12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Наталья Львовна143
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола
0

Развитие критического мышления на уроках физики при изучении темы «Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения»

Республика Марий Эл

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Йошкар-Олы»

Доклад

Развитие критического мышления на уроках физики при изучении темы «Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения»

Выполнила: учитель физики и астрономии

МБОУ «СОШ № 9 г. Йошкар-Олы»

Лебедева Наталья Львовна

г. Йошкар-Ола

2019


 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1

Технология развития критического мышления

через чтение и письмо (РКМЧП)

4

1.1.

Возникновение и распространение технологии РКМЧП

4

1.2.

Особенность технологии РКМЧП

6

1.3.

Базовая модель технологии РКМПЧ

7

Глава 2

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках физики

8

2.1.

Ход занятия

8

2.2.

Распаковка занятия: первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов - Осмысление – Размышление»

12

2.3.

Приложения к уроку

12

 

Заключение

19

 

Список использованных источников

20


 

Введение

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, повышать уровень его образования.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен быть «строителем» образовательного процесса.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Современное поколение школьников очень трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Возможно, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического.

Для организации активного обучения на уроках физики в старших классах предлагается педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Цель данной работы - рассмотреть цели, задачи, приемы и организацию уроков физики с применением технологии РКМЧП.

Глава 1. Технология развития критического мышления

через чтение и письмо (РКМЧП)


 

1.1. Возникновение и распространение технологии РКМЧП

В основе формирования УУД «универсальных учебных действий» лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов.

Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения». Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Фраза «наиболее полно и с пользой для себя» означает, что учащиеся думают о том, что они изучают, применяют это в ситуациях реальной жизни или для дальнейшего обучения и могут продолжать учиться самостоятельно.

Чтобы начать говорить про развитие критического мышления у учащихся, важно дать определение этому понятию. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт человека. В этом и есть отличие критического мышления от творческого.

Для организации активного обучения на уроках физики в старших классах предлагается педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП), разработанная в середине 90-х годов американскими преподавателями (Дженни Д. Стилл., Кертис С.Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер). В работах М.В. Кларина отмечается, что в США с 80-х годов, а в европейских странах с 90-х годов прошлого века, развитие критического мышления стало одной из основных целей образования.

Согласно работам современных педагогов и психологов критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное» мышление (Дж. А. Браус, Д. Вуд), которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Только такой подход может подготовить учащихся к их будущей практической деятельности в стремительно изменяющемся мире. Американский педагог и волонтер программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Д. Клустер выделяет пять основных пунктов в характеристике критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное… критическим мышление может быть только тогда, когда оно носит индивидуальный характер… Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления… В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить… В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации… И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…»

1.2. Особенность технологии РКМЧП

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

1) умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

2) пользоваться различными способами интегрирования информации;

3) задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

4) решать проблемы;

5) вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

6) выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

7) аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

8) способность самостоятельно заниматься своим обучением;

9) брать на себя ответственность;

10) участвовать в совместном принятии решения;

11) выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

12) умение сотрудничать и работать в группе и др.

1.3. Базовая модель технологии РКМПЧ

Технологическую основу составляет базовая модель трех стадий «вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия (размышление)», которая позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, у школьников формируется познавательный интерес.

На стадии осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.

Стадия рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Анализ учениками эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа.


 

Глава 2. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках физики

В курсе физики старших классов есть тема «Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения». В ходе изучения данной темы учитель должен акцентировать внимание учеников не только на понятии «электромагнитных волн» и их передаче, и но рассказать об опытах Г.Герца, об изобретении радио А.С. Поповым, а также современных средствах радиосвязи.

Мною данный урок проводится с помощью технологии РКМЧП. Рассмотрим различные приемы данной технологии на всех стадиях. Материалы, необходимые для данного урока: листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги A3 для кластеров.

2.1. Ход занятия

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы. Для этого ученики рассчитываются на 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6. Первые объединяются в одну группу, вторые – во вторую и т.д.

Стадия вызова

1. Раздала портрет человека (см. приложение 1). Давайте подумаем, что можно предположить об этом человеке?

1 - в какое время жил,

2 - место, в котором жил,

3 - чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)

Обсуждают в группе, выносим на доску.

2. Называем - этот человек Александр Степанович Попов. В чем-то мы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и за 1 минуту анализируем.

3. Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение 2-3 минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Александра Степановича Попова. (Данный прием носит название «Мозговая атака» или «Мозговой штурм»). Тишина, пока каждый думает про себя. Теперь поделитесь в группе и объедините ваши списки в группе.

4. Давайте попробуем объединить все сведения об А.С. Попове на доске. Записываю все поступившие сведения.

5. Теперь попробуем проструктурировать наши общие представления об А.С. Попове (с записью на доске).

