МКУ ДО Оричевский районный Дом детского творчества
МОКУ Лугоболотная средняя общеобразовательная школа
п. Юбилейный Оричевского района Кировской области
Областной заочный конкурс «Подрост»
(«За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»)
Номинация «Практическая природоохранная деятельность»
«Природный ренесанс»
Авторы проекта: Овчинникова Елена Анатольевна,учитель биологии
Егорова Елена Павловна, Зам. дир. по воспитательной работе
Куратор Панагушина Елена Аркадьевна-методист
п. Оричи
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
|
Введение |
3 |
Сроки реализации и основные этапы проекта |
7 |
Механизм реализации проекта |
7 |
Результаты реализации проекта |
10 |
Практическая значимость |
17 |
Заключение и перспективы |
19 |
Список использованной литературы |
20 |
|
|
Введение
Эстетика окружающего пространства – один из основных принципов деятельности школы. Творческое взаимодействие с социумом позволяет формировать целостную картину окружающего мира, понимание вклада экологической культуры в общую культуру человека, осознание морального выбора, способов целесообразной деятельности, направленной на осуществление гармонической взаимосвязи общества и природы.
Решение этой социальной проблемы способствует воспитанию экологической ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение и преумножение красоты каждого уголка родного посёлка.
Любовь к природе не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Замечено, что люди проявляют особую заботу и бережное отношение к тем объектам природы, в которые они вложили свой труд, которые пробудили эмоциональный отклик в душе, о которых они получили более полное представление. Иными словами можно сказать: чтобы пробудить доброе отношение к окружающему миру, необходимо научить видеть его красоту и разнообразие, дать возможность самому участвовать в созидании и сохранении этой красоты. В процессе общения с природой вырабатываются навыки сознательного поведения, разумного отношения к природе, умения ощущать свою причастность к удивительному царству природы.
Наша школа находится почти на окраине посёлка Юбилейный. С двух сторон она окружена участками естественного древостоя. Когда строилось здание школы, эти участки были бережно сохранены строителями. Вся площадь нашей пришкольной территории составляет 26 344 квадратных метров. За 36 лет существования школы на такой большой площади появилось много искусственных насаждений: заложен школьный сад из яблонь, терновника, аронии, учителями посажены аллеи липы, создана настоящая «аллея выпускников». Есть «яблоневый выпуск», «сиреневый», «кленовый», «берёзовый», «туевый», «пихтовый» и другие. Гордостью школы стали цветники, радующие глаз своим разноцветьем. Были созданы очень уютные уголки, появившиеся в результате реализации природоохранных проектов «Чудесная лужайка», «Каменный цветок», «Дорожка в счастливую жизнь».
Но время властно над всем. И растения, находящиеся в школьном саду, сквере, цветники, начали претерпевать естественные изменения.
Осины, клены, черемухи, которым уже более 50 лет обветшали, некоторые подломились во время многочисленных ураганов и стали представлять реальную угрозу для идущих в школу детей.
Огромный урон нашей сиреневой аллее нанесла техногенная авария 2017 года (прорыв водопровода). Исправительные работы с использованием бульдозеров, тракторов и машин, не оставили и половины сиреней, посаженных выпуском 1992года. Появились проблемы и в школьном саду: арония, растущая в два ряда, настолько разрослась, что собирать ягоды с верхних веток стало невозможно. Некоторые пятнадцатилетние терновники подломились, высохли, замерзли. А еще несколько сухих черемух, осин, тополей стали делать нашу всегда ухоженную территорию неэстетичной.
На цветнике сильно разрослись лилейники, баданы, нарциссы. Такая ситуация требовала каких-либо изменений.
Красивая дорога в школу вдоль школьного пруда тоже со временем стала зарастать и значительно сузилась.
Многим участкам школьной территории была необходима рукотворная помощь для их возрождения и дальнейшего процветания. Школьный коллектив решил начать преобразование школьных уголков природы.
