Прием классификации в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков начинается с 1 класса. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусмотрено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение, кроме прочих, такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация по родовидовым признакам
Работа учителя начальных классов в этом направлении кропотлива. Учитель соблюдает строгую дозированность, выдерживает этапность и систематичность в этой работе.
От качества сформированных умений и навыков, зависят учебные успехи в последующие годы обучения. Перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача – научить своих учеников построению классификации. Сформированное умение классифицировать предметы, понятия помогает обучающимся ориентироваться в большом количестве информации.
Под классификацией понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определённое постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.
Использование приема классификации вместе с другими логическими методами и приемами усиливает развивающую роль обучения. Упражнения и задания по классификации тех или иных объектов способствуют развитию у младших школьников одновременно нескольких важнейших интеллектуальных качеств. В первую очередь произвольное и непроизвольное внимание, зрительная память, логическое мышление, речь.
При работе по обучению приему классификации и от учителя требуется постановка четко сформулированных заданий, вопросов. На подготовительном этапе каждое задание может усложняться или упрощаться (по усмотрению учителя) за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе.
Например, задания для первоклассников:
Карточка № 1.
(низкий уровень сложности)
Соедините группу предметов с ее названием.
Кошка, собака, коза, корова, овца | Рыбы |
Ворона, воробей, сорока, голубь | Домашние животные |
Окунь, карась, щука, сом | Дикие животные |
Волк, заяц, лиса, белка | Птицы |
Карточка № 2.
(средний уровень сложности)
Запишите название группы в столбике справа.
Кошка, собака, коза, корова, овца |
|
Ворона, воробей, сорока, голубь |
|
Окунь, карась, щука, сом |
|
Волк, заяц, лиса, белка |
|
Карточка № 3.
(высокий уровень сложности)
Соедините названия животных с группой к которой они относятся, допиши по одному в каждую группу.
Кошка, заяц, щука, сорока | Рыбы: ________________ |
Ворона, карась, лиса, голубь | Домашние животные: ______________ |
Окунь, коза, собака, корова | Дикие животные:____________________ |
Волк, сом, белка, воробей | Птицы:__________________ |
Подобные задания можно использовать как на уроках (способствовать развитию сообразительности, привитию интереса к предмету), так и во внеурочной деятельности.
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна