Материал для уроков математики в 4-5 классах «Признаки и свойства геометрических фигур»
Признаки и свойства геометрических фигур.
Вводная часть.
Дети с ОВЗ – дети, у которых психическое развитие отстает от нормы. Даже, достигнув школьный возраст, они остаются в кругу игровых интересов. Поэтому на уроках важно применять наглядный материал.
Задания разработаны для обучающихся с умственными (интеллектуальными) нарушениями, но могут быть использованы и для других категорий детей.
Предмет: математика.
Класс: 4-5.
Тема: Признаки и свойства геометрических фигур (четырехугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг).
Разработка данных заданий позволяет на простом геометрическом материале обучать детей с ОВЗ, учитывая потребности и возможности ребенка.
Задание 1. На парте геометрические фигуры.
Цель задания: подвести к понятию признак.
Общие задания.
Найдите квадрат (круг, треугольник).
Какого он цвета?
Возьмите его в руки . Из чего он сделан?
По размеру он большой или маленький?
Какой он по форме?
Вывод: в математике существует понятие «признак предмета». С помощью признака можно рассказать о предмете: (какой?) по цвету: красный, синий, зеленый; по форме (круглый, квадратный, треугольный); по размеру (большой, маленький, средний); по материалу изготовления (картонный, бумажный, пластмассовый).
Например: красный, картонный, средний, квадратный – это признаки квадрата.
1 уровень.
Наложи фигуры друг на друга. Найди самую маленькую фигуру (самую большую, среднюю).
Расположи в порядке возрастания размеров: от меньшего к большему.
Назови цвета круга, квадрата, треугольника.
Нарисуй фигуру со следующими признаками: треугольная, маленькая, желтая.
2 уровень.
Расскажи о треугольнике (какой?) (зеленый, картонный, маленький, треугольный).
Расскажи о круге.
Нарисуй фигуру со следующими признаками: треугольная, маленькая, желтая.
3 уровень.
Нарисуй фигуру со следующими признаками: треугольная, маленькая, желтая.
Нарисуй фигуру со следующими признаками: круглая, средних размеров, красная.
Нарисуй фигуру со следующими признаками: квадратная, большая, зеленая.
Что общего у этих фигур? (Геометрические фигуры).
Что общего у квадрата и треугольника ? (Они многоугольники).
Что общего у квадрата и круга? (Размер – больше треугольника)
Задание 2. На парте геометрические фигуры.
Цель задания: находить общее свойство фигур.
1 уровень.
1.Ребята, что лежит у вас на столе? (Квадрат, прямоугольник, четырехугольник).
2. Назовите признаки квадрата.
3. Назовите признаки прямоугольника.
4. Назовите признаки четырехугольника.
5. Посчитайте, сколько сторон у каждой фигуры?
6. Посчитайте, сколько углов у каждой фигуры?
7. Что общего у этих фигур?
Вывод: этой группе фигур можно дать название четырехугольник, так как у всех 4 угла.
2 уровень.
1.Ребята, что лежит у вас на столе? (Квадрат, прямоугольник, четырехугольник).
2. Назовите признаки самой маленькой фигуры.
3. Назовите признаки синей фигуры.
4. Назовите признаки оставшейся фигуры.
5. Посчитайте, сколько сторон у каждой фигуры?
6. Посчитайте, сколько углов у каждой фигуры?
7. Что общего у этих фигур?
Вывод: этой группе фигур можно дать название четырехугольник, так как у всех 4 угла.
3 уровень.
1.Ребята, что лежит у вас на столе? (Квадрат, прямоугольник, четырехугольник).
2. Чем отличаются эти фигуры?
3. Что общего у этих фигур (4 стороны и 4 угла).
4. Как можно назвать эти фигуры (четырехугольники).
Вывод: этой группе фигур можно дать название четырехугольник, так как у всех 4 угла.
Задание 3. На доске геометрические фигуры.
Цель задания: находить предмет, похожий или отличающийся от данного по указанному признаку.
№1 №2 №3 №4 №5 №6
1 уровень.
Назовите фигуры.
Найдите круги. Чем они отличаются?
Найди квадраты. Чем они отличаются?
Найди треугольники. Чем они отличаются?
Найди фигуры, одинаковые по цвету.
Найди фигуры, одинаковые по размеру.
2 уровень.
Назовите фигуры.
Найдите маленький квадрат. Какого он цвета? (№2)
Найдите фигуру такого же цвета. (№5). Как она называется?
Найдите фигуру, похожую на фигуру №5 по форме. (№3).
Найдите фигуру, похожую на фигуру №3 по цвету. (№1)
Какие фигуры остались? Есть ли у их общие признаки?
3 уровень.
Назови фигуры.
Найди фигуры, имеющие одинаковые признаки.
Назови эти признаки.
Найди фигуры, не имеющие одинаковые признаки.
Задание 4. На парте лежат геометрические фигуры.
Цель задания: закрепить понятие «признак предмета»;
1 уровень (1 ряд).
Посмотрите и скажите, какие фигуры представлены перед вами?
Назовите признаки прямоугольника. (красный, большой, прямоугольный).
Назовите признаки квадрата. (Средний, темно желтый, квадратный).
Назовите признаки круга. (Средний, зеленый, круглый).
Назовите признаки треугольника. (Маленький, светло желтый, треугольный).
2 уровень.
Посмотрите и скажите, какие фигуры представлены перед вами?
Каких цветов эти фигуры?
Каких размеров эти фигуры?
Каких форм эти фигуры?
Какие фигуры схожи по цвету?
Какие фигуры схожи по форме?
Какие фигуры схожи по размеру?
3 уровень.
Посмотрите и скажите, какие фигуры представлены перед вами?
Давайте попробуем разложить фигуры на группы. Сколько у вас получилось групп?
По какому признаку вы их объединили? (Дети объясняют объединение в группы, опираясь на признаки: цвет, размер, форма).
Рассматриваются все варианты.