Статья «Проблема экологического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях»
УДК 372.857
Ковязина Юлия Равилевна
учитель биологии и химии
МБОУ СОШ №56,
г. Уфа
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Аннотация
Перед современной школой стоит задача большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты ее природных богатств. В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Предложены некоторые пути экологизации рабочих программ естественно-научных предметов, изучаемых в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова.
Экология. Экологическое образование. Экологическое воспитание.
Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования, а также формирование экологического сознания у подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания, и развития человека на протяжении всей его жизни [1].
Учиться экологии необходимо всю жизнь: основы экологического образования ребенок получает в семье и дошкольных учреждениях и продолжает его развивать в средней и высшей школах. Именно поэтому необходимо реализовывать преемственность экологического образования и воспитания на всех ступенях обучения человека. Однако центральное место в экологическом образовании занимает школа. Здесь ученики узнают о ценностях и моделях поведения, которые останутся с ними на протяжении всей взрослой жизни.
Цель обучения школьников экологии - сделать заботу о природе частью своей жизни, а не просто изучать ее. Идея, лежащая в основе подобного образования, заключается в том, чтобы молодые люди развивали экологическое мышление и использовали его для преодоления сегодняшних экологических проблем, ощущая свою социальную значимость в данном вопросе.
Тема экологического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях очень актуальна, проблематична и требует много усилий, чтоб получить положительные результаты.
Экологические знания школьники получают на уроках биологии, географии, химии. Однако целостное представление о современной экологии таким путем сформироваться не может [2].
В базисном учебном плане многих школ отсутствует предмет «Экология». Решить эту проблему можно путем адаптирования рабочих программ естественно – научных предметов, добавляя экологическую составляющую в теоретические и практические занятия в средних и старших классах. Чтобы добиться выполнения поставленных целей и задач, я разработала собственную программу по экологическому воспитанию в средней школе.
Так, например, в рамках уроков биологии в 6 и 7 классах ученики получают дополнительную информацию об экологическом значении представителей всех царств живой природы; расширяем представление о значении растений, грибов, бактерий и животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов, в качестве места обитания. При изучении систематики растений, особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям флоры республики Башкортостан, причинам снижения биоразнообразия в экосистемах нашей республики. Углубляемся в вопросы адаптации растений к условиям среды, делением их на экологические группы. В рамках изучения темы «Природные сообщества», рассматриваем экологические проблемы города Уфы, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в этом процессе.
В 8 классе при изучении курса «Человек и его здоровье», подробно рассматриваем вопросы экологии человека, влияние негативных факторов окружающей среды на организм человека. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия. Подробно говорим о поведении человека в природе.
Программа 9 класса предусматривает изучение курса «Общая биология» и включает темы, рассматривающие экологические вопросы. В данном случае я стараюсь рассматривать эти темы на примерах нашей республики, нашего района. При изучении процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности изменчивости» (роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств), что конечно не может способствовать выполнению задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание практически каждого урока я добавляю экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока. В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы я добавляю лишь региональные данные. С учениками изучаем материалы Государственных докладов о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан. Учимся находить достоверные источники информации об экологическом состоянии окружающей среды республики. Знакомимся с методами определения качества воздуха, водных объектов, почвы.
Таким образом, считаю, что, уделяя внимание основам экологии во время составления урока, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.
Одним из путей творческого восприятия современных достижений является систематическая научно-исследовательская работа. Наша школа находится в промышленной части города Уфы, поэтому среди моих учеников всегда наиболее остро воспринимаются вопросы безопасности окружающей среды.
Наши научно-исследовательские работы ориентированы на выявление экологических проблем конкретной местности. Ученики получают навыки проектной работы, коллективной деятельности, учатся широко мыслить и находить ответы на проблемные вопросы. Но, самое главное, реализуется поставленная цель: ученики начинают проявлять интерес к природе, к ее охране, преобразованию и бережному отношению к ней. Формируется познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Такая деятельность направлена на личностно-ориентированную работу с учениками, развивает в личности каждого ребенка эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду.
Сегодня, в условиях распространения пандемии, обостряющихся глобальных экологических проблем, мы остро ощущаем свою зависимость от окружающей нас природной среды. Убеждаемся, что взаимодействие человека и природы очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам, и прививать чувство ответственности, навыки бережного отношения к окружающей среде и нашим школьникам.
Литература
Жиренко О.Е. Нравственное экологическое воспитание школьников: основные аспекты сценарии мероприятий / Жиренко О.Е. – Москва: 5 за знания, 2007- 208 с.
Миркин Б.М. Экология для устойчивого развития для Башкортостана /
Миркин Б.М. – Уфа: Полипак, 2006- 153с.