Приёмы и методы смыслового чтения у младших школьников в контексте ФГОС ООО
Приёмы и методы смыслового чтения у младших школьников в контексте ФГОС НОО
Кириллова Екатерина Валентиновна
учитель, МБОУ г. Иркутска СОШ №12
Начальное образование
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать» Д. Дидро
В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, и чтение в современном обществе «метапредметный» характер. Кто много читает – тот много знает. Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему связано с пониманием самых различных текстов.
Задача — учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях — становится одной из самых актуальных задач современной школы.
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.
Задачи смыслового чтения:
формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;
формирование понимания прочитанного;
развитие воображения ребенка;
формирование навыка чтения;
формирование техники чтения;
формирование познавательных интересов детей;
формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений
Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.
Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:
Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;
Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;
Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.
Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.
Сплошные тексты (без визуальных изображений)
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
информационные листы (расписания, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции);
призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
таблицы и графики; списки; карты.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.
Приёмы стратегии смыслового
Стратегии предтекстовой деятельности.
Нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению.
Мозговой штурм.
Глоссарий.
Орентиры предвосхищения содержания текста.
Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.
Рассечение вопроса
«Учить видеть слово» (поиск в тексте непонятных слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п.).
Анализ заголовка текста до начала чтения (ответы на вопросы: «Что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? О чём можно судить по характеру заголовка?»)
Работа с эпиграфом
Стратегии развития словаря
Обзор словаря.
Аналогия.
Постепенная догадка по контексту
Стратегии текстовой деятельности
Чтение вслух (попеременное чтение).
Чтение про себя с вопросами.
Чтение с остановками.
Чтение про себя с пометками
Стратегии послетекстовой деятельности
Отношения между вопросом и ответом.
Вопросы после текста
Тайм-аут.
Проверочный лист
План.
Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам.
Пересказ.
Конспект
Стратегии компрессии текста
Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ
Общеучебные стратегии
Знаю — Хочу узнать — Узнал.
Применяю в своей работе различные упражнения, при этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.
жужжащее чтение;
ежеурочные пятиминутки чтения;
зрительные диктанты
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
чтение перед сном.
Так же в своей практической деятельности использую упражнения, которые направлены на:
развитие речевого аппарата;
расширение оперативного поля чтения;
развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
развитие смысловой догадки (антиципации);
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля над достижением норматива техники чтения учащимися.
В ходе данного мониторинга сформированной техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.
Для развития внимания:
«Найди отличия», «Поем вместе», «Запрещенные движения», «Поиск предметов» и т.д.
Для развития восприятия:
«Точки», «Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.
Для развития памяти:
«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.
Для развития мышления «Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай» и т.д.
В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает
Поэтапное внедрение работы с текстом на уроках в начальной школе.
Подготовительный этап.
1 класс- обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия
Практическое отличие текста от набора предложений.
Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя.
Знание структуры текста: начало, концовка, умение видеть последовательность событий.
Озаглавливаем текст (подбор заголовок).
Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Начальный этап.
2 класс- обучение детей работать с текстом
Смысловое чтение
Владение пересказом разного вида
Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста
Выделение опорных слов
Характеристика героев и их поступков
Подбор антонимов и синонимов к словам
Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая проверочные слова
Основной. Заключительный этап.
3-4 класс- обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Самостоятельное выделение основной мысли
Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме
Выделение главной и второстепенной информации
Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку
Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей
Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:
Упражнения по развитию речевого дыхания.
Упражнения для развития голоса, дикции.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
Чтение по ролям, в лицах.
Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.
Инсценирование произведения или его эпизодов.
Упражнения по развитию мимической выразительности.
Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое чтение.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном фрагменте.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Чтение с пометками»
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V - знакомая информация, + - новая информация, - я думал (думала) иначе
? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.
Список литературы
1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
6. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016