Цель проекта: организовать работу по возрождению природной среды, нарушенной и измененной в результате длительного временного отрезка, техногенных факторов, погодных условий, естественных процессов зарастания.
Задачи проекта:
Изучить состояние объектов: сухостой у теплотрассы (около детского сада), школьный сад, сквер, дорога у пруда, цветники.
Создать рабочие группы:
группа по вырубке сухостоя у теплотрассы около территории детского сада.
группа по сжиганию сухостоя.
группа по планировке участка в сквере на месте аварии.
группа посадки пихт на месте аварии.
группа по ликвидации деревьев и кустарников школьного сада.
группа по расширению пешеходной дороги у школьного пруда.
группы перепланировки цветников.
Создать план работы на этих объектах.
Наметить время субботников на каждом объекте.
Подготовить необходимый рабочий инвентарь, оборудование, инструменты.
Написать и развесить объявления о проведении субботников.
Организовать работу по вырубке сухостоя у теплотрассы около территории детского сада.
Организовать работу в сквере по ликвидации последствий прорыва водопровода.
Организовать работу по обновлению деревьев и кустарников школьного сада.
Организовать работу по вырубке сухих и разросшихся деревьев вдоль школьного пруда.
Организовать работу на цветнике по пересадке многолетних растений.
Проанализировать результаты реализации проекта, подвести итоги.
Подготовить Грамоты и Дипломы для награждений активных участников проекта
Наградить учащихся, учителей, родителей на общешкольной линейке и общешкольном родительском собрании
Целесообразность проекта
Основными параметрами осуществления данного проекта являются:
Целесообразность с эстетической и экологической точки зрения;
Желание возродить участки школьной территории, обновить ее, сделать лучше, ухоженнее и доступнее предполагает участие учеников (143 человека), учителей (15 человек), родителей и жителей поселка.
Незначительные материальные затраты;
Подсчитаны материальные затраты на данный проект: они посильны для школы, так как предполагается использование личного оборудования, техники, инструментов родителей, учителей и жителей поселка.
Разработанный план работы потребует использования большого количества бензопил, ножовок, секаторов, лопат, топоров, садового инвентаря, часть из которых может предоставить школа, а часть принесут родители и жители поселка.
Эстетичность исполнения
Этот проект позволит улучшить эстетический вид школьной территории, устранит угрозу опасного перемещения в школу, поможет восстановлению подроста плодово-ягодных культур, сделает дорогу в школу более комфортной.
Воспитательная ценность проекта, получение опыта эмоционально чувственного переживания всех участников проекта от непосредственного взаимодействия с природой.
Работа по проекту будет способствовать формированию ценностного отношения к природе, воспитанию чувства прекрасного, развитию навыков коллективной работы по сбережению природы через участие школьников, учителей, родителей, жителей поселка в природоохранной деятельности по возрождению школьной территории.
Сроки реализации проекта
Ноябрь 2017 – ноябрь 2018 года
Основные этапы проекта
Разработка природоохранного проекта
(подготовительный этап – ноябрь 2017 года – март 2018 года)
Практическая реализация
(организационный этап – апрель – ноябрь 2018 года)
Подведение итогов работы
(контрольно-оценочный этап – ноябрь 2018 года)
Механизм реализации проекта
Так как пришкольная территория занимает очень большую площадь,то она была разбита на пять значимых участков по возрождению природной среды. Работа на ней велась поэтапно, согласно разработанному плану.