6. Для начала напишем тему (это может быть слово или фраза) в центре доски (наша тема «Александр Степанович Попов» - пишу «А.С.П.»). У темы появляется идея-спутник, допустим, «чем он знаменит» (или «что он сделал»). Пишем справа от «А.С.П.», обводим в кружочек и соединяем с «А.С.П.» прямой линией. Вспомним, что мы знаем о том, чем он знаменит. Эти идеи помещаем в кружочки около кружочка «Чем он знаменит» и соединяем с ним. Если - предприниматель или ученый, то в какой области предприниматель и в какой - ученый. Ставим кружочки и соединяем их между собой. Такой прием разбивки информации на блоки называется кластером.

7. Задание на группу. Разбить информацию об А.С.П. на блоки идей, то есть построить кластер на листах бумаги форматом А3. Если не уверены в какой-то информации, рядом с кружочком необходимо поставить вопросительный знак.

8. Представление кластеров. Пояснение для групп: Если вам кажется, что информация, которая есть у ваших коллег, соответствует действительности, но вы ее не вспомнили, а сейчас хотите внести дополнения в свой кластер, вы можете это сделать.

9. Представляю Вашему вниманию 5 утверждений об А.С. Попове: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях об А.С. Попове.

Попов был католиком.

Попов был военным офицером.

Попов в совершенстве владел пятью иностранными языками.

Попов проиграл судебное дело в Лондоне.

Родители Попова погибают при пожаре, который стер с земли целую деревню.

Попов был обвинен в разглашении государственной тайны.

В группах поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? - не уверен

10. Учитель на доске заполняет таблицу для всех групп:

 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

1 предложение

           

2 предложение

           

3 предложение

           

4 предложение

           

5 предложение

           

6

           

Проставляем значки.

11. Здесь можно предложить еще один методический прием для стадии вызова, который называется «ключевые слова» (см. приложение 3).

Данный прием заключается в следующем: перед чтением текста учитель выбирает из текста наиболее важные с точки зрения смысла текста или наиболее интригующие слова или словосочетания и просит учеников в группах составить рассказ (буквально из 5 - 7 предложений), объединяющем эти слова в логической или какой-то иной смысловой последовательности. Рассказ обязательно оформляется на больших листах бумаги, и каждая группа зачитывает свой рассказ. Листы с рассказом вывешиваются на стены и остаются там до конца занятия.

Стадия осмысления

12. Сейчас я раздам текст об А.С. Попове (см. приложение 2). Прежде, чем начать читать его, выслушайте задание: по ходу чтения необходимо карандашом проставлять значки на полях.

Такой прием называется инсерт (I.N.S.E.R.T. – «Interactive Notation System for Enhanced Reading and Thinking»).

Значки:

- это я знал;

- новая информация;

- противоречит моим представлениям;

? - информация непонятна или недостаточна.

На чтение текста отводится 15 минут.

13. Чтение текста (индивидуально).

14. Закончив читать, ученики, продолжая работать индивидуально, должны нарисовать и заполнить «Маркировочную таблицу», в каждую колонку которой следует внести не менее 3-4 пунктов.

+

-

?

       
       
       
       

Стадия размышления

15. Итак, текст прочитан, поделитесь, пожалуйста, в группе своими впечатлениями, на это вам 2 минутки, а потом мы поговорим о нем все вместе.

16. Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал? А новая информация для меня? А есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям? Или осталась непонятной для вас? Наверное, именно это отражено как раз в ваших предположениях, когда вы думали о том, верные ли утверждения вам представлены? Обсудим коротко их.

17. Давайте же теперь вернемся к кластерам и поработаем с ними:

- Обведем другим фломастером ту информацию, которая подтвердилась.

- Зачеркнем те кружочки, в которых отражены предположения, которые оказались неверными.

- Может, вы можете внести дополнения в блоки идей. Появилась новая информация, которую нужно оформить новыми блоками знаний об А.С. Попове. Давайте внесем их в наши кластеры. На работу с кластером отводится 5 минут.

18. Представление новых кластеров.

19. Вывешивание их на доску (стену).

20. Заключительный этап нашего занятия – рафт.

Р – роль А - аудитория Ф - формат Т - тема

Это может быть эссе (свободное письмо без жанра); объяснительная записка; письмо молодому поколению и т.п. За 10 минут, не отрывая ручки от бумаги, вы стараетесь изложить свои мысли об А.С. Попове.

2.2. Распаковка занятия: первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов - Осмысление – Размышление»

Итак, занятие закончилось. Теперь у нас есть время обсудить все его нюансы.

Предполагаю фронтальную работу.

На доске вычерчивается таблица, которая заполняется в процессе совместного (фронтального) обсуждения.

