12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна80745
Учитель начальных классов, ВКК.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Прием классификации в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков начинается с 1 класса. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусмотрено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение, кроме прочих, такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация по родовидовым признакам 

Работа учителя начальных классов в этом направлении кропотлива. Учитель соблюдает строгую дозированность, выдерживает этапность и систематичность в этой работе.

От качества сформированных умений и навыков, зависят учебные успехи в последующие годы обучения. Перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача – научить своих учеников построению классификации. Сформированное умение классифицировать предметы, понятия помогает обучающимся ориентироваться в большом количестве информации.

         Под классификацией понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определённое постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.

Использование приема классификации вместе с другими логическими методами и приемами усиливает развивающую роль обучения. Упражнения и задания по классификации тех или иных объектов способствуют развитию у младших школьников одновременно нескольких важнейших интеллектуальных качеств. В первую очередь произвольное и непроизвольное внимание, зрительная память, логическое мышление, речь.

При работе по обучению приему классификации и от учителя требуется постановка четко сформулированных заданий, вопросов. На подготовительном этапе каждое задание может усложняться или упрощаться (по усмотрению учителя­) за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе.

Например, задания для первоклассников:

Карточка № 1.

(низкий уровень сложности)

Соедините группу предметов с ее названием.

Кошка, собака, коза, корова, овца

Рыбы

Ворона, воробей, сорока, голубь

Домашние животные

Окунь, карась, щука, сом

Дикие животные

Волк, заяц, лиса, белка

Птицы


Карточка № 2.

(средний уровень сложности)

Запишите название группы в столбике справа.

Кошка, собака, коза, корова, овца

Ворона, воробей, сорока, голубь

Окунь, карась, щука, сом

Волк, заяц, лиса, белка


Карточка № 3.

(высокий уровень сложности)

Соедините названия животных с группой к которой они относятся, допиши по одному в каждую группу.

Кошка, заяц, щука, сорока

Рыбы: ________________

Ворона, карась, лиса, голубь

Домашние животные: ______________

Окунь, коза, собака, корова

Дикие животные:____________________

Волк, сом, белка, воробей

Птицы:__________________


Подобные задания можно использовать как на уроках (способствовать развитию сообразительности, привитию интереса к предмету), так и во внеурочной деятельности.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Куликова Ирина Геннадьевна, 24.02.23 в 15:26 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную помощь коллегам, Наталья Алексеевна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 24.02.23 в 16:21 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание и оценку, Ирина Геннадьевна!
Язенина Ольга Анатольевна, 25.02.23 в 00:52 1Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, спасибо за полезный материал! С удовольствием возьму на вооружение.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.