План работы по реализации проекта
Название этапа Сроки |
Вид работы |
Исполнители и участники |
Подготовительный этап (ноябрь – декабрь 2017 года) |
||
НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 2017 ГОДА |
Выявление объектов, требующих первоочередного восстановления и обновления |
Овчинников В.Я. Овчинникова Е.А Кислицына Т.А. |
Изучение состояния объектов |
Овчинников В.Я. Овчинникова Е.А Кислицына Т.А |
|
Определение путей решения проблем |
Овчинников В.Я. Овчинникова Е.А Кислицына Т.А |
|
Создание рабочих групп группа по вырубке сухостоя у теплотрассы около территории детского сада. группа по сжиганию сухостоя. группа по планировке участка в сквере на месте аварии. группа посадки пихт на месте аварии. группа по ликвидации деревьев и кустарников школьного сада. группа по расширению пешеходной дороги у школьного пруда. группы перепланировки цветников. |
Самоделкин Л. Суровцев А.В. Шаров А.П. Смирнов В.Л. Маромыгин С.А Егорова Е.П.
Овчинников В.Я.
Касьянов Н.Ю.
Овчинникова Е.А. Кисицына Т.А. Родители |
|
Создание плана работы на этих объектах |
Овчинникова Е.А. |
|
Определение сроков проведения субботников на каждом объекте |
Овчинников В.Я. Классные руководители |
|
Написание и развешивание объявлений о проведении субботников |
Егорова Е.П. Кислицына Мария |
|
Подготовка необходимого рабочего инвентаря, оборудования, инструментов |
Шаров А.П. Колпащикова Н.В. |
|
Организационный этап – апрель – ноябрь 2018 года |
||
5 декабря 2017 |
Организовать работу по вырубке сухостоя у теплотрассы около территории детского сада (акция «Долой! Сухостой!») |
Овчинников В.Я. Мамаева В.Ф. Кислицына Т.А. Родители Школьники |
Апрель 2018; Октябрь 2018 |
Организовать работу в сквере по ликвидации последствий прорыва водопровода (операция «Шуми, пихтовый лес!») |
Сотрудники ЖКХ Егорова Е.П. Ральникова И.А. Учащиеся 10,11 классов |
12 октября 2018 |
Организовать работу на цветнике по пересадке многолетних растений (трудовой десант «Разноцветный мир») |
Учащиеся 10, 11 классов Учителя |
27 октября 2018 |
Организовать работу по обновлению деревьев и кустарников школьного сада (субботник «Обновление») |
Овчинникова Е.А. Овчинников В.Я. Шаров А.П. Родители Учащиеся Учителя |
11 ноября 2018 |
Организовать работу по вырубке сухих и разросшихся деревьев вдоль школьного пруда (акция «Широкая дорога к знаниям») |
Учителя Депутаты Лугоболотной сельской Думы Жители поселка, родители |
Контрольно-оценочный этап – ноябрь 2018 года |
||
Ноябрь 2018 года |
Проанализировать результаты реализации проекта, подвести итоги |
Овчинникова Е.А. Кислицына Т.А. Егорова Е.П. |
Подготовить Грамоты и Дипломы для награждений активных участников проекта |
Егорова Е.П Кислицына Мария |
|
Награждение учащихся, учителей, родителей на общешкольной линейке и общешкольном родительском собрании |
Шарова Ю.В. Овчинникова Е.А. Егорова Е.П. |
Работа по проекту началась с выявления объектов, требующих первоочередного восстановления и обновления. Инициативная группа учителей в лице Овчинникова Василия Яковлевича, Овчинниковой Елены Анатольевны, Кислицыной Тамары Александровны обследовала школьную территорию и обнаружила ряд проблем, требующих устранения.
В ходе изучения пришкольной территории были определены пять участков, которые в ближайшее время необходимо было восстановить, придать им ухоженный вид, возродить на них новую жизнь.
Далее, обсудив выявленные проблемы на педагогическом совете и Совете старшеклассников, было принято решение провести пять природоохранных мероприятий:
Акцию «Долой! Сухостой!»,
Операцию «Шуми, пихтовый лес!»,
Трудовой десант «Разноцветный мир»,
Субботник «Обновление»,
Акцию «Широкая дорога к знаниям».
