совершенствовать точность воспроизведения | Однозначные и двузначные числа | |
35 | Присчитывание и отсчитывание по 3 Присчитывание и отсчитывание по 4. с.48-49 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Однозначные и двузначные числа | |
36 | Виды углов. с.54-56 | 1 | Развивать умение сравнивать | Прямой, тупой, острый | |
37 | Сравнение углов с прямым углом с.50-52 | 1 | Учить строить умозаключения | Прямой, острый, тупой, больше, меньше | |
38 | Составление и решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток | 1 | Развивать целенаправленность в работе | Название компонентов при сложении и вычитании | |
39 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток». | 1 | Развивать навыки самоконтроля | Задача, примеры. Геометрическое задание | |
Умножение и деление. | |||||
40 | Работа над ошибками. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых с.54-55 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Слагаемые | |
41 | Замена сложения умножением. с.56 | 1 | Упражнять в распознавании сходных предметов | Сложение, умножение | |
42 | Таблица умножения числа 2. с.57-58 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Умножение | |
43 | Решение задач с использованием рисунков. с.59-60 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Части задачи | |
44 | Деление на равные части. с.61 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | Деление | |
45 | Таблица деления на 2.с.62-63 | 1 | Развивать словесно-логическую память | Деление | |
46 | Взаимосвязь таблиц умножения и деления на 2. с.64-65 | 1 | Развивать словесно-логическую память | Умножение, деление | |
47 | Таблица умножения числа 3. с.65-66 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Умножение числа 3 | |
48 | Решение задач по теме «Умножение числа 3» (с использованием рисунков) с.67 | 1 | Работать над совершенствованием полноты зрительных и слуховых ощущений | Части задачи | |
49 | Таблица деления на 3. с.67-68 | 1 | Развивать последовательность мышления | Деление | |
50 | Взаимосвязь таблицы умножения и деления на 3. с.69-70 | 1 | Развивать умение анализировать | Умножение, деление | |
51 | Контрольная работа по теме «Умножение чисел 2 и 3. Деление на 2,3». | 1 | Совершенствовать навыки самоконтроля | ||
52 | Работа над ошибками Таблица умножения числа 4. с.71-72 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Умножение | |
53 | Таблица деления на 4. с. 73-74 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Деление | |
54 | Взаимосвязь таблиц умножения и деления на 4. с.75-76 | 1 | Развивать умение сравнивать, анализировать | Умножение, деление | |
55 | Таблица умножения числа 5 и 6. с.76-78 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Умножение | |
56 | Таблица деления на 5 и 6. с.79-80 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Деление | |
57 | Таблицы умножения и деления 2,3,4,5. с.81-84 | 2 | Работать над укреплением памяти | ||
58 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | Развивать навыки самоконтроля | ||
Работа над ошибками | 1 | Развивать навыки взаимоконтроля | |||
Повторение по теме «Умножение и деление» | 1 | Формировать адекватность чувств | Умножение, деление |
Сотня. Нумерация. | |||||
59 | Нумерация чисел в пределах 100. с.91-93 | 1 | Развивать последовательность мышления | ||
60 | Сложение и вычитание круглых десятков. с.97-98 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Название круглых десятков | |
61 | Разрядные таблицы. с.99-100 | 1 | Развивать умение анализировать | Разряды | |
62 | Сравнение чисел. | 1 | Развивать словесно-логическое мышление | Название чисел | |
63 | Примеры вида 27+1. с.95 | 1 | Развивать последовательность мышления | Слагаемые, сумма | |
64 | Примеры вида 80+1, 80+10. с.96 | 1 | Развивать прочность запоминания | ||
65 | Примеры вида 69+1. с.97. | 1 | Развивать прочность запоминания | ||
66 | Примеры вида 69+10. с.98 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | ||
67 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. с.99 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Увеличить, уменьшить | |
68 | Решение примеров в два действия. с.100-102 | 1 | Учить распределению внимания | Название арифметических действий | |
69 | Чётные и нечётные числа в пределах 100. с.103 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Чётные, нечётные | |
70 | Повторение по теме «Решение примеров и задач в пределах 100». | 1 | Формировать активность восприятия | ||
71 | Контрольная работа по теме «Решение примеров и задач в пределах 100». | 1 | Совершенствовать навыки самоконтроля | ||
73 | Работа над ошибками. Меры длины. с.105-106 | 1 | Развивать глазомер | Сантиметр, дециметр, метр | |
74 | Меры времени- час, минута, сутки. с.107 | 1 | Развивать анализ внимания | Часовая и минутная стрелки | |
75 | Меры времени -месяц, год. с.108 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Название месяцев | |
76 | Окружность, круг. с.109-110 | 1 | Работать над совершенствованием полноты зрительных и моторных ощущений | Центр, радиус | |
77 | Углы. с.111-112 | 1 | Развивать и совершенствовать точность восприятия | Прямой, тупой, острый. | |
Сложение и вычитание без перехода через десяток. | |||||
78 | Сложение и вычитание круглых десятков. с.113 | 1 | Воспитывать устойчивое внимание | Название компонентов действий при сложении и вычитании | |
79 | Порядок выполнения действий в примерах со скобками. с.114 | 2 | Развивать последовательность мышления | Название арифметических действий | |
80 | Нахождение неизвестного слагаемого. с.115 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Компоненты при сложении | |
81 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. с.116 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Компоненты при вычитании | |
82 | Нахождение неизвестного вычитаемого. с.116 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Компоненты при вычитании | |
83 | Монеты. с.117 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | Размен монет | |
84 | Решение примеров в два и три действия. с.118-120 | 1 | Работать над разложением целого на части | Сложение, вычитание, умножение, деление | |
85 | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. с.121-123 | 1 | Активизировать мыслительную деятельность | Однозначные двузначные числа | |
86 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. с.124-126 | 1 | Работать над укреплением памяти | Однозначные двузначные числа | |
87 | Сложение круглых десятков и двузначных чисел. с.127 | 1 | Активизировать мыслительную деятельность | Круглые десятки | |
88 | Вычитание круглых десятков и двузначных чисел. с.127-128 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | ||
89 | Сложение и вычитание двузначных чисел. с.129-130 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | ||
90 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел». | 1 | Совершенствовать умение воспроизводить знания | ||
91 | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. с.134-135 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | ||
92 | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. с.136-137 | 1 | Работать над увеличением объёма памяти | ||
93 | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. с.138-140 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | ||
94 | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. с.141-145 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | ||
95 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». | 1 | Совершенствовать навыки самоконтроля | ||
96 | Работа над ошибками Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». | 1 | Совершенствовать умение воспроизводить знания | ||
97 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». | 1 | Совершенствовать умение воспроизводить знания | ||
98 | Закрепление по теме «Решение составных задач». | 1 | Работать над укреплением памяти | Части задачи | |
99 | Числа, полученные при счёте и при измерении. с.147 | 1 | |||
100-101 | Меры стоимости. с. 148-149 | 2 | Работать над увеличением объёма памяти | Рубль, копейка | |
102-104 | Меры длины. с.150-156 | 3 | Развивать глазомер | Сантиметр, дециметр, метр | |
105 | Числа, полученные при счёте. с.157 | 1 | Работать над укреплением памяти | Изменение формы существительных при счёте | |
106-107 | Числа, полученные при измерении времени – час, минута. с.158-160 | 2 | Развивать последовательность мышления | Часы, минуты | |
108-109 | Числа, полученные при измерении времени – сутки, год. с. 161-163 | 2 | Развивать регулирующую функцию мышления | Части суток, сутки, месяцы, год | |
110 | Числа, полученные при измерении времени. с. 163-164 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Части суток, сутки, месяцы, год | |
111-112 | Закрепление по теме «Числа, полученные при измерении». | 2 | Активизировать мыслительную деятельность | ||
Деление. | |||||
113 | Деление на равные части. с. 166 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | Делимое, делитель, частное | |
114 | Деление по содержанию. с. 167 | 1 | Развивать целенаправленность в работе | Делимое, делитель, частное | |
115 | Деление на две равные части. | 1 | Работать над совершенствованием полноты зрительных и моторных ощущений | ||
116 | Деление по 2. с.168 | 1 | Работать над совершенствованием полноты зрительных и моторных ощущений | ||
117-118 | Деление на 3 равные части. Деление по 3. с. 168-169 | 2 | Развивать словесно-логическую память | ||
119-120 | Деление на 4 равные части. Деление по 4. с.169-170 | 2 | Работать над разложением целого на части | ||
121-122 | Деление на 5 равных частей. Деление по 5.с. 170-171 | 2 | |||
123-125 | Решение задач по теме «Деление на равные части по содержанию». с.172-173 | 3 | Учить выделять из общего частное | ||
126 | Контрольная работа по теме «Деление на равные части и по содержанию» | 1 | Развивать навыки самоконтроля | ||
127 | Работа над ошибками. | 1 | Совершенствовать навыки взаимоконтроля | ||
128-129 | Составление и решение задач. с.174-182 | 2 | Развивать словесно-логическую память | Части задачи | |
130 | Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. с.183-186 | 1 | Развивать регулирующую функцию мышления | Название геометричес ких фигур | |
131 | Порядок арифметических действий в примерах со скобками. с.187-190 | 1 | Развивать последовательность мышления | Название арифметических действий | |
132 | Закрепление пройденного. с.191-200 | 1 | Развивать последовательность мышления | Название арифметических действий | |
133 | Итоговая контрольная работа | 1 | Развивать навыки самоконтроля | ||
134-136 | Повторение пройденного. с.202 | 3 | Совершенствовать перенос опыта |
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка устных ответов.
«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.
«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
II. Оценка письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы:
класс — 25 - 35 минут;
класс — 25 - 40 минут;
класс — 25 - 40 минут.
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
правильности расположения записей, чертежей;
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)
Оценка письменной работы, содержащей только примеры.
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
«3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
«2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка письменной работы, содержащей только задачи.
«5» - все задачи решены и нет исправлений;
«4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
«3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
«2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Оценка комбинированных работ
(1 задача, примеры и задание другого вида).
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
«3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
«2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Оценка комбинированных работ (2 задачи и примеры).
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
«3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
«2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.
Оценка математических диктантов.
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
«3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
«2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
20