Урок по геометрии в 7 классе «Признаки равенства треугольников»
Пояснительная записка к презентации
признаки равенства треугольников
PPTX / 115.96 Кб
Конспект урока по теме « Признаки равенства треугольников»
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления признаков равенства треугольников и их применения в процессе решения задач.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Планируемые результаты:
Предметные ( знания, умения, представления) : «открытие» признаков равенства треугольников и применение в решении ключевых задач.
Метапредметные:
регулятивные УУД :
- определение целей учебной деятельности, планирование собственной деятельности, определение средств для ее осуществления, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению;
коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в парах, находить общее решение, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; использовать знаково- символические средства, рисунки для решения задач;
Личностные результаты: формирование ценностного отношения к деятельности, к познанию;
Образовательная цель: обеспечить усвоение учащимися признаков равенства треугольников и их применение при решении задач.
Развивающая цель: развивать мыслительную деятельность, культуру математической речи, умения выдвигать гипотезы, вести поисковую деятельность и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать умения слушать и вступать в диалог, работать в паре;
Педагогические технологии: системно – деятельностный подход;
Методы обучения: проблемный и частично – поисковый;
Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная и фронтальная;
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал, чертежные инструменты, ножницы, экран, мультимедийная презентация;
Ход урока:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Просто, улыбнитесь, потрите руки от удовольствия и скажите себе: « Как я люблю геометрию. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. Ребята, я думаю, вы согласитесь с высказыванием А.С.Пушкина: « Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» / слайд №1/ и эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.
Актуализация знаний учащихся:
- На прошлом уроке Вы познакомились с геометрической фигурой. Какой? Какая была тема урока?
Постройте: АВС и укажите: а) сторону, противолежащую А, В, С;
/Слайд №2/ б) между какими сторонами заключены углы А , В, С
в) углы, прилежащие к стороне АВ, ВС, АС;
г) угол, противолежащий стороне АВ, ВС, АС;
Ответьте на вопросы:
1) Как определить , что треугольники АВС и МNК равны?
2) Сравните треугольники, которые лежат у вас на столах. Приложение №1 / 1-ая пара треугольники можно наложить; 2 –ая пара треугольников нарисованы вместе на листочки и показаны равные элементы./ слайд №3
3) как определить равны ли треугольники, нарисованные на слайде и такие же треугольники у вас на столе? Смогли вы, определить равны эти треугольники? Существуют ли другие способы проверки, равны ли данные треугольники? (проблемная ситуация). Значит, цель нашего урока:………………….
Изучение нового материала:
лабораторная работа /приложение №2/
Тема: ?????
Цель работы : выдвинуть гипотезу о равенстве треугольников
Приборы и материалы: карандаш; линейка, ножницы
Указания к работе:
1. У вас на столе лежат рисунки треугольников и надо определить по рисунку равные элементы и полученные результаты записать в таблицу: /слайд № 4-8/
Номер треугольников |
Равные элементы |
Вывод: (название равных элементов) |
№1 |
||
№2 |
||
№3 |
№ 1
В1
В
С
А
С1
А1
№ 2
В1
С
А
А1
С1
В
№3
А1
В
А
В1
С1
С
2. Ножницами вырежьте треугольники и наложите друг на друга по равным элементам, полученные результаты запишите в таблицу: /слайд №9 -10/
Номер треугольников |
Название равных элементов |
Вывод (формулировка о равенстве треугольников по равным элементам) |
№ 1 |
Две стороны и угол между ними |
По двум сторонам и углу между ними |
№ 2 |
По стороне и двум прилежащим углам |
|
№ 3 |
По трем сторонам |
Сделайте вывод и запишите в тетрадь: о равенстве двух треугольников.
- по каким элементам можно определить равенства двух треугольников? /ученики прочитают, что написали в тетради/ фронтальный опрос/ Сравнение с оригиналом /слайд №10/
-Вернемся к нашем треугольникам, которые мы с вами не смогли сравнить в начале урока / треугольники нарисованные на листочке / слайд №11/
-Итак : Как сравнить равны ли эти треугольники? / ответы учащихся – парная
- Сколько равных элементов нужно найти у двух треугольников, чтобы установить их равенство? Какие это элементы?
- Нашли ли мы новый способ установления равенства треугольников?
- Давайте попробуем сформулировать новый способ установления равенства треугольников»./ формулировка учениками/ Это, ребята признаки равенства треугольников.
- Проверим полученные знания в ходе решения задач:
3.Выполните задание (по готовым чертежам) найти пары равных треугольников и полученные результаты запишите в таблицу: /слайд № 12-13/
№ п/п |
Равные элементы |
Равные треугольники |
Признаки равенства треугольников |
Рис 1 |
|||
Рис 2 |
|||
Рис 3 |
|||
Рис 4 |
|||
Рис 5 |
N
M
N
М
В
А
O
О
K
P
С
K
P
Д
Рис 1. Рис 2. Рис 3.
А
B
В
А
Рис 4 Рис 5
С
Д
Д
С
Итог урока:
Вывод: Мы пришли, к тому ,что существует возможность установления равенства двух треугольников, не производя фактического наложения одного из них на другой, а сравнивая только некоторые элементы треугольников.
ВЫ согласитесь, с высказыванием А.С. Пушкина « Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Д/з : Домашнее задание/ по вариантам/
Выполните лабораторную работу.
1.Постройте с помощью транспортира A = 40°, отрезок АВ = 4 см на одной стороне угла А, отрезок АС = 5 см на другой стороне угла А.
2.Соедините точки А, В и С.
3.Постройте с помощью транспортира A1 = 40°, отрезок А1В1 = 4 см на одной стороне угла А1, отрезок А1 С1 = 5 см на другой стороне угла А1.
4.Соедините точки А1, В1 и С1.
5.Измерьте стороны и углы полученных треугольников, результаты измерений занесите в таблицу:
АВ |
АС |
ВС |
А |
В |
С |
А1 В1 |
А1 С1 |
В1 С1 |
А1 |
В1 |
С1 |
4 см |
5 см |
40° |
4 см |
5 см |
40° |
Вывод: Что можно сказать о равенстве этих треугольников:
1.Постройте отрезок АВ = 5 см и с помощью транспортира A = 60° и В = 45°
2. Точку пересечения сторон угла А и В отметим точкой С.
3. Постройте отрезок А1 В1 = 5 см и с помощью транспортира A1 = 60° и В1 = 45°
4. Точку пересечения сторон угла А1 и В1 отметим точкой С1
5.Измерьте стороны и углы полученных треугольников, результаты измерений занесите в таблицу:
АВ |
АС |
ВС |
А |
В |
С |
А1 В1 |
А1 С1 |
В1 С1 |
А1 |
В1 |
С1 |
5 см |
60° |
45º |
5 см |
60° |
45º |
Вывод: Что можно сказать о равенстве этих треугольников:
Рефлексия: / слайд № 14/
Я на уроке узнал……………………. ……
Мне на уроке понравилось……………….
Меня удивило, что………………………..
В дальнейшем я …………………………
Елена Вениаминовна Чурина