Для успешного проведения этих природоохранных дел были созданы рабочие группы:
группа по вырубке сухостоя у теплотрассы около территории детского сада;
группа по сжиганию сухостоя;
группа по планировке участка в сквере на месте аварии;
группа посадки пихт на месте аварии;
группы перепланировки цветников.
группа по ликвидации деревьев и кустарников школьного сада;
группа по расширению пешеходной дороги у школьного пруда;
Ответственные в созданных группах представили план работы по устранению выявленных проблем, договорились с участниками акций, субботников, операций о месте и времени проведения.
Для того, чтобы привлечь как можно больше людей к преобразованию школьных территорий, школьный актив старшеклассников подготовил объявления, листовки, плакаты и школьники развесили их в поселке.
Кроме указания времени и места проведения природоохранных мероприятий в объявлении говорилось о необходимости использование своего личного инструмента (бензопил, топоров), а секаторы, лопаты, ножовки, садовый инвентарь предоставит школа.
Реализация проекта «Природный ренессанс» началась 5 декабря 2017 года с проведения акции «Долой! Сухостой!».
Цель: убрать сухие и разросшиеся деревья.
По территории нашей школы, в самом низком ее месте, проходит теплотрасса. Трубы стоят на опорах и возвышаются над поверхностью земли. С одной стороны от теплотрассы идет дорога в школу, с другой – расположено здание детского сада. Теплотрасса «спрятана» в естественных насаждениях, состоящих из американских кленов, осин, черемух. Деревья эти более чем за полвека сильно разрослись: клены начали нависать над теплотрассой, молодая поросль встала стеной, произошло заболачивание территории, а сухие деревья стали хрупкими и могли в любой момент упасть.
Поэтому было решено провести акцию под девизом «Долой! Сухостой!»
На объявление-призыв, написанное в стихотворной форме, откликнулось 4 учителя, 6 родителей, 5 жителей поселка и 7 учеников.
Все участники разделились на бригады: пильщики, носильщики, утилизаторы (костровые).
В результате плодотворной многочасовой работы большая часть сухих и разросшихся деревьев была спилена и сожжена. Место стало открытым, проветриваемым, ремонт обветшавшего изоляционного материала теплотрассы стал доступным для работников ЖКХ (Приложение 1)
Старые деревья стали нам мешать,
Решенье было принято – надо убирать!
Звонко зазвенели пилы тут и там.
Результат - отличный!
Всем на радость нам!
Следующим важным и большим делом стала операция «Шуми, пихтовый лес!», которая прошла в апреле и октябре 2018 года.
Цель: засадить участок сквера, погубленный аварией водопровода, молодыми саженцами пихты.
Как приятно утром идти в нашу школу по чистой асфальтированной дороге, по обе стороны от которой раскинулся сквер с аллеями выпускников: сирени с ее терпким ароматом, яблони с белоснежными цветами, могучей елью, лианой древогубцем, оплетающей водонапорную башню.
Но в 2017 году половина этой красоты нашего сквера вмиг исчезла, когда прорвало водопровод. Не один день бульдозеристы рыли котлованы, чтобы добраться до прорвавшихся труб. Сломанные деревья, глинистая жижа, искореженная поверхность – вот что представляла собой наша территория. А потом еще новая авария на этом же месте.
Прошло больше года, прежде чем эту территорию удалось кое-как выровнять. Работники ЖКХ привезли несколько машин песка, земли. Началась работа группы по планировке участка в сквере на месте аварии. Э Наши старшеклассники все разровняли и спланировали территорию. (Приложение 2)
Но половину сиреневой аллеи мы все-таки потеряли. И на месте погибших деревьев мы решили посадить пихты.
Созданные группы посадки пихт на месте аварии принялись за дело. Сначала выпускники во время Недели радуги посадили часть деревьев, заложив свою традиционную аллею, а следующей осенью еще одна группа посадки саженцев – учителя – подсадили еще более двадцати пихт.
