Конспект урока «Природные зоны и природные комплексы Ставрополья» (7 класс)
УРОК: Природные комплексы и природные зоны Ставрополья
Цель: изучить ПК и ПЗ Ставропольского края; закрепить понятия природный комплекс, природная зона, широтная зональность; учить анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Оборудование: на доске: физическая карта мира, физическая карта Ставропольского края, картины изображающие разные зональные ПК (И.И. Шишкин (1832-1898). Дубы. 1887 г.; А.А. Пластов (1893-1972). Сенокос. 1945г.; А.А.Пластов (1893-1972). Ужин тракториста. 1951г.)
На столах учеников географический атлас 7 кл (физическая карта мира), контурные карты Ставропольского края, физическая карта Ставропольского края, карта растительности и животного мира Ставропольского края, цветные карандаши.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте! Сегодня мы проведём последний урок по теме «Географическая оболочка». Поэтому необходимо быть активными, чтобы каждый из присутствующих здесь решил для себя: «Да, я хорошо усвоил тему «Географическая оболочка».
- Я знаю, у нас всё получится. И тема урока «Природные комплексы и природные зоны Ставрополья»
- Что вы сегодня узнаете на уроке? Какие цели необходимо нам поставить и достичь к концу урока?
- Чтобы решить поставленные задачи предлагаю поработать в лабораториях Института ЗЕМЛИ. Сотрудников этого Института волнуют разные вопросы: состояние воздуха, которым мы дышим, Земли на которой работаем и отдыхаем, особенностей размещения растений, растущих на Земле и т.д.
- Итак, представьте, мы с вами в институте Земли. Я - ваш руководитель, вы – младшие научные сотрудники. И тема вашей научной работы «Природные комплексы и природные зоны Ставрополья».
Работа в лабораториях Института ЗЕМЛИ
Тест-контроль
- Чтобы допустить младших научных сотрудников к работе, необходимо осуществить контроль имеющихся знаний и устранить пробелы, если таковые имеются. Перед вами тест – контроль - кроссворд. (Разгадывание кроссворда осуществляется фронтально)
Лаборатория Открытий
- Помните пушкинские строки?
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!»
- Мы в Лаборатории Открытий. Наша задача – выяснить, какие ПК выделяют на территории Ставропольского края.
- Но сначала с помощью карты мира вспомним, какие ПК выделяют на поверхности Земли. Выступы материков и впадины океанов. Какие крупные ПК выделяют на материках? Горы и равнины. Какие ПК выделяют на равнинах? Низменности, возвышенности, плоскогорья. Какова абсолютная высота низменностей, возвышенностей, плоскогорий? 0-200м, 200-500м, от 500м
- А теперь с помощью физической карты Ставропольского края выделите ПК края. Ставропольская возвышенность в центральной части края, на востоке и западе Азово – Кубанская, Прикумская низменности, на юге – Предгорья Большого Кавказа.
- Какое открытие вы сделали в камеральных условиях, в Лаборатории? Выделили ПК Ставропольского края.
- Вы сделали это самостоятельно!
Лаборатория Исследований
- Мы хорошо поработали и теперь необходимо выполнить ответственную работу. Необходимо исследовать территорию Ставрополья и определить, в каких ПЗ находится край. Сегодня у нас есть помощники. Посмотрите на эти чудесные произведения русских художников. Они изобразили природу России - разные ПК. Глядя на эти картины, можно определить какая природная зона вдохновляла художника на создание шедевра. Давайте определим эти природные зоны. (И.И. Шишкин. Дубы. 1887 г. - лес; А.А. Пластов. Сенокос. 1945г.- лесостепь; А.А.Пластов. Ужин тракториста. 1951г.- степь)
- Теперь наша задача - с помощью карты растительности и животного мира края определить природные зоны Ставрополья. Назовите их. Степи и полупустыни, лес и лесостепи.
- Какова география размещения ПЗ края? ПЗ Ставрополья вытянуты с СЗ на ЮВ в результате усиления континентальности?
- В какой ПЗ находится Александровский район, село Грушевское? Степь.
- Но на территории нашего села есть лес. Значит Грушевское расположено в двух ПЗ? Как вы объясните наличие высоких деревьев на территории села. Они растут по долине ручья Грушевого.
- Лес, растущий в долине ручья, носит название урёма. Но и в сухих балках тоже может расти лес. Такой лес называется байрачным. Ребята, как называется лес, растущий в долине ручья Грушевого? Урёма.
- Что вы исследовали сейчас в Институте ЗЕМЛИ? Природные зоны Ставропольского края.
Лаборатория Практики
- Мы в Лаборатории Практики, где вам необходимо нанести на контурную карту Ставрополья природные зоны края. Воспользуйтесь цветными карандашами, которые вы приготовили. Работу выполняйте аккуратно, но не мешкайте. Удачи, у вас всё получится.
Контроль
- Сейчас нам предстоит попрощаться с Институтом Земли, который радушно раскрыл для нас свои двери, и возвратиться в кабинет географии. Возьмите лист контроля знаний, ответьте на предложенные вопросы, заполнив таблицу ответов буквами.
- Вопросы были разными, но ответ состоит из одинакового набора букв.
- Что у вас получилось? Отлично
- Поднимите руку, у кого получилось слово «отлично». Вам пятёрки.. Остальные молодцы.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали на уроке? Как вы считаете, мы достигли цели урока?
Вывод
- Изучение ПК и ПЗ края поможет глубже понять суть процессов и явлений, происходящих на территории нашего края, позволит осознать наше место в природе и обществе. И об этом пойдёт речь на других уроках
- Спасибо за урок!