12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абакарова Марина Петровна51

УРОК: Природные комплексы и природные зоны Ставрополья


Цель: изучить ПК и ПЗ Ставропольского края; закрепить понятия природный комплекс, природная зона, широтная зональность; учить анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Оборудование: на доске: физическая карта мира, физическая карта Ставропольского края, картины изображающие разные зональные ПК (И.И. Шишкин (1832-1898). Дубы. 1887 г.; А.А. Пластов (1893-1972). Сенокос. 1945г.; А.А.Пластов (1893-1972). Ужин тракториста. 1951г.)

На столах учеников географический атлас 7 кл (физическая карта мира), контурные карты Ставропольского края, физическая карта Ставропольского края, карта растительности и животного мира Ставропольского края, цветные карандаши.



Ход урока:


Мотивация учебной деятельности


- Здравствуйте! Сегодня мы проведём последний урок по теме «Географическая оболочка». Поэтому необходимо быть активными, чтобы каждый из присутствующих здесь решил для себя: «Да, я хорошо усвоил тему «Географическая оболочка».

- Я знаю, у нас всё получится. И тема урока «Природные комплексы и природные зоны Ставрополья»

- Что вы сегодня узнаете на уроке? Какие цели необходимо нам поставить и достичь к концу урока?

- Чтобы решить поставленные задачи предлагаю поработать в лабораториях Института ЗЕМЛИ. Сотрудников этого Института волнуют разные вопросы: состояние воздуха, которым мы дышим, Земли на которой работаем и отдыхаем, особенностей размещения растений, растущих на Земле и т.д.

- Итак, представьте, мы с вами в институте Земли. Я - ваш руководитель, вы – младшие научные сотрудники. И тема вашей научной работы «Природные комплексы и природные зоны Ставрополья».


Работа в лабораториях Института ЗЕМЛИ


Тест-контроль

- Чтобы допустить младших научных сотрудников к работе, необходимо осуществить контроль имеющихся знаний и устранить пробелы, если таковые имеются. Перед вами тест – контроль - кроссворд. (Разгадывание кроссворда осуществляется фронтально)


Лаборатория Открытий


- Помните пушкинские строки?

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!»


- Мы в Лаборатории Открытий. Наша задача – выяснить, какие ПК выделяют на территории Ставропольского края.

- Но сначала с помощью карты мира вспомним, какие ПК выделяют на поверхности Земли. Выступы материков и впадины океанов. Какие крупные ПК выделяют на материках? Горы и равнины. Какие ПК выделяют на равнинах? Низменности, возвышенности, плоскогорья. Какова абсолютная высота низменностей, возвышенностей, плоскогорий? 0-200м, 200-500м, от 500м

- А теперь с помощью физической карты Ставропольского края выделите ПК края. Ставропольская возвышенность в центральной части края, на востоке и западе Азово – Кубанская, Прикумская низменности, на юге – Предгорья Большого Кавказа.

- Какое открытие вы сделали в камеральных условиях, в Лаборатории? Выделили ПК Ставропольского края.

- Вы сделали это самостоятельно!


Лаборатория Исследований

- Мы хорошо поработали и теперь необходимо выполнить ответственную работу. Необходимо исследовать территорию Ставрополья и определить, в каких ПЗ находится край. Сегодня у нас есть помощники. Посмотрите на эти чудесные произведения русских художников. Они изобразили природу России - разные ПК. Глядя на эти картины, можно определить какая природная зона вдохновляла художника на создание шедевра. Давайте определим эти природные зоны. (И.И. Шишкин. Дубы. 1887 г. - лес; А.А. Пластов. Сенокос. 1945г.- лесостепь; А.А.Пластов. Ужин тракториста. 1951г.- степь)

- Теперь наша задача - с помощью карты растительности и животного мира края определить природные зоны Ставрополья. Назовите их. Степи и полупустыни, лес и лесостепи.

- Какова география размещения ПЗ края? ПЗ Ставрополья вытянуты с СЗ на ЮВ в результате усиления континентальности?

- В какой ПЗ находится Александровский район, село Грушевское? Степь.

- Но на территории нашего села есть лес. Значит Грушевское расположено в двух ПЗ? Как вы объясните наличие высоких деревьев на территории села. Они растут по долине ручья Грушевого.

- Лес, растущий в долине ручья, носит название урёма. Но и в сухих балках тоже может расти лес. Такой лес называется байрачным. Ребята, как называется лес, растущий в долине ручья Грушевого? Урёма.

- Что вы исследовали сейчас в Институте ЗЕМЛИ? Природные зоны Ставропольского края.



Лаборатория Практики

- Мы в Лаборатории Практики, где вам необходимо нанести на контурную карту Ставрополья природные зоны края. Воспользуйтесь цветными карандашами, которые вы приготовили. Работу выполняйте аккуратно, но не мешкайте. Удачи, у вас всё получится.



Контроль

- Сейчас нам предстоит попрощаться с Институтом Земли, который радушно раскрыл для нас свои двери, и возвратиться в кабинет географии. Возьмите лист контроля знаний, ответьте на предложенные вопросы, заполнив таблицу ответов буквами.


- Вопросы были разными, но ответ состоит из одинакового набора букв.

- Что у вас получилось? Отлично

- Поднимите руку, у кого получилось слово «отлично». Вам пятёрки.. Остальные молодцы.


Подведение итогов

- Что нового вы узнали на уроке? Как вы считаете, мы достигли цели урока?

Вывод

- Изучение ПК и ПЗ края поможет глубже понять суть процессов и явлений, происходящих на территории нашего края, позволит осознать наше место в природе и обществе. И об этом пойдёт речь на других уроках

- Спасибо за урок!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.