Сейчас на месте аварии растут молодые пихточки, все они подвязаны, за ними ведется уход, и через несколько лет здесь будет шуметь пихтовый лес, наполняя воздух полезными фитонцидами. (Приложение3)
Вы помните аварии, сирень что погубили?
Выпускники-ребята там пихты посадили.
Красивые деревья пусть радуют наш глаз,
Полезных фитонцидов в иголочках запас.
Следующим шагом в нашем природном ренессансе стал трудовой десант «Разноцветный мир», прошедший 12 октября 2018 года.
Цель: разредить разросшиеся многолетние цветочные растения на цветнике.
Летом и осенью наша школа особенно привлекательна. Яркость красок цветника, уютные, со вкусом оформленные уголки, подкошенные газоны, альпийская горка с разнообразными хвойниками, туи, как две праздничные свечи на фоне роскошной голубой ели, «виноградные стены», «черепаха» из капо-корня. (Приложения 4, 5, 6, 7)
Все это не появилось само собой. Это результат многолетней кропотливой работы по преображению нашего участка, продукт природоохранных проектов «Каменный цветок», «Чудесная лужайка», «Дорожка в счастливую жизнь». Разнообразные уютные уголки радуют нас уже 10 лет.
А вот цветники, что прямо под окнами школы, постарше. Часть культур на цветнике – многолетние растения: нарциссы, мускари, баданы, лилейники. Последние стали сильно разрастаться, своими мощными крепкими корневищами соперничать с другими растениями, забирать большое количество питательных веществ, да и летом после непродолжительного цветения от них оставались неприглядные трубки от соцветий.
Было решено их полностью выкопать и пересадить в другое место: создать ими буферную зону от сорняков для молодых яблоней в школьном саду.
Трудовой десант группы перепланировки цветников, состоящих из учителей и учащихся 10 класса, справился с этой непростой задачей, а баданы, которые росли очень густо, заняли новое место по периметру цветника.
Преобразился цветник и около голубой ели, которому мы придаем форму подковы. Сейчас он окаймлен кустиками многолетней гельхеры. Летом ее брусничные соцветия очень эффектно смотрятся на фоне изумрудной зелени. А весной у ствола ели должен зацвести ковер из белоснежных нарциссов, их осенью посадили учителя Т.А. Кислицына и Е.А. Овчинникова. (Приложения 8,9)
Субботник учительский – дело привычное,
Работали осенью с радостью все.
И как же приятно и жить, и работать
В такой эстетичной природной среде.
А 27 октября 2018 года началось новое дело. Одно из самых трудоемких, сложных и продолжительных. Это субботник «Обновление».
Цель: ликвидировать разросшиеся кусты черноплодной рябины.
Школьный сад – это часть нашего пришкольного учебно-опытного участка. Заложен он был со дня основания школы. Первыми плодово-ягодными культурами в нем были посажены кустарники черноплодной рябины, а еще яблони, терновник, малина.
Настало время обновлять и этот участок пришкольной территории. Черноплодка настолько разрослась, что до верхних ягод добраться стало невозможно. К тому же старые побеги оказались глубоко внутри кустов, выпиливать их ножовками оказалось очень трудоемко. Поэтому мы решили полностью спилить всю аронию, чтобы появились новые молодые побеги.
В 2015году наша школа приняла участие в акции «Сады победы». 10 яблонек мы посадили в два ряда как раз напротив этих кустов черноплодной рябины, и они создали такую тень, что яблони стали испытывать нехватку света. Это стало еще одной причиной ликвидации старых очень высоких кустов черноплодной рябины.
Эти две проблемы послужили поводом для обновления части нашего сада.
Обращение на общешкольной линейке, объявление в поселке позволило привлечь 29 участников, из которых была организована группа по ликвидации деревьев и кустарников школьного сада. Субботник прошел очень результативно и с большой производительностью.