Ход занятия

(шаги)

Методические приемы

Цели и задачи

(каждого шага)

Стадии

(этапы)

       

2.3. Приложения к уроку

Приложение 1. Портрет

Приложение 2. Биография

Александр Степанович Попов

Александр Попов родился 16 марта 1859 года в поселке Туринские рудники Богословского горного округа Верхотурского уезда пермской губернии в семье священника. Фамилия говорила сама за себя — знаменитый изобретатель происходил из старинного рода священнослужителей Поповых. Отец Александра Степановича, Степан Петрович Попов, служил настоятелем храма во имя Иоанна Богослова в Богословском заводе, а предки несли служение в приходах Кунгурского уезда Пермской епархии.

Детство и юношество

Все в семье Поповых были священнослужителями и все сохранили «говорящую» фамилию. Особый уклад жизни деревенского священника не мог не сказаться на воспитании юного Александра. Это и приобщение к храмовой жизни, и пение в церковном хоре, и исполнение обрядов.

В 10-летнем возрасте Александр Попов был отправлен в Далматовское духовное училище, в котором его старший брат Рафаил преподавал латинский язык, где учился с 1869 по 1871 годы. В 1871 году Александр Попов перевёлся в третий класс Екатеринбургского духовного училища. В то время в Екатеринбурге жила со своей семьей его старшая сестра Мария Степановна. В 1873 году А.С. Попов окончил полный курс Екатеринбургского духовного училища по наивысшему 1-му разряду.

Удивительно, но к своим девяти годам смышленый мальчик не знал грамоты. Малорослый и слабый на вид, Александр Попов предпочтение отдавал математике.

Среднее образование Попов получил в Пермской Духовной семинарии, где учился с 1873 по 1877 гг. Александр неохотно участвовал в затеях и играх, но зато с большим увлечением и интересом занимался математикой и физикой.

Приехав в 1877 году в Петербург, А.С. Попов подал ректору Петербургского университета прошение о допущении к «проверочному испытанию» и, успешно сдав его, был принят на Физико-математический факультет. Юношеские годы будущего изобретателя радио протекали в эпоху великих открытий в области физики, внедрения электричества в промышленность и жизнь, в период зарождения новой прикладной науки – электротехники.

Изобретательство Попова

А.С. Попова интересовали научные открытия во всех областях применения электричества. Он, например, занимался исследованиями только что открытых рентгеновских лучей. Им был изготовлен один из первых в России рентгеновских аппаратов, получены снимки различных предметов, в том числе снимок руки человека. При его поддержке в Кронштадтском военно-морском госпитале в 1897 году был оборудован рентгеновский кабинет.

Перечень изобретений Александра Степановича Попова включает не только систему телеграфии без проводов и систему радиосвязи, но и первый прибор для регистрации электромагнитных излучений атмосферного происхождения — грозоотметчик (июль 1895 года); первый детекторный радиоприемник с приемом телеграфных сигналов на слух (сентябрь 1899 года); первый кристаллический точечный диод (июнь 1900 года); первая радиотелефонная система (декабрь 1903 года).

Отец радио

25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 г. Александр Степанович Попов впервые представил своё изобретение на заседании Русского физико-химического общества, где выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Этот день вошел в историю мировой науки и техники как день рождения радио.

24 марта 1896 г. А.С. Попов на заседании того же русского физико-химического общества передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 м. Летом следующего года дальность беспроволочной связи была увеличена до 5 км.

А.С. Попову принадлежит еще одно открытие, значение которого трудно переоценить. Во время опытов по радиосвязи на военных кораблях Балтийского флота летом 1897 г. было установлено, что электромагнитные волны отражаются от кораблей. А.С. Попов сделал вывод о возможности практического использования этого явления и задолго до возникновения радиолокации и радионавигации сформулировал отправные идеи для создания и развития этих направлений техники.

В 1899 г. он сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Это дало возможность упростить схему приема и увеличить дальность радиосвязи.

В 1900 г. А.С. Попов осуществил связь в Балтийском море на расстоянии свыше 45 км. Первая радиограмма, переданная А.С. Поповым на остров Гогланд 6 февраля 1900 г., содержала приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ и 27 рыбаков были спасены. Первая в мире практическая линия, начавшая свою работу спасением людей, унесенных в море, последующей своей регулярной работой наглядно доказала преимущества данного вида связи.

Успешное применение этой линии послужило толчком к «введению беспроволочного телеграфа на боевых судах, как основного средства связи» — так гласил соответствующий приказ по Морскому министерству. Работы по внедрению радиосвязи в русском военно-морском флоте производились при участии самого изобретателя радио и его соратника и ассистента П. Н. Рыбкина.

Работа в Морском ведомстве накладывала определенные ограничения на публикацию результатов исследований — речь шла о военной тайне, поэтому, соблюдая данное клятвенное обещание о неразглашении сведений, составляющих секретную информацию, Попов не опубликовывал результаты своих работ.

Рассказывать историю о споре за право первенства открытия радиоволн между итальянцем Маркони и русским Поповым нет смысла. Потому что спора никакого и не было. Вкратце: Попов сделал свой доклад в мае 1895 года, Маркони подал заявку в июне 1897 года.

Первые публикации в прессе появились в России. Однако итальянцу Гильермо Маркони удалось вскоре получить патент в Великобритании. Английское ведомство отличалось особым иезуитством: можно было признать техническую новизну изобретения, если об этом не было известно на территории королевства.

Находчивый итальянец, используя знание определенных юридических уловок, которыми должны уметь пользоваться все патентоведы, сумел сделать бизнес из идеи передачи сигналов. Популяризации радио мы обязаны именно Гильермо Маркони. Но изобретатель — Александр Попов.

Жизнеспособность нового средства связи была доказана. Великое русское изобретение Поповым радио начало свое триумфальное шествие по миру. Но в условиях царской России А. С. Попов не имел достаточной поддержки; не хватало средств, приходилось кустарничать. А заграницей ловкие дельцы вроде Маркони спешили воспользоваться плодами великого открытия. Строились заводы, возникали фирмы, дело ставилось на широкую коммерческую ногу.

Да, царское правительство не оценило по достоинству А. С. Попова, не отстояло его приоритет. Однако русские ученые, передовая часть русской интеллигенции, отдали должное колоссальной научной заслуге изобретателя радио.

В 1901 году Александр Степанович стал профессором Электротехнического института, ему было присвоено почетное звание инженер-электрика. А 28 сентября 1905 года он был единогласно избран директором института.

На этом посту А. С. Попов показал себя прогрессивным и свободолюбивым человеком, патриотом своего отечества.

Последние дни А. С. Попова

Александр Степанович Попов поднял голос протеста против самодержавного произвола. В октябре 1905 года он подписывает решение совета, в котором говорится:

«По мнению профессоров и преподавателей института, свобода собраний составляет насущную потребность и неотъемлемое право всего населения…

Всякое насильственное вторжение властей в жизнь института не может дать успокоение, а только ухудшит положение дела. Успокоение учебных заведений может быть достигнуто только путем крупных политических преобразований, способных удовлетворить общественное мнение всей страны.

Такими преобразованиями, по мнению нижеподписавшихся, являются: немедленные и безусловные гарантии свободы собраний, свободы слова и неприкосновенности личности, немедленный созыв Учредительного собрания, отмена смертной казни…».

Последующие дни Александра Степановича были полны трагических переживаний. От него требовали объяснений, ему угрожали, но он не отступил ни на шаг. После одного, особенно бурного, разговора с градоначальником А. С. Попов почувствовал себя плохо и, проболев два дня, скончался от кровоизлияния в мозг. Это произошло 13 января 1906 года. Великий русский ученый покоится на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Приложение 3. Ключевые слова

Священнослужители

«Говорящая» фамилия

Духовное училище

Математика

Петербургский университет

Рентгеновские лучи

Грозоотметчик

Радиоприемник

Радиограмма

Балтийское море

Ледокол «Ермак»

Радиосвязь

Военная тайна

Маркони

Великобритания

7 мая 1895 года

Царское правительство

Инженер-электрик

Директор института

Протест

Угрозы

Заключение

В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты технологии «развития критического мышления через чтение и письмо». Также приведена разработка урока физики по теме «Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения» с применением данной технологии.

В работе дано понятие критического мышления, сформулированы его признаки. Описаны особенности технологии РКМЧП, а также результаты, на достижение которых направлена данная технология. Раскрыта суть базовой модели технологии «развития критического мышления через чтение и письмо».

Обобщая изученный и систематизированный материал можно сделать следующие выводы.

Актуальность обусловлена тем, что внедрение в учебный процесс технологии РКМЧП соответствует требованиям Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт человека. Оно содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию личности.

Использование технологии РКМЧП на уроках физики способствует развитию в детях самостоятельности, ответственности, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, развивает монологическую и диалогическую речь учащихся, повышает мотивацию к обучению, а также способствует появлению интереса у учеников к изучению физических понятий, принципов, процессов, законов и закономерностей. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Список использованных источников

1. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород. - 2007. 182 с.

2. Загашев И.О, Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Скифия. – 2002. С. 257-260.

3. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб: Альянс «Дельта». - 2003.

4. Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2004.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001, № 4, С.36-40.

6. Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Скотт У. Популяризация критического мышления: подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления». – М.: Изд-во «ИОО». 1997.

7. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Электронный ресурс] http://cito- web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

8. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html

9. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] http://www.kaverin.ru/methodical/profesional_chtenie/740

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.