"Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе"
Тема: «Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе»
Учитель: Марченкова В.С.
ГБОУ «Школа №88 г.о. Донецк»
Проблемы реализации ФГОС начального образования.
Проблемы и риски.
С 1. 09. 2022 года все школы России перешли на ФГОС НОО. Наша школа не стала исключением. Я со своим 1 классом перешла на ФГОС раньше, работая по апробации новых стандартов с 2022 по 2024 учебные годы.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:
– к структуре основных образовательных программ;
– к условиям реализации основных образовательных программ;
– к результатам освоения основных образовательных программ;
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.
Риски и проблемы при введении ФГОС
В период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения, педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.
Начало работы школы по ФГОС ответственный шаг. Особо сложно быть первыми, как всегда впереди начинаний оказались учителя начальных классов, которым приходиться преодолевать все тяжести и бороться с рисками начинаний.
Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы работа по ФГОС НОО стала ответственным шагом. В школе была создана рабочая группа, члены которой работали над разработкой основной образовательной программы начального общего образования. Учителя нашей школы выбрали для реализации всех задач ФГОС УМК «Ритм». Была организована работа с учителями начальных классов по их подготовке к реализации требований Стандарта. Все учителя прошли курсы повышения квалификации. Кроме урочной деятельности много вопросов возникало с организацией внеурочной деятельности. Особое внимание педагоги уделяли подготовке к формированию универсальных учебных действий у младших школьников, освоению современных образовательных технологий. Совместная работа дала положительные результаты.
Управление введением ФГОС НОО в общеобразовательные учреждения осуществлялось через нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, кадровую политику, информационное обеспечение и материально-техническое сопровождение
Основные затруднения:
1. Реализация требований ФГОС НОО осуществляется через основную образовательную программу, которая разрабатывается на основании примерной программы, особенностей ОС и УМК, реализуемых в ОУ, а так же с учетом особенностей данного учебного заведения. Эта программа разрабатывалась и реализовывается впервые в воспитательно-образовательном процессе школы.
2. Была сложность с разработкой плана, в вариативной части которого должно быть до 10 часов внеурочной деятельности.
3. Реализация различных моделей организации внеурочной деятельности в соответствие с условиями ОУ (кадровыми, материально-техническими, финансовыми и др.)
4. Недостаточная материально-техническая база школы для реализации требований ФГОС.
5. Недостаточное методическое обеспечение учителя начальных классов.
6. Недостаточное взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации требований ФГОС НОО.
7.Недостаточное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а так же организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, а так же родителей.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за ФГОС, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогли семинары ( несколько семинаров было проведено на базе нашей школы), курсы повышения квалификации, помощь коллег. С появлением первого опыта проясняется логика идеи. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле. Изучив подробно методические рекомендации по введению ФГОС, найдены ответы на вопросы, которые вызывали затруднения (планирование, УУД и др.).
Я считаю, что мне повезло быть одной из первых в работе по ФГОС. Вовремя прошла курсы по внедрению ФГОС .Я была кутором среди учителей начальных классов. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.
Тема: «Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе»
Учитель: Марченкова В.С.
ГБОУ «Школа №88 г.о. Донецк»
Проблемы реализации ФГОС начального образования.
Проблемы и риски.
С 1. 09. 2022 года все школы России перешли на ФГОС НОО. Наша школа не стала исключением. Я со своим 1 классом перешла на ФГОС раньше, работая по апробации новых стандартов с 2022 по 2024 учебные годы.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:
– к структуре основных образовательных программ;
– к условиям реализации основных образовательных программ;
– к результатам освоения основных образовательных программ;
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.
Риски и проблемы при введении ФГОС
В период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения, педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.
Начало работы школы по ФГОС ответственный шаг. Особо сложно быть первыми, как всегда впереди начинаний оказались учителя начальных классов, которым приходиться преодолевать все тяжести и бороться с рисками начинаний.
Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы работа по ФГОС НОО стала ответственным шагом. В школе была создана рабочая группа, члены которой работали над разработкой основной образовательной программы начального общего образования. Учителя нашей школы выбрали для реализации всех задач ФГОС УМК «Ритм». Была организована работа с учителями начальных классов по их подготовке к реализации требований Стандарта. Все учителя прошли курсы повышения квалификации. Кроме урочной деятельности много вопросов возникало с организацией внеурочной деятельности. Особое внимание педагоги уделяли подготовке к формированию универсальных учебных действий у младших школьников, освоению современных образовательных технологий. Совместная работа дала положительные результаты.
Управление введением ФГОС НОО в общеобразовательные учреждения осуществлялось через нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, кадровую политику, информационное обеспечение и материально-техническое сопровождение
Основные затруднения:
1. Реализация требований ФГОС НОО осуществляется через основную образовательную программу, которая разрабатывается на основании примерной программы, особенностей ОС и УМК, реализуемых в ОУ, а так же с учетом особенностей данного учебного заведения. Эта программа разрабатывалась и реализовывается впервые в воспитательно-образовательном процессе школы.
2. Была сложность с разработкой плана, в вариативной части которого должно быть до 10 часов внеурочной деятельности.
3. Реализация различных моделей организации внеурочной деятельности в соответствие с условиями ОУ (кадровыми, материально-техническими, финансовыми и др.)
4. Недостаточная материально-техническая база школы для реализации требований ФГОС.
5. Недостаточное методическое обеспечение учителя начальных классов.
6. Недостаточное взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации требований ФГОС НОО.
7.Недостаточное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а так же организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, а так же родителей.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за ФГОС, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогли семинары ( несколько семинаров было проведено на базе нашей школы), курсы повышения квалификации, помощь коллег. С появлением первого опыта проясняется логика идеи. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле. Изучив подробно методические рекомендации по введению ФГОС, найдены ответы на вопросы, которые вызывали затруднения (планирование, УУД и др.).
Я считаю, что мне повезло быть одной из первых в работе по ФГОС. Вовремя прошла курсы по внедрению ФГОС .Я была кутором среди учителей начальных классов. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.