Много родителей с бензопилами и топорами не только выпилили всю черноплодную рябину, но и убрали и в сквере много сухих и упавших во время урагана деревьев. Спиленных веток и деревьев оказалось так много, что сжечь за один раз не получилось. Весной, когда ветки подсохнут, работу по сжиганию необходимо будет продолжить.
Отрадно, что главными участниками этого мероприятия были старшеклассники, ребята 11 класса, много родителей, а некоторые семьи на субботнике были в полном составе.
Работа прошла на высоком эмоциональном подъеме. Весной появится молодая поросль аронии, яблони получать много света, а нас ждут другие добрые дела по благоустройству школьного сада. (Приложения 10,11,12,13)
Завершила вереницу природоохранных дел в школе 11 ноября 2018 акция «Широкая дорога к знаниям».
Цель: расширить пешеходную дорогу в школу вдоль пруда.
В нашей школе учится 143 ученик. Почти 50 из них ребята из соседнего поселка Стрижи. Приезжая на автобусе, они идут по дороге вдоль школьного пруда. Когда-то его берега были засажены лохом серебристым, соснами. Позднее сами собой выросли многочисленные осины и клены. Постепенно дорога стала сужаться, зарастать, потеряла эстетический вид, а зимой такую дорогу разгребать стало проблематично.
Было решено сделать эту дорогу более просторной. Инициативная группа по расширению пешеходной дороги у школьного пруда во главе с депутатами Лугоболотного сельского поселения и учителями разработала план действий. Берег был очищен от лишних деревьев, трава подкошена, пруд получил более ухоженный вид и визуально стал шире. В течение двух дней все спиленные деревья были сожжены. В субботнике «Широкая дорога к знаниям» приняло участие 21 человек. (Приложения 14, 15)
Что за чудо панорама нам представилась с утра,
Потому, что накануне здесь вовсю работа шла.
Был субботник очень нужный,
Потрудились мы не зря
И сейчас с дороги виден
Берег школьного пруда
Любая работа должна быть оценена, вот и мы старались после каждой проведенной акции подводить итоги: составлялись списки участников природоохранных дел, готовились грамоты и дипломы для награждения.
А на школьных линейках звучали слова благодарности школьникам, которые внесли свой вклад в возрождение школьной природы. На общешкольном родительском собрании инициативные активные родители награждались благодарственными письмами. В поселке на доске объявлений публично благодарили всех участников трудовых десантов, субботников, операций. Использовались средства массовой информации (районная газета «Искра») для популяризации деятельности школы и привлечения населения для участия в делах по благоустройству территории поселка и школы (Приложение 16, 17, 18)
Практическая значимость проекта
Таким образом, последовательное выполнение намеченных мероприятий позволило достичь поставленных целей и способствовало решению нашей проблемы. Все из задуманного и спланированного получилось.
Меньше стало сухих деревьев в сквере, в саду, вдоль дороги школьного пруда. Ходить в школу стало более безопасно. Устранены изъяны рельефа после аварии. На территории сквера появились благородные хвойные деревья. Черноплодная рябина, омолодившись, будет давать больший урожай, облегчится сбор ягод. А «Сады Победы» разрастутся, так как яблоньки в нем не будут сильно затенены. На цветниках вместо не очень привлекательного лилейника появляются более благородные растения. Дорога в школу вдоль пруда для приезжающих ребят стала широкой и с хорошим обзором.
Реализация проекта по преобразованию пришкольной территории «Природный ренессанс» имеет положительный результат: он позволил улучшить эстетический вид школьной территории, устранил угрозу опасного перемещения в школу, помог восстановлению подроста плодово-ягодных культур, сделал дорогу в школу более комфортной.
Кроме этого проект «Природный ренессанс» способствовал формированию ценностного отношения к природе, воспитанию чувства прекрасного, развитию навыков коллективной работы по сбережению природы через участие школьников, учителей, родителей, жителей поселка в природоохранной деятельности по возрождению школьной территории.
