Приёмы развития критического мышления на уроке английского языка.
«Приёмы развития критического мышления на уроках английского языка»
Чупина Ольга Владимировна, учитель английского языка МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №2» Верхнекетского района Томской области
Впервые термин «функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 году и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни». «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» по мнению Российского педагога, члена-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.
Составляющие функциональной грамотности: математическая, читательская, финансовая, естественно-научная, креативное мышление и глобальные компетенции. Один из важнейших навыков 21 века -навык креативного мышления. Если мы хотим помочь учащимся развивать не только 4 основных навыка на уроках английского языка – это чтение, письмо, говорение, аудирование, но и обратить внимание на развитие таких навыков, как креативность, работа в команде, критическое мышление, необходимо так организовать учебный процесс чтобы они могли это делать постоянно.
Технология креативного мышления предполагает равные партнерские отношения в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации, и используя приемы данной технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю?
Технология креативного мышления формирует у учащихся:
эффективность восприятия информации, повышение интереса к самому процессу обучения, умение мыслить творчески, умение работать в сотрудничестве.
Технология критического мышления дает учителю:
умение создать в классе атмосферу открытости и равноправного сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных приемов, которые способствуют развитию критического и креативного мышления в процессе обучения.
В данной статье мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с данной технологией и показать практические приёмы использования на уроках английского языка. Я думаю, что для учителей других предметных направлений эти приёмы также будут актуальны. Использование на уроках такого приёма как «See Think Wonder» (приложение №1), помогает закрепить слова раздела или текущего урока, развивает коммуникативные навыки. Этот метод можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся делятся на группы из двух человек и обсуждают картинку, отвечая на вопрос:
What do I see? (Что я вижу?)
What do I think? (Что я думаю?)
What does it make me wonder?
(О чем заставляет эта картинка меня задуматься?)
Этот прием помогает развивать речевые навыки учащихся с использованием лексики данного раздела, а также заставляет найти пути решения проблемы. Прием «See Think Wonder» можно использовать на всех этапах обучения. В начальной школе можно начинать с этапа I see, и дальше дополнять остальными фразами. Эта технология обучения помогает развивать наблюдательность у учащихся, развивает креативное мышление, позволяет высказывать свои мысли вслух, что является эффективным при обучении английскому языку. Оценить
Следующий приём это -The Picture-Word Inductive Model (PWIM)-(Картинка-Слово). Этот метод относится к индуктивной системе обучения, то есть это практический метод обучения, предусматривающий такое ознакомление учащихся с учебным материалом, при котором в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам.
Этот приём предусматривает работу с картинкой, на которой изображены знакомые учащимся предметы. Работа идет с группой слов, которые можно разбивать на определенные категории. Класс делится на группы и им предлагаются следующий вид работы:
-подписать предметы, людей
-объединить слова в группы (у учащихся могут быть разные группы)
-дополнить группы другими словами (4-5 слов)
-заполнить пропуски
-составить предложения с использованием лексики
-составить небольшой связный текст
Приём (PWIM) помогает развивать коммуникативные навыки, нацеленные на составление речевого сообщения в письменной форме, формированию умения выражать мысли в письменной форме, развивая графические и орфографические навыки. Этот приём является универсальным средством для того, чтобы активизировать знания учащихся и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Приём «Сводная таблица» (приложение №2) - это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждая группа получает свой объект сравнения. После знакомства со своим текстом его нужно пересказать всем, выделяя главное. Затем, когда обмен информацией завершён, все учащиеся обдумываю вопрос, как сравнить полученную информацию, выделяют линии сравнения и приступают к заполнению таблицы. Такую же работу можно проделать по разным темам. Основной смысл использования приёма «сводная таблица» заключается в том, чтобы линии сравнения и характеристики, учащиеся выделяли самостоятельно. Для того чтобы в какой-нибудь группе линий сравнения не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно линий, а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать и сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы в форме ключевых слов, понятий, а также в любой другой форме: рисунков, вопросов, цитат и так далее.
Приём «Круги по воде» (приложение №3) Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Приложение
№1 Тема урока «Проблемы окружающей среды» 7 класс УМК «Spotlight»
What do I see? | What do I think? | What does it make me wonder? |
I see a polluted lake. | I think it’s a big ecological problem for environment. | It makes me wonder that we should protect our nature. |
№2 Тема урока: «Объединённое королевство Великобритании» 6 класс УМК «Spotlight»
England | Wales | Comparison | Scotland | Northern Ireland |
| | Symbol | | |
| | Population | | |
| | Climate | | |
| | Places of interest | |
|
№3 Тема урока: «Городская мышь или деревенская» 7 класс УМК «Spotlight»
c | city, capital, citizen |
o | object |
u | underground, |
n | new, nature, |
t | town, tourist, |
r | river |
y | year |
Заключение
Главной особенностью технологии развития креативного мышления, «является построение собственных знаний в рамках своей поисковой деятельности». Рассмотренные приёмы позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Таким образом, использование этих технологии позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.