Рабочая программа по речевой практике в 3 классе для детей с умственной отсталостью
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Рыбинска
Утверждаю.
Директор __________ О.Н. Сметанина
Приказ от _____________2018 г. № ____
Рабочая программа
учебного предмета
«Речевая практика»
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
3 класс
(обучение на дому)
Составила учитель
начальных классов
МОУ СОШ № 16 Маркова Н.С.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на основе «Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МОУ СОШ № 16» (далее - АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и с учётом авторской программы «Школа России» по речевой практике.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по речевой практике:
Учебник «Речевая практика» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор С.В. Комарова М. "Просвещение", 2018г.
Планируемые результаты освоения учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными учащимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если учащийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести учащегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по речевой практике на конец обучения в младших классах
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Содержание изучаемого курса
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься, пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование уроков курса «Речевая практика» в 3 классе на 2018/2019 учебный год
1 час в неделю-34 часа в год
№ п\п |
Наименование разделов и тем курса |
По программе |
1 |
Снова в школу! |
3 |
2 |
Мы собрались поиграть… |
3 |
3 |
В библиотеке |
3 |
4 |
Сказки про Машу |
3 |
5 |
Отправляюсь в магазин |
3 |
6 |
Телефонный разговор |
3 |
7 |
Я – зритель |
3 |
8 |
Какая сегодня погода? |
3 |
9 |
Снегурочка |
2 |
10 |
Весёлый праздник |
2 |
11 |
Учимся понимать животных |
2 |
12 |
Узнай меня! |
2 |
13 |
Впереди лето! |
2 |
|
Итого |
34ч |
Поурочное планирование уроков курса «Речевая практика» в 3 классе на 2018/2019 учебный год
1 час в неделю-34 часа в год
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Виды и формы контроля |
Снова в школу!- 3ч |
|||
1 |
Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. |
Ответы на вопросы по содержанию прослушанного |
Текущий, устный опрос Работа с текстом, отвечают на вопросы |
2 |
Секреты вежливого общения |
Составление памятки «Секреты вежливого общения» |
Текущий, устный опрос, слушание, активное участие в беседе |
3 |
Конкурс вопросов рассказчику |
Освоение правил речевого общения |
Конкурс |
Мы собрались поиграть.-3 ч |
|||
4 |
Разучивание считалок |
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение |
Текущий, устный опрос |
5 |
Подготовка и составление предложений, рассказов по тем к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, |
Проявление сопереживания к чувствам других людей |
Текущий |
6 |
Игра «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план). |
Речевое общение со старшими. |
Текущий, практическая работа с использованием алгоритма |
В библиотеке. -3ч |
|||
7 |
Конструирование возможных диалогов с библиотекарем |
Выражение просьбы. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. |
Текущий. Устный опрос |
8 |
Экскурсия в библиотеку;
|
Речевое общение с малознакомыми людьми. |
Текущий. Устный опрос |
9 |
Ролевая игра «В библиотеке» |
Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. |
активное участие в беседе. |
Сказки про Машу -3 ч |
|||
10 |
Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» с опорой на иллюстрации |
Слушание коротких сказок в исполнении чтецов с магнитофонной записи Ответы на вопросы по содержанию иллюстраций. |
Текущий. Устный опрос |
11 |
Слушание аудиозаписей сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации |
Работа с текстом и вопросами |
|
12 |
Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся |
Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации. |
Текущий. Устный опрос |
Отправляюсь в магазин. 3ч |
|||
13 |
Конструирование возможных диалогов с продавцом |
Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. |
Текущий. Устный опрос |
14 |
Ролевая игра «В магазине» |
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. |
Текущий. Устный опрос |
15 |
Экскурсия в магазин. |
Экскурсия в магазин. |
Экскурсия в магазин. |
Телефонный разговор.-3ч |
|||
16 |
Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»; |
Слушание коротких сказок в исполнении чтецов с магнитофонной записи |
Текущий. Устный опрос |
17 |
Чтение фрагментов сказки К.Чуковского «Телефон» по ролям |
Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. |
Текущий. Устный опрос |
18 |
Ролевые игры «Телефонный разговор» |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания |
Текущий. Устный опрос |
Я – зритель-3 |
|||
19 |
Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. |
Включение письменного задания в ролевую ситуацию. |
Текущий. Устный опрос |
20 |
Составление «Правил вежливого зрителя». |
Использование письменного общения в жизни. |
Текущий. Устный опрос |
21 |
Ролевая игра «Кинотеатр». |
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения |
Текущий. Устный опрос |
Какая сегодня погода?-3 ч |
|||
22 |
Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения |
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. |
Текущий. Устный опрос |
23 |
Ролевая игра «Прогноз погоды». |
Чтение диалогов. |
Текущий. Устный опрос |
24 |
Практическая работа «Прогноз погоды» |
Практическая работа «Прогноз погоды» |
Текущий. Практическая работа «Прогноз погоды» |
«Снегурочка»-2ч |
|||
25 |
Знакомство со сказкой «Снегурочка» (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). |
Слушание коротких сказок в исполнении чтецов с магнитофонной записи
|
Текущий. Устный опрос |
26 |
Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.).Инсценирование сказки. |
Инсценирование сказки |
Текущий.
|
Весёлый праздник-2 ч |
|||
27 |
Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций |
Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. |
Текущий. Устный опрос |
28 |
Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. |
Отчет о прочитанной книге, |
Текущий. Устный опрос |
Учимся понимать животных -2 ч |
|||
29 |
Составление правил ухода за домашними животными. |
Составление правил ухода за домашними животными. |
Текущий. Устный опрос |
30 |
Ролевая игра «Вспомни меня», «Расскажи свою историю» |
Правила речевого общения |
Текущий. Устный опрос |
Узнай меня! -2 часа |
|||
31 |
Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). |
Составление рассказов-описаний о себе. |
Текущий. Устный опрос |
32 |
Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. |
Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. |
Текущий. Устный опрос |
Впереди лето!-2 ч |
|||
33 |
Составление рассказа по сюжетным картинкам |
Составление рассказа по сюжетным картинкам |
Текущий. |
34 |
Правила безопасного поведения во время летних каникул |
Безопасный, здоровый образ жизни |
Устный опрос |