12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булгакова Лариса Ивановна567
Я работаю в сельской школе. Мой стаж- 33 года. Имею высшую квалификационную категорию. Награждена Почётная грамота Министерства образования Ставропольского края за заслуги в области образования, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Россия, Ставропольский край, с.Мирное Благодарненский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Благодарненский городской округ

с.Мирное






Рабочая программа

кружка

«Проба пера»

для 5-9 классов







Составитель:

Булгакова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория






















1. Пояснительная записка



Программа кружка «Проба пера» разработана на основе ФЗ-273 «Об образовании в РФ» п.9, ст.2; п.14, ст.2; п.22, ст.2, Приказа Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г., методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Направленность программы: художественная.

Умению компетентно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно ее высказывать необходимо учиться уже в школе. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются художественные и публицистические тексты.

Программа кружка формирует:1) творческие способности детей в области художественной литературы и публицистики, 2) учит детей анализу общественной культурной жизни, 3) способствует бережному отношению к слову.

Цель работы кружка «Проба пера» - совершенствование и развитие навыков яркой, правильной, содержательной, выразительной речи в устной и

письменной форме.

Задачи: 

- углубление знаний по стилистике, а также знаний основных публицистических жанров и особенностей текстов публицистического и художественного стилей;

- ознакомление с основными требованиями к написанию текстов художественного, публицистического стилей и формирование навыков создания публицистических текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

- развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

- формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

Актуальность программы заключается в том, что занятия направлены на расширение кругозора, возбуждение интереса ребенка к окружающей жизни, развитие личностных качеств. Программа не только способствует решению общих задач изучения русского языка и литературы, но и формирует навык работы с периодическими изданиями, ориентирует учащихся на выбор профессии, предусматривает знакомство с деятельностью работника общественной сферы.

Отличительными особенностями программы является:

- занятия в объединении интегрируются с изучением таких предметов, как литература, русский язык, история, с проектной деятельностью (предметная область); выступление перед публикой (социально-педагогическая область); использование ИКТ (создание мультимедийных презентаций).

- сотрудничество со школьной, сельской библиотеками, сельским домом культуры, общение со сверстниками, родителями и местным социумом.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса в малокомплектной школе с учетом набора учащихся от 11 до 17лет. Дети в возрасте 11-12 лет активны, восприимчивы, обладают высокими резервами развития. Формы работы с ними – коллективно-игровые, беседы. В возрасте 13-14 лет подростки начинают рассуждать, мыслить логически, занимаются самоанализом – применяются формы работы: коллективно-творческие дела, беседы, проекты. С 15-17 лет дети внимательны, работоспособны, могут распределять свою деятельность по времени. Со старшими детьми работа организуется через исследовательскую и проектную деятельность.

Адресат программы: возраст 11-17 лет.

Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные.

Содержание программы включает три раздела:

Понятие о поэзии, признаки поэтического текста.

Проза. Сочинения разных жанров.

Исследовательская и проектная деятельность.

Виды занятий: лекции, беседы, участие в школьных, районных, российских мероприятиях и конкурсах, выполнение самостоятельной, проектной работы, заполнение портфолио, встречи с журналистами, публикации в районной газете.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часов.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Для достижения поставленных задач необходимо соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- системно-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка

- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: предоставление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.



























2. Планируемые результаты освоения курса

Регулятивные:

-определять цели учебной деятельности, формулировать и удерживать учебную задачу,

- соотносить выполненное задание с образцом, построить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон.


Коммуникативные:

-договариваться, находить общее решение,

-аргументировать свое предположение, убеждать и уступать

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта



Познавательные:


-умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты;

-умение грамотно строить монологические высказывания различных форм;

-умение создавать творческие исследовательские работы.

Понимать роль русской литературы в художественной культуре народов России

Видеть особенности языка художественной литературы.

Знать различия стихотворной и прозаической речи.

Различать литературные рода и жанры.


Личностные:

самооценка, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.


Уровни сформированности УУД в результате освоения программы.

Низкий: учащийся только с помощью учителя ставит цели, не мотивирует необходимость построить свой маршрут образования, не самостоятелен, не самокритичен.

Средний: осознает свою роль при постановке цели, но решает свой образовательный маршрут с помощью учителя, делает выводы частично, с трудом устанавливает логические связи.

Высокий: учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия, самостоятельно исправляет ошибки, оценивает свои дейстия, умеет договариваться, имеет богатый словарный запас, самостоятельно устанавливает логические связи, адекватно оценивает себя.

Таким образом, все УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные) представлены тремя уровнями достижения.

3. Содержание программы.



I. Понятие о поэзии, признаки поэтического текста


1.1 Образность поэтической речи. Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Двусложные и трехсложные размеры.

1.2 Понятие рифмы, виды рифм.

1.3 Тропы. Их виды, роль в поэтическом тексте.

1.4 Строфика.

1.5 Канон стихосложения. «Твердые» формы

1.6 Жанры лирики. Оригинальные формы поэзии.


II. Проза. Сочинения разных жанров.

2.1 Тема и основная мысль прозаического текста.

