Урок геометрии в 7 классе на тему «Признаки равенства прямоугольных треугольников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Чермен»
ТЕХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Информационно-целевой блок
ФИО учителя Гурциев О.Л. Класс 7 предмет геометрия дата 16.11.2021 г.
Тема урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников».
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока: усвоение учащимися признаков равенства прямоугольных треугольников, умение применять их при решении типовых задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь применять признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач.
Метапредметные:
-регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение, уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
-коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-познавательные: уметь преобразовывать информацию в другую форму.
Ресурсы (основные, дополнительные): карточки для предложений по постановке цели урока и обсуждения плана урока, презентация по теме, учебник «Геометрия 7-9. Атанасян и др.», раздаточный материал с готовыми чертежами.
Организационная структура урока
Этап урока, | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
Этап 1. Организационный Приветствие, организация внимания детей. Включение в деловой ритм. Задать благоприятный психологический настрой на работу. | |||||
Этап 2. Мотивирование к учебной деятельности | |||||
Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Приветствует, проверяет готовность к уроку, проверка домашнего задания, желает успеха. Включение в деловой ритм. - Кто испытал затруднения при выполнении домашнего задания? - Чем отличались задачи? (Одни на нахождение неизвестных величин, а другие - на доказательства) -Обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга. -В свой лист самоконтроля поставьте оценку, поставленную вашим соседом. -О какой геометрической фигуре шла речь в обеих задачах? Из истории возникновения треугольника. Треугольник в геометрии играет особую
- А в жизни? | Подготовка класса к работе: наличие рабочей тетради, учебника, канцелярских принадлежностей, проверка домашнего задания, оценивание товарища. Делают вывод о важной роли треугольника. | Личностные результаты Самоорганизация, самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: | ||
Этап 3. Актуализации и пробного учебного действия | |||||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. -Чем пользовались при доказательстве второй задачи дома? - А какие признаки для произвольных треугольников вы знаете? - Сколько их? Перечислите. - На прошлых уроках мы изучали какие треугольники? - Что вы знаете о их свойствах? Слайд 3, 4. -Посмотрите на рисунок и определите сколько треугольников вы здесь видите? Слайд 5 -Заполните таблицу. Слайд 5 -Оцените себя, поставьте оценку в лист самоконтроля. (без ошибок - оценка «5» 1 ошибка- оценка «4» 2- 3 ошибки - оценка «3» Более 3 ошибок - оценка «2») Вывод. - Что вы знаете про прямоугольный треугольник? (определение и свойства) - Достаточно ли этого для решения задач с прямоугольными треугольниками? (Наверное, нет) Чем мы пользовались при решении домашних задач? (применяли признаки равенства треугольников) - Так к чему мы подошли при изучении прямоугольного треугольника? - Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? -Хорошо. Сколько компонентов есть у треугольника? - Сколько достаточно знать для доказательства равенства треугольников? - А что уже известно в прямоугольном треугольнике? - Как вы думаете сколько достаточно знать компонентов в прямоугольном треугольнике? - Название сторон вы знаете, углы, прилежащие и противолежащие - тоже. Поэтому, давайте подумаем и составим возможные комбинации, по которым могут быть равны прямоугольные треугольники. - Получили 5 комбинаций, других нет. Слад 6,7,8,9,10. | Решение задач на применение определения и свойств прямоугольного треугольника, свойств углов(внешнего угла треугольника, смежных углов), применение теоремы о сумме углов треугольника. Анализ решения задач. Вывод: признаки равенства прямоугольных треугольников применимы для доказательства равенства прямоугольных треугольников, выделяют эти признаки по компонентам самостоятельно. | На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Личностные: Познавательные – анализ, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: Коммуникативныевыражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. | ||
Этап 4. Построение нового знания | |||||
Цель этапа: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.). | -Итак, сегодня на уроке мы изучаем… Создает проблемную ситуацию -Как вы думаете, как можно доказать равенство данных прямоугольных треугольников? -На что будем опираться при доказательстве? -На доске нарисованы пять пар прямоугольных треугольников. - Расставьте на первой паре известные компоненты, и попробуйте доказать равенство первого признака. (1 учащийся у доски) (затем рассмотреть оставшиеся признаки у доски) Итак, 3 признака мы рассмотрели с доказательством, а доказательство 4-го рассмотрим на следующем уроке (дома вспомните какой метод использовали для доказательства признаков равенства треугольников). Пятый признак («По катету и противолежащему острому углу») не сформулирован в учебнике, он идет как отдельная задача, поэтому дома докажите его самостоятельно и наш следующий урок начнем именно с него) | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Личностные: Коммуникативные: Познавательные: | ||
Этап 5. Выявление места и причины затруднения | |||||
Цель этапа:постановка целей учебной деятельности | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1. Решите задачу: слайд11 - Даны чертежи. Для каждой буквы укажите есть ли равные треугольники, и если есть, запишите название используемого признака. (ответы : а) нет б) по гипотенузе и катету в) нет г) по гипотенузе и острому углу д) по катету и прилежащему острому углу е) по двум катетам ) -В листе самооценке оценим себя. - Какие затруднения возникли при решении данного задания? | Соотносят старые и полученные новые знания при решении задач. На основе выполненных действий делают вывод о равенстве прямоугольных треугольников. Делают записи в тетрадях Проговаривают признаки равенства прямоугольных треугольников | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | ||
Этап 6. Применение полученных знаний | |||||
Цель этапа: усвоение учащимися правильного применения признаков равенства прямоугольных треугольников | - Разделимся на группы (по 2 человека) - На каждой парте – тест, решаем тест в группах слайд 12. -После выполнения обменялись работами, и оценили работу другой группы. слайд 13. - Оценка идет в оценочный лист. - Давайте еще раз проверим свои полученные новые знания с помощью ответов «Согласен, не согласен» слайд 14. (работа устно, с проговариванием) | 1.Устанавливают соответствие, обосновывают свой выбор. 2.Решение теста и оценивание товарищей | Личностные: Регулятивные: | ||
Этап 7 . Рефлексии учебной деятельности | |||||
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. - Теперь в листе самоконтроля выведем общую оценку за урок, учитывая и свою устную работу на уроке. Листы мне сдайте слайд 15. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (слайд 16) все – изучить п. 36, выучить формулировки наизусть, доказательства прочитать и разобраться задания по выбору: 1в. - № 262, 264, 2в. - № 268, 269 | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какой материал повторили на уроке? Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись? Что необходимо повторить для успешной работы на следующем уроке? | Личностные: Регулятивные: Познавательные: |
Ответы
1. | 2. | 3. | 4. | |
Вариант 1 | Б | Г | А | Г |
Вариант 2 | Г | В | Б | А |
Вариант 3 | Г | Б | Б | А |
Вариант 4 | Г | А | А | Г |
Использованная литература и источники Интернет
Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2018.
Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2018.
Л.И.Звавич, Е.В.Потоскуев: Тесты по геометрии: 7кл.- М.:Экзамен,2018
10