Хорошо организованная работа позволила сделать всё в намеченные сроки. Объявления о сроках проведения наших дел помогли их осуществлению, так как были содержательны, эмоциональны, конкретны, имели побудительный мотив. (Приложение 19,20)
Природоохранный проект «Природный ренессанс», проходил на хорошем эмоциональном подъеме, объединил достаточно большое количество детей и взрослых для решения одной большой общей цели.
Название природоохранного дела |
Учащиеся |
Учителя |
Родители |
Жители поселка, работники КЛОС, ЖКХ |
Всего |
Акция «Долой! Сухостой!» |
7 |
4 |
6 |
5 |
22 |
Операция «Шуми, пихтовый лес!» |
17 |
5 |
2 |
10 |
34 |
Трудовой десант «Разноцветный мир» |
14 |
15 |
6 |
0 |
35 |
Субботник «Обновление» |
16 |
6 |
6 |
1 |
29 |
Акция «Широкая дорога к знаниям» |
2 |
5 |
7 |
7 |
21 |
ИТОГО |
56 |
35 |
27 |
23 |
14 |
Заключение и перспективы
Проделана большая работа, но при выполнении ее были некоторые риски, которые оправдались. Так в школьном саду не удалось сжечь все вырубленные кустарники аронии, так как они были сырые, и их количество было огромно.
Еще один риск заключается в том, что если не удастся до середины мая сжечь вырубленные кустарники, которые располагаются на картофельном поле, то возникнут затруднения со вспашкой данного участка. Неизвестно, так же как перезимуют молодые пихты, посаженные на месте аварии.
Следовательно, одним из первоочередных природоохранных мероприятий станет акция по сжиганию, которая принесет большое количество золы и позволит улучшить плодородие почвы и если потребуется, то надо будет подсадить новые саженцы пихт.
Имея огромную площадь нашей пришкольной территории в 26 344 квадратных метра, всегда найдутся участки, требующие повышенного внимания. В ближайшее время мы хотим заняться оформлением холма, представляющего собой резервный пожарный колодец, засыпанный большим слоем земли и с виду похожим на естественную форму рельефа. Теоретическая база оформления уже сделана, имеется несколько вариантов эскизов его обустройства, даже начаты первые шаги по посадке многолетников.
В школьном саду необходимо омолодить терновник, выпилить лишние ветви у старых яблонь, заняться очисткой леса от упавших деревьев.
Литература
К. Бриккел. Обрезка растений. М: МИР, 1992
Журнал «Идеи для вашей усадьбы» №15, 2009
Елена Константинова. Цветники и садовые композиции. Фитон+, 2010
Э. П. Немченко. Многолетние цветы в саду. Фитон+, 2001
Д. Г. Хессайон. Все о клумбовых растениях. Кладезь-Букс, 2008
И. Ф. Степанова. Как украсить сад. Цветники с апреля по октябрь АСТ-Пресс, 2001
К. Ткаченко, В. Рейнвальд. Сад непрерывного цветения Издательский Дом "Нева", 2004
Ф. Мак-Миллан Броуз. Размножение растений. М: Мир, 1987
А. Тичмарш. Технология садоводства. М: МИР, 1988
Календарь цветовода-любителя. М: Росагропромиздат, 1990
Журнал «Советы садовника», №4, 2007. «Цветники в апреле» ЗАО «Медиатест»
Ю.И. Никитинский, Г.К. Тавлинова. «Приемы цветочного оформления. М: Россельхозиздат, 1985
Дж. Хэнди Цветочная палитра. Фитон+, 2010.
Янова Татьяна Викторовна
Панагушина Елена Аркадьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Перминова Елена Федоровна
Панагушина Елена Аркадьевна
Марголис Ольга Викторовна
Панагушина Елена Аркадьевна