2.2 Репортаж. Основные требования к сочинению-репортажу.

2.3 Отзыв и его виды.

2.4 Портретный очерк.

2.5 Сравнительная характеристика.

2.6 Рассуждение проблемного характера.

2.7 Устный рассказ.

III. Исследовательская и проектная деятельность.

3.1. Проект и исследовательская работа.

3.2 Тезисы и конспекты.

3.3 Цитирование.

3.4 Аннотация.



4. Календарно- тематическое планирование



дата

урока

Содержание занятия


Основной вид деятельности


Творческое домашнее задание


Раздел I. Понятие о поэзии. Признаки поэтического текста



1-2

Что такое поэзия? Образность поэтической речи. Системы стихосложения. Стихотворные размеры (двусложные и трехсложные).Обучение определению размеров (письменно и на слух).

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом


Принести любимое стихотворение, объяснить, почему оно нравится?

Определить размеры стихотворений «Узник» А.С.Пушкина и «Парус» М.Лермонтова


3-4

Понятие рифмы. Виды рифм.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.



Сочинить стихотворение о маме, о себе, о родной природе.


5-6

Тропы. Их виды, роль в поэтическом тексте.

Анализ и систематизация полученных знаний на основе наблюдения за поэтическим текстом.

Сочинение стихов по схеме размера, рифмы и виду тропов.


7-8

Строфика. Понятие строфы как формы организации стихотворной речи. Разнообразие видов строф

Разбор удач и неудач первых творческих работ.


Наблюдение за языковым материалом, работа с текстом. Создание заметок для будущей статьи

Сочинение стихов по предложенному типу строфы.


9-10

Канон стихосложения. «Твердые» формы стиха. Английские лимерики и японские хокку (хайку). История, тематика, строение.

Сопоставление разных форм стиха, выявление характеристик, составление таблицы..

Сочинить лимерики и хокку.


11-12

Жанры лирики. Оригинальные формы поэзии.

Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия. Основные законы названных жанров. Понятие лирического героя.

Систематизация материала по жанрам: подготовка к написанию статьи (заметки с примерами)

Сочинение стихов по законам определенного жанра.

Раздел II. Проза. Сочинения разных жанров.


13-14

Тема и основная мысль прозаического текста..

Творческая мастерская с анализом текстов. Определение основной мысли и и темы текстов.

Сочинить свой рассказ на заданную тему, прокомментировать его основную мысль


15-16

Репортаж как жанр публицистики. Основные требования к сочинению-репортажу..

Сопоставление отрывка заметки о репортажа об Арктике. Выявление отличия.

Сочинить репортаж о школьных соревнованиях по волейболу..


17-18

Отзыв и его виды.

Групповая исследовательская работа по выявлению особенностей отзыва с элементами анализа рассказа А.Куприна «Чудесный доктор»

Написать отзыв на рассказ Ч.Айтматова

«Я – сын Токтосуна»


19-20

Портретный очерк. Что является основой очерка?

Систематизация материала по подготовке к написанию очерка о земляке-ветеране ВОВ

Написание очерка о своем ветеране-земляке ВОВ или своем прадеде.


21-22

Сравнительная характеристика. Композиция

Сочинения со сравнительной характеристикой.


Творческая мастерская с анализом собственных высказываний по наблюдению героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Написать сравнительную характеристику героев повести Л.Н.Толстого «Отрочество» Катеньки и Любочки.


23-24

Рассуждение проблемного характера. Особенность композиции.

Систематизация материала по подготовке к написанию рассуждения на определенные нравственные темы.

Работа над созданием сочинения-рассуждения по повести В.Быкова «Сотников»


25-26

Устный рассказ. Типы речи устного рассказа.

Творческая мастерская с составлением разных по типу речи устных рассказов.

Составить устный рассказ на тему «Современный человек и его роль в обществе»

Раздел III. Исследовательская и проектная деятельность.


27-

28

Проект и исследовательская работа: сходства и различия. Принципы работы.


Слушание объяснений учителя.

Самостоятельная работа с материалом для исследования.


Составить мини-проект «Жаргонная лексика ИКТ»



29-30

Тезисы и конспекты.

Слушание объяснений учителя.

Работа с учебной литературой. Составление тезисного плана.



Составить тезисы выступления по статье Д.Лихачева «Родная земля»



31-32

Цитирование. Способы цитирования.

Анализ и систематизация полученных знаний на основе наблюдения за публицистическим текстом.

Работать по корректированию сочинения ученика с точки зрения правильного в нем цитирования (материал учебника)



33

Аннотация и ее виды.

Слушание объяснений учителя.

Работа с научной и публицистической литературой. Формирование умения правильно писать аннотацию к собственной исследовательской работе.

Написать исследовательскую работу на любую тему, включив в нее аннотацию.



34

Итоговое занятие кружка.

Отчет по индивидуальным образовательным маршрутам.


























5. Список использованной литературы



Калинин А.В. Культура русского слова. М.,1984.

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2001.

3. Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2003.

4. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.
5. Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2003.
6. Т.А.Ладыженская и Т.С. Зепалова. Развивайте дар слова М., 1990.
7 Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2002.
8. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.
9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.