Приоритетные образовательные направления: от теории к практике (на примере научно-исследовательской деятельности учащихся)
Приоритетные образовательные направления: от теории к практике
(на примере научно-исследовательской деятельности учащихся)
Образование всегда играло важную роль в жизни общества. В связи с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, процессами трансформации в России происходят значимые изменения в сфере образования. В настоящее время для нашей страны актуальна новая стратегия развития образования, в которой заключаются следующие цели:
1. создание необходимых условий для развития гармонически развитой личности;
2. запуск механизмов развития и саморазвития молодежи;
3. превращение образования в действенный фактор развития общества;
4. преемственность образования.
Основные тенденции развития образования базируются на принципе гуманизации. Гуманизация образования ставит ученика с его интересами, чувствами и потребностями в центр образовательной деятельности.
Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования. В связи с этим важен поиск одаренных и талантливых детей, для которых разрабатывается индивидуальная образовательная программа действий. Гуманизация требует установления связей сотрудничества в системе «учитель — ученик». Имеется в виду уважение к личности, ее достоинству, взаимное доверие, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей обучающихся, их самоопределения.
Индивидуализация содержания, методов и форм образования предполагает их построение в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, направленностью их личности, структурой интересов. Помочь развить ученика могут следующие образовательные направления: олимпиады, викторины, игры, предметные недели, конкурсы, детские исследовательские проекты, научно – практические конференции, интеллектуальные марафоны.
Любой из этих способов открывает разные источники интеллектуальных способностей. Остановимся подробнее на научно-исследовательской деятельности учащихся.
Условия нашей жизни таковы, что молодые люди, выходя в большую жизнь должны не только грамотно писать и считать, т.е. знать факты, но и уметь применять их на практике. Для того чтобы теоретические знания трансформировались в практические, необходимо использовать в преподавании школьных дисциплин новые образовательные технологии, и в том числе проектно-исследовательскую деятельность. Такая работа позволяет стимулировать и развивать интересы учащихся в рамках вопросов его интересующих. В результате такой работы у ребенка расширяется кругозор в области достижений российской и зарубежной науки, он активно включается в процесс самообразования и саморазвития. В рамках научно – исследовательской деятельности ребята выполняют задания экспериментального и исследовательского характера.
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися.
Цели можно сформулировать следующим образом:
1. Самое главное найти и поддержать тех учеников, которые хотели бы заниматься исследовательской деятельностью.
2. В учебном заведении должны поддерживаться творческие способности учащихся, развиваться научно – исследовательская работа.
Задачи:
1. Формирование системы научных взглядов учащихся.
2. Повышение мотивации к исследовательской работе.
3. Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.
4. Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся.
5. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.
Ученик имеет возможность самостоятельно работать над интересующей его темой, проявить свои способности при работе с дополнительной литературой, первоисточниками. И, когда все удается, ученик «растет» в своих глазах и его статус в классе становится выше.
Индивидуальная исследовательская работа с учащимися ведётся согласно определённому алгоритму. В общем виде его можно отразить следующим образом:
1. Приступающему к исследованию необходимо поставить перед собой ряд вопросов и ответить на них:
- Что я буду изучать, исследовать? (Предмет исследования)
- Зачем я буду это делать? (Цель и актуальность работы)
- Что буду делать в процессе исследования? (Задачи исследования)
- Как я буду осуществлять исследование? (Методы - наблюдение, анализ, изучение литературы по выбранной теме, эксперимент, прогнозирование и т.д.)
- Что нового я получу? (Научная новизна)
- Кому это нужно? (Практическая значимость исследования).
2. Исследование начинается с выбора темы. Ученик сам предлагает интересующую его тему, обсуждается будущая работа, ее содержание, виды и способы работы. Продумывается экспериментальная часть, гипотеза.
3. Ученик создает отдельную папку, куда вносит найденную информацию, консультируется с учителем, анализирует мнения разных ученых и обобщает все в выводы.
4. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
6. Защита своего проекта тоже несет в себе большой опыт для ученика: нужно суметь справиться с волнением и кратко, точно, аргументировано познакомить комиссию с результатами своего исследования. Кроме того, нужно защитить свою работу и ответить на возникшие вопросы.
Публичная защита сопровождается демонстрацией иллюстративных материалов по выбору участника. Следует помнить, что общественное признание для ученика имеет очень большое значение и служит важным стимулом в учении.
Это трудная, но очень интересная работа открывает новые горизонты знаний для ребят, обогащает информационно и эмоционально, позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений полноправного партнерства между педагогом и учащимся. Она развивает самостоятельность, абстрактное мышление, умение отстаивать свое мнение, умение работать с аудиторией, воспитать чувство ответственности, уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.
Научные исследования всегда создают нечто необычное, новое. Так появляются новые, уникальные предметы, техника, методики.
В заключение хотелось бы отметить, что научно – исследовательской деятельностью могут занимать все дети. Для этого не нужен особый талант, необходим интерес, желание, мотивация. Можно творить индивидуально или в парах, группах, если это удобно детям. Позиция педагога меняется в исследовательской деятельности. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.
Научно – исследовательская деятельность способствует гармоничному развитию личности, запускает механизм развития и саморазвития личности и превращает образование в действенный фактор развития общества.