Приёмы и методы смыслового чтения у младших школьников в контексте ФГОС ООО

4
0
Материал опубликован 7 March 2021

Приёмы и методы смыслового чтения у младших школьников в контексте ФГОС НОО



Кириллова Екатерина Валентиновна

учитель, МБОУ г. Иркутска СОШ №12

Начальное образование

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать» Д. Дидро


В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер. Кто много читает – тот много знает. Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.  Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.


В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему связано с пониманием самых различных текстов.

Задача — учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях — становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Смысловое (продуктивное) чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Задачи смыслового чтения:

формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;

формирование понимания прочитанного;

развитие воображения ребенка;

формирование навыка чтения;

формирование техники чтения;

формирование познавательных интересов детей;

формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;

Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;

Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

описание (художественное и техническое);

повествование (рассказ, отчет, репортаж);

объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

аргументация (научный комментарий, обоснование);

инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

информационные листы (расписания, каталоги и др.);

расписки (билеты, накладные, квитанции);

призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);

таблицы и графики; списки; карты.

 Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.

Приёмы стратегии смыслового

Стратегии предтекстовой деятельности.

Нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению.

Мозговой штурм.

Глоссарий.

Орентиры предвосхищения содержания текста.

Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.

Рассечение вопроса

«Учить видеть слово» (поиск в тексте непонятных слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п.).

Анализ заголовка текста до начала чтения (ответы на вопросы: «Что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? О чём можно судить по характеру заголовка?»)

Работа с эпиграфом

Стратегии развития словаря

Обзор словаря.

Аналогия.

Постепенная догадка по контексту

Стратегии текстовой деятельности

Чтение вслух (попеременное чтение).

Чтение про себя с вопросами.

Чтение с остановками.

Чтение про себя с пометками

Стратегии послетекстовой деятельности


Отношения между вопросом и ответом.

Вопросы после текста

Тайм-аут.

Проверочный лист

План.

Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам.

Пересказ.

Конспект

Стратегии компрессии текста

Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ

Общеучебные стратегии

Знаю — Хочу узнать — Узнал.

Применяю в своей работе различные упражнения, при этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

жужжащее чтение;

ежеурочные пятиминутки чтения;

зрительные диктанты

многократное чтение;

чтение в темпе скороговорки;

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

чтение перед сном.

     Так же в своей практической деятельности использую упражнения, которые направлены на:

развитие речевого аппарата;

расширение оперативного поля чтения;

развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

развитие смысловой догадки (антиципации);

развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.


Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля над достижением норматива техники чтения учащимися.

В ходе данного мониторинга сформированной техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам

Способ чтения (определяется во время чтения).

Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

Правильность чтения (определяется во время чтения).

Выразительность чтения (определяется во время чтения).

Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.

Для развития внимания:

«Найди отличия», «Поем вместе», «Запрещенные движения», «Поиск предметов» и т.д.

Для развития восприятия:

«Точки», «Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.

Для развития памяти:

«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.

Для развития мышления   «Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай» и т.д.

В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает

Поэтапное внедрение работы с текстом на уроках в начальной школе.

Подготовительный этап.

1 класс- обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия

Практическое отличие текста от набора предложений.

Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя.

Знание структуры текста: начало, концовка, умение видеть последовательность событий.

Озаглавливаем текст (подбор заголовок).

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап.

2 класс- обучение детей работать с текстом

Смысловое чтение

Владение пересказом разного вида

Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста

Выделение опорных слов

Характеристика героев и их поступков

Подбор антонимов и синонимов к словам

Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая проверочные слова

Основной. Заключительный этап.

3-4 класс- обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

Самостоятельное выделение основной мысли

Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме

Выделение главной и второстепенной информации

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку

Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей

Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:

Упражнения по развитию речевого дыхания.

Упражнения для развития голоса, дикции.

Чтение слова с разными оттенками интонации.

Чтение по ролям, в лицах.

Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.

Инсценирование произведения или его эпизодов.

Упражнения по развитию мимической выразительности.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое  чтение.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном фрагменте.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V - знакомая информация, + - новая информация, - я думал (думала) иначе

? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.


Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

6. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.