Примерная адаптированная программа по речевой практике (3 класс)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2016г.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;
Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом.
Общая характеристика курса.
Основная цель курса «Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Место курса «Речевая практика» в учебном плане
Курс «Речевая практика» рассчитан на 68 часов. (2 часа в неделю, 34 учебных недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Основное содержание учебного курса.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Учебно- методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М.: Просвещение, 2016.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные | |||||
| 1 четверть | | | | | |
1 | Добро пожаловать! | | 1 | | | |
2 | Мы снова в школе. | | 1 | Знать правила приветствия. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Составление рассказов о школе (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. |
3 | У нас новые ученики. | | 1 | | | |
4 | Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал. | | 1 | | | Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. |
5 | Успехи и неудачи бывают у каждого | | 1 | | | |
6 | Мы собрались поиграть. | | 1 | Уметь соблюдать правила во время игры. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; | Разучивание считалок; Подготовка и составление предложений, рассказов по тем к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план). |
7 | Где же взять мне книгу почитать? | | 1 | Знать правила поведения в библиотеке. | | |
8 | В библиотеке. | | 1 | Знать правила поведения в библиотеке. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; | Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. Экскурсия в библиотеку; Ролевая игра «В библиотеке» |
9 | Мы хотели поиграть. | | 1 | | | |
10 | Игра «Рыбаки». | | 1 | | | |
11-12 | Наша любимая игра. | | 2 | | | |
13-15 | Сказки про Машу. | | 3 | Знать названия сказок со сказочным героем Машей. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Слушание аудиозаписей сказок «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации; Игра «Живые загадки». Вспоминаем сказку. Инсценировка сказки «Маша и медведь» |
16-17 | Сказка «Три медведя» | | 2 | | | Вспоминаем сказку «Три медведя» Инсценировка сказки «Три медведя» |
18 | Составляем новую сказку про Машу. | | 1 | | | Составление новой сказки про Машу. |
19-20 | Сказка «Волк и семеро козлят». | | 2 | | | Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» Инсценировка сказки. |
21-22 | Сказка «Гуси-Лебеди» | | 2 | | | Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди». Инсценировка сказки «Гуси- Лебеди» |
23-24 | Сказка «Морозко» | | 2 | | | Знакомство со сказкой «Морозко». Инсценировка сказки. |
25-26 | Мой дом и моя семья | | 2 | | | |
27 | «Дома маме помогу…» | | 1 | | | |
28 | Содержу одежду в чистоте | | 1 | | | |
29 | Вещи в моем шкафу | | 1 | | | |
30 | Обмениваемся бытовыми советами | | 1 | | | |
31 | Я пешеход | | 1 | | | |
32-33 | Правила дорожного движения достойны уважения | | 2 | | | |
34 | Отправляюсь в магазин. | | 1 | | | |
35 | Мы в канцелярском магазине | | 1 | | | |
36 | Мы в продуктовом магазине | | 1 | Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом. | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; | Конструирование возможных диалогов с продавцом; ролевая игра «В магазине»; экскурсия в магазин. |
37 | Я тебе позвоню | | 1 | Знать правила общения по телефону. | воспитание уважительного отношения к иному мнению; | Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»; Чтение фрагментов сказки по ролям; Ролевые игры «Телефонный разговор» |
38 | Мы разговариваем по телефону | | 1 | | | |
39 | Телефонный разговор. | | 1 | | | |
40 | Я звоню в экстренные службы | | 1 | | | |
41 | Я – зритель. | | 1 | Знать правила вежливого зрителя. | сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; | Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Кинотеатр». |
42 | Мы в кинотеатре | | 1 | | | |
43 | Хочешь со мной дружить? | | 1 | | | |
44 | Вместе нам не скучно | | 1 | | | |
45 | Вместе после уроков | | 1 | | | |
46-47 | Привычки хорошие и не очень.. | | 2 | | | |
48 | «Свет мой, зеркальце, скажи…» | | 1 | | | |
49 | Погода и мы | | 1 | | | |
50 | Какая сегодня погода? | | 1 | | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды». |
51 | Одеваемся по погоде | | 1 | | | |
52 | Погода и мы | | 1 | | | |
53-55 | «Снегурочка» | | 3 | Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку. | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; | Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). Инсценирование сказки. |
56 | Весёлый праздник. | | 1 | | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; | Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций; Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Ролевая игра «Приём гостей». Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. |
57 | Мы идем на день рождения | | 1 | | | |
58 | Мое домашнее животное | | 1 | | | |
59-60 | Учимся понимать животных. | | 2 | | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Составление правил ухода за домашними животными. |
61 | Я ухаживаю за своим домашним животным | | 1 | | | |
62 | В зоопарке у зверей | | 1 | | | |
63-64 | Мы друзья или враги природы? | | 2 | | | |
65-66 | Узнай меня! | | 2 | | развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; | Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. |
67 | Впереди лето! | | 1 | Знать правила безопасного поведения во время летних каникул. | сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; | Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
68 | Итоговый урок. | | | | |