Технологическая карта урока истории для 6 класса «Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси»
Технологическая карта урока
Предмет: история, 6 класс
Базовый учебник: «История России с древнейших времен до конца16 века» М. Просвещение 2010г.
Тема урока: Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Цель урока: характеристика деятельности князя Владимира Святославовича и определение причин и значения принятия Русью христианства.
Задачи урока:
1.Обучающая: актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства ;объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством
2 Развивающая: используя отрывки из документов, уметь объяснять причины принятия христианства, давать оценку значения принятия христианства.
3 Воспитательная: воспитывать российскую гражданскую идентичность, уважение к истории своей страны.
Тип урока: комбинированный
Форма: групповая, индивидуальная
Методы: поиска правильного решения, словесный, наглядный.
Приемы: прогнозирование, составление логической цепочки учебного материала
Оборудование : тексты документа, карта «Киевская Русь»
Планируемые результаты:
Личностный результат – осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа; уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение обучающегося в учебную деятельность |
П. задаёт детям вопросы: 1. С каким настроением вы пришли на урок?
|
1. Обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению.
|
Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы… Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения
|
2 |
Актуализация знаний (4-5 минут) Цель: включение школьника в учебную деятельность через карточки-символы, проблемные вопросы. |
Раздает карточки с символами правления князей. Рассказывает ученикам, что после смерти Святослава между сыновьями началась междоусобная война за власть. Победителем из нее вышел Владимир. Он и стал великим князем. Почему он? Против его власти восстали вятичи и радимичи. Почему? Что могло произойти с Древнрусским государством, если бы Владимир не подавил их восстания? |
Уч-ся рассказывают о соответствующем князе. Выдвигают гипотезы. Ответ: не хотели подчиняться. Ответ: другие племена могли бы тоже восстать, угроза для существования Древнерусского гос-ва. |
1.П.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К. Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; Р. Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; |
3 |
Целеполагание |
Как Владимир сохранил Древнерусское гос-во? Можно ли опираться только на силу в отношениях между людьми? Что должен был сделать Владимир чтобы сохранить гос-во? Как Владимир это сделал? Назовите тему урока. Что вам известно о христианстве? Какие религии вы еще знаете? В каких соседних странах с Киевской Русью были распространены эти религии в 10в.? |
Ответ: силой. Возможный ответ: нельзя опираться только на силу, будут обиженные, война. Объединить русских людей С помощью христианства Называют тему урока. Составляют план Отвечают. Работают по карте, называют: Иудаизм-в Хазарии. Ислам- Волжская Булгария. Католичество-Польша, Венгрия. Православие – Византия, Болгарии. |
Р. Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания. К. Активно участвовать в обсуждениях. П. Умение ориентироваться в своей системе знаний. Л. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач |
4 |
Изучение нового материала |
Проблемный вопрос: « Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия христианства на Руси?» (составьте план ответа на вопрос). Физкультминутка Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. каковы главные отличия христианства от язычества |
Работают в группе по документам. Задания группам: Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.54 и ответьте на вопросы. Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы. Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы. Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы: -где и как крестили киевлян? -как поступил князь Владимир с языческими идолами? -охотно ли расстались киевляне с языческими идолами? (нет многобожия, обо-жествления природы, жертвоприношений) |
К. Участвовать в обсуждениях. Работают в группе П. Анализировать тексты. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию Р. Выполнять работу в соответствии с заданным планом; Л. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач |
5 |
Первичное закрепление знаний |
3 Как выбор веры Владимиром Святославовичем повлиял на интенсивность культурных контактов с соседями? Каким было византийское наследие на Руси? Прочитать с.41составить схему устройство русской православной церкви |
Ответ: усилились контакты с православными соседями, распространяются ремесла книжное дело каменное строительство выпечка просфор.. Константинопольский Патриарх—митрополит-епископы-монахи, приходские священники-миряне |
К. Участвовать в обсуждениях. Работают в группе П. Анализировать тексты. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию Р. Выполнять работу в соответствии с заданным планом; Л. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным Л .Способность к самооценке. |
6 |
Обобщение и систематизации знаний. |
Задание классу: Почитайте текст с.41, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное). |
Заполнение таблицы в тетради работают в парах |
К. взаимодействие, кооперация. Р. целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Л. коллективное взаимодействие, смыслообразование. П. общеучебные ( выбор языковых средств), знаково-символические. |
7 |
Информации домашнего задания. |
Составить синквейн: «характеристика деятельности князя Владимира» |
Приложение № 3
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )
« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему:
поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка
зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».
Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).
« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года, побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром ,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда…. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения… до